«Использование средств наглядности, как стимула развития речи на внеклассных занятиях ».
статья на тему

статья для методобъеденения в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sredstv_naglyadnosti.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование средств наглядности,как стимула развития речи на внеклассных занятиях ».

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, является его речь. Возникнув в раннем возрасте в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постоянно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность речи.

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь- способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность не невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи воспитанников.

Первым условием возникновения и развития речи является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи воспитанников является создание ситуаций, вызывающих потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие речевого содержания, материала, т.е. того, о чём нужно сказать.

Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного языкового развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Развивая речь учащихся, я стараюсь придерживаться чётко определённых характеристик речи, к которым следует стремиться.

Первое требование к речи - содержательность. Рассказ или диалог должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радио и телепередач.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность, отсутствие повторений, чего- либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. Конечно, в нашей школе, к нашим детям не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача должна предусматриваться.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю. Речи вредит излишняя запутанность. Она должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда только воздействует на слушателя, когда она выразительна (шестое требование), т.е. ярка, красива, убедительна. И ясность, и выразительность речи предполагает также её чистоту- отсутствие лишних слов, слов «паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и пр.

Также имеет значение правильность речи (седьмое требование) - её соответствие литературной норме.

Перечисленные требования тесно связаны между собой. И все они применимы к учащимся, воспитанникам нашей школы. Стремление к их соблюдению развивает у детей умение совершенствовать культуру речи.

Для достижения определённых результатов в работе по развитию речи, конечно же, опираюсь на основные педагогические принципы. Уделю внимание одному из них - принципу наглядности. Наглядность помогает создавать представление об отдельных предметах и явлениях. С помощью наглядности создаются ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая воспитанников к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях.

По словам К.Д.Ушинского «...Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».

Для реализации принципа наглядности использую разнообразные средства:

печатные - учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины, иллюстрации, раздаточный материал;

демонстрационные - гербарии, муляжи, макеты и т.д.;

аудиовизуальные - видеофильмы на цифровых носителях, мультфильмы, звукозаписи.

К наиболее распространённым печатным наглядным пособиям относятся картины, иллюстрации. Яркий зрительный образ вызывает у ребёнка естественное желание поделиться впечатлением об увиденном, высказать своё отношение к тому, что изобразил художник. Используя репродукции картин с изображением сезонов природы, пейзажи можно научить детей смотреть, наблюдать, сравнивать предметы и явления, устанавливать их сходство и различие, обращать внимание на форму, цвет, местоположение и другие признаки. И наконец,  допустим, жанровая картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка» стимулирует воображение ребят и может ещё использоваться как материал  для дальнейшего развития сюжета, намеченного художником, или для восстановления предыстории того что изображено им. В этом случае картина облегчает работу над повествованием, подготавливает к работе по другим источникам (на основе жизненных наблюдений, по воображению). Например, можно придумать рассказ на одну из тем; «История двойки», «Опять двойка», «Как Митю коньки подвели». Художник как бы моделирует действительность, воспроизводит кусочек жизни, тем самым облегчает наши наблюдения, помогает организовать их.

Картина стимулирует поиск языковых средств, адекватных ярким зрительным образам, поэтому может быть использована дх отработки навыков правильного и точного употребления слов. С другой стороны, использование картины предполагает умение читать её, развитие определённого уровня эстетического восприятия.

В отличие от картин, облегчающих организацию коллективных наблюдений и обсуждений, раздаточный материал предназначав для индивидуальной работы. В нём, например, могут быть предусмотрены задания направленные на воспитание культуры речевого поведения, полнее реализовать возможности ситуативного рисунка для отработки «вежливых» оборотов. М< предложить составить диалог на основе рисунка, изображают почтальона и адресата, который с недоумением смотрит на врученное ему письмо. Для развития связной речи полезны

задания: подобрать к рисунку подпись или придумать самому, устно описать рисунок; составить на его основе рассказ.

Демонстрационные средства призваны помочь ребёнку освоить использование признаков предметов и действий. Работа по выделению признаков связывается с наблюдением, с чувственным опытом. Воспитанники учатся ощущать ароматы цветов, луга, сосны, ели, фруктов; различать цвета, окраски, и называть их оттенки; различать и описывать фактуру предметов; наблюдать человека - его внешность, черты лица, выражение настроений, указывать черты его портрета; наблюдать жизнь животных, их повадки; наконец наблюдать наш язык - замечать и выделять особенности его форм и значений.

Современное внеклассное занятие невозможно представить без аудиовизуальных средств - учебных, художественных, мультипликационных фильмов на цифровых носителях. Их применение раскрывает большие возможности для реализации принципа наглядности. Они позволяют знакомить детей с современными достижениями науки, техники, производства, культуры, с явлениями недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые места и времена, в космос, проникать в недра, наглядно представлять и разъяснять явления природы и общественной жизни. Они вводят в занятие фактический материал, превращают язык абстракций в живое средство общения, дают возможность и воспитателю и детям творить и фантазировать, моделировать взаимное общение, делая его живым и интересным. Их можно применять на любом этапе занятия, не портя и не нарушая структуры. Аудиовизуальные средства усиливают восприятие информации, что позволяет улучшить качество понимания материала, помогает развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, довести до логического конца неправильные рассуждения ребёнка, что является убедительным, но не всегда достигается словом воспитателя.

Все перечисленные средства наглядности можно использовать в комплексе, что даёт определённый педагогический эффект: воспитывает внимание, наблюдательность ребят, развивает дар слова и мышление, стимулирует творческие способности, вызывают интерес к языку, желание овладеть его богатствами.

Кроме того, средства наглядности облегчают использование наиболее эффективных методов и приёмов воспитания, дают возможность совершенствовать их, разнообразить организационные формы работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников

Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Статья "Использование средств наглядной агитации, технических средств (трансляция правил поведения в ЧС) в подготовке персонала и учащихся к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории образовательной организации"

В настоящее время происходит внедрение ФГОС.  Учебный предмет "ОБЖ" обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных возможностей учащихся в образовательном пр...

Драматизация на уроках английского языка как стимул развития речи

Драматизация является серьезным подспорьем при изучении иностранного языка. Игры, инсценировки, театральные постановки служат стимулом к овладению иностранной речью, помогают создать ситуацию, в котор...

Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи

Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...

Консультация для педагогов на тему: "Использование наглядного материала по развитию речи"

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов &ndash...