Программа кружка "Мир Фантазий. Арт-бетон"
методическая разработка (8 класс)

Серебренникова Татьяна Николаевна

Программа кружка предназначена для дополнительных занятий с учащимися с нарушением слуха целью, которой является повышение уровня развития познавательной творческой активности.

Дополнительное образование школы ставит перед собой три основные цели: осу­ществление взаимосвязи дополнительного образования с основным, всестороннее раз­витие личности обучающихся с нарушением слуха, а также вос­питание достойного гражданина - и основано на принципах общедоступности, направленности на всестороннее развитие ребенка и бесплатности услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_beton_programma.docx556.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\000\Downloads\20241001_143257.jpg

Пояснительная записка.

Программа кружка предназначена для дополнительных занятий с учащимися с нарушением слуха целью, которой является повышение уровня развития познавательной творческой активности.

Дополнительное образование школы ставит перед собой три основные цели: осуществление взаимосвязи дополнительного образования с основным, всестороннее развитие личности обучающихся с нарушением слуха, а также воспитание достойного гражданина - и основано на принципах общедоступности, направленности на всестороннее развитие ребенка и бесплатности услуг.

Наряду с основным дополнительное образование затрагивает аспекты обучения, воспитания и развития учеников с нарушением слуха. Это проявляется в развитии их творческих способностей, интеллекта, духовного мира, что способствует успешной социальной адаптации. Воспитание личностных качеств обучающихся с нарушением слуха, ответственности за себя помогает продуктивно организовывать свое свободное время. Реализация себя в общении в школе позволяет поддерживать статус учащегося, стимулировать учебную мотивацию, вырабатывать адекватную самооценку и создавать психологический комфорт в процессе обучения.

При работе с обучающимися с нарушением слуха педагоги дополнительного образования сталкиваются с проблемами речи, закомплексованностью, неумением справляться со стрессами и с детьми социально незащищенными.

В результате тесного взаимодействия преподавателя с учащимися появляется возможность каждого ребенка реализовать себя, применить свои умения и поучаствовать в жизни мира на его уровне, так, как он умеет. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребенка; на создание в школе обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, индивидуальность, художественное творчество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В рамках программы по кружка «Мир фантазий. Арт-бетон» учащиеся с нарушением слуха получают знания, как обращаться с инструментом, характеристики строительных материалов, изучают в теории и на практике технологический процесс изготовления изделий.

Занятия кружка позволяют дать учащимся с нарушением слуха дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (акриловые и латексные краски на водной основе).

Деятельность учащихся с нарушением слуха направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: штукатур, облицовщик - плиточник, маляр строительный и затрагивает профессии мозаичника, художника, декоратора, дизайнера.

Учащиеся с нарушением слуха пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся с нарушением слуха возрастной категории от 14 до18 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей подростков.

Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений обращения с ручным инструментом. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности.

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание учащихся. Кружок «Мир фантазий. Арт-бетон» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности подростка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В данный коллектив принимаются все желающие. Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ

Учебно-методическое обеспечение.

Творческие работы на занятиях проводятся с учетом психофизиологических особенностей и возможностей учащихся с нарушением слуха.

Цели кружковой работы

Развитие творческих способностей учащихся с нарушением слуха, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Развитие интереса у подростков к профессиям: штукатур, облицовщик - плиточник, маляр строительный и затрагивает профессии мозаичника, художника, декоратора, дизайнера.

Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Формирование личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым нравственных норм поведения.

Образовательная цель - развитие личности подростка, способного к творческому самовыражению через овладение основами технологии изготовления изделий своими руками.

Цели будут достигнуты при условии, если ученик будет заинтересован в созидании нового и появится великое желание все выполнить своими руками.

Задачи

Образовательные задачи

Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;

Обучить изготавливать поделки, сувениры с использованием различных материалов: цемента, гипса, лаков, красок, из природных материалов и т.д.;

Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности учащихся с нарушением слуха.

Развивающие задачи.

Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.

Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

Развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи.

Формировать гражданскую позицию, патриотизм.

Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.

Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Коррекционные задачи.

Развивать связную устную речь.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развивать у учащихся с нарушением слуха умение отвечать на вопросы полным предложением.

Совершенствовать навыки самоконтроля за собственным произношением.

Обогащать словарный запас учащихся с нарушением слуха.

Уникальность программы кружка

Программа имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся с нарушением слуха используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения:

1 час в неделю, 34 часа в год.

Учащиеся с нарушением слуха изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения.

В кружке организовано воспитание и образование подростков в разновозрастной группе.

Ведущий вид деятельности – практический.

Всего на работу кружка отводится 1 час в неделю: – 1 день в неделю.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня, она направлена на развитие коммуникативных умений, творческих задатков и способностей, уважение достоинства человека с разными возможностями, культуры поведения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Мир фантазий. Арт-бетон

Освоение детьми с нарушением слуха данной программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся с нарушением слуха следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней
  • бережное отношение к своему здоровью
  • проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению
  • овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).

Регулятивные:

  • умение проговаривать последовательность действий
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию
  • умение работать по предложенному учителем плану
  • организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования
  • умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
  • умение формулировать совместно с учителем задание.

Познавательные

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы
  • умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты.

Коммуникативные

  • умение осуществлять совместную деятельность
  • умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом
  • умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Другими результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

  • выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка с нарушением слуха
  • обогащения новым опытом художественной деятельности
  • развития эмоциональной сферы и творческой активности
  • повышения мотивации к различным видам искусства
  • максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе
  • развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения
  • активное участие  в процессе создания творческих работ
  • позитивный настрой детей в работе.

Ожидаемый результат

К концу года обучения учащиеся с нарушением слуха должны знать:

Роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

Свойства наиболее распространенных материалов (при выборе материала, его классификации и назначения для выполнения проекта);

Роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

Правила выполнения эскизов, технических рисунков и изделий.

К концу года обучения учащиеся с нарушением слуха должны уметь:

Рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

Выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

Составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

Выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, инструмента, приспособлений, оборудования;

Изготавливать изделия по эскизу и контролировать его качество;

Выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;

Осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.

Изготовить не менее одного изделия, принимать участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.

Оценка планируемых результатов освоения программы

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы кружка определяется на основе участия ребенка с нарушением слуха на занятиях и конкурсах. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

- по оценке творческой продукции ребенка;

- по повышению уровня общей культуры;

- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

- по отношению в коллективе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п

Тема занятия

Кол. час.

1.

Знакомство.

Что такое архитектурный бетон?

1

2.

Техника безопасности работы с арт-бетоном.

Разновидности архитектурного бетона.

1

3.

Использование архитектурного бетона.

Знакомство с работами из арт-бетона

1

4.

Изготовление эскизов.

1

5.

Подготовка каркаса

2

6.

Самостоятельное изготовление архитектурного бетона

Знакомство с инструментами по работе с арт-бетоном

1

7.

Формирование изделия

2

  1. 8.

Формирование деталей изделия

1

  1. 9.

Формирование деталей и обработка изделия шлифовальными инструментами

1

  1. 10.

Обработка изделия шлифовальными инструментами.

Грунтовка изделия.

1

  1. 11.

Покраска изделия

2

  1. 12.

Покрытие изделия акриловым лаком

1

13.

Знакомство с формами для заливки разных изделий.

1

14.

Подготовка эскизов изделий для заливки из форм.

1

15.

Работа с формами для заливки бетона. Изготовление изделий.

1

16.

Обработка изделия шлифовальными инструментами.

Грунтовка изделия.

1

17.

Покраска готового изделия

2

18.

Покрытие акриловым лаком изделия

1

19.

Знакомство с профессиями, связанными с арт-бетоном

1

20.

Изготовление эскизов.

1

21.

Подготовка каркаса

1

22.

Формирование изделия

2

  1. 23.

Формирование деталей изделия

1

  1. 24.

Обработка изделия шлифовальными инструментами

1

  1. 25.

Обработка изделия шлифовальными инструментами.

Грунтовка изделия.

1

26.

Покраска готового изделия

2

27.

Покрытие акриловым лаком изделия

1

28.

Выставка работ

1

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЦЕМЕНТ – это строительный материал, в состав которого входит известняк и глина. При взаимодействии с водой или другими жидкостями цемент образует однородную массу (цементное тесто), которая со временем загустевает, твердеет и приобретает прочность камня.

БЕТОН - каменный строительный материал, получаемый в результате затвердевания цемента

АРХИТЕКТУРНЫЙ БЕТОН - строительная смесь на основе цементно-песчаного состава, из которого можно создавать архитектурные объекты.

АРХЕТИКТУРА – искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения для жизни и деятельности человека.

ГИПС строительный быстроотвердевающий материал, получают из гипсового камня. Гипс применяют, как в строительном деле так и в медицине (для ограничения подвижности частей тел при лечении переломов).

ЭСКИЗ — рисунок, предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения или отдельной его части.

КАРКАС -  внутренняя несущая конструкция, состоящая из сочетания линейных элементов. Каркас призван выдерживать нагрузки, обеспечивать прочность и устойчивость объекта.

СКУЛЬПТУРА – вид изобразительного искусства, произведения которого   имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов.

САДОВАЯ ФИГУРА - это, как правило, гипсовые или бетонные изделия, способные украсить сад, оформленный в любом стиле.

ФОРМА ДЛЯ ЗАЛИВКИ ИЗДЕЛИЯ – открытая сверху емкость, соответствующая по своим размерам отливаемому изделию. В нее заливается цементный раствор с добавлением (по необходимости) полимерных пластификаторов, красителей и других добавок.

ДИЗАЙН – проектировать, чертить, задумать, деятельность по проектированию

ШЛИФОВКА БЕТОННОГО ИЗДЕЛИЯ – способ обработки бетонной поверхности, при котором удаляется старое покрытие, восстанавливаются поврежденные участки, выравнивается основание для дальнейшего нанесения защитных материалов.

ГРУНТОВКА БЕТОННОГО ИЗДЕЛИЯ - это состав, который наносится первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность. Задача — создать надёжное сцепление верхних слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выровнять её впитывающую способность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Воздушные фантазии" для младших школьников

Игровая программа "Волшебные фантазии" для детей младшего школьного возраста. Можно воспользоваться трафаретами для поделки "Смешарика"...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Реализация образовательной программы "Музыкальные фантазии"

"Музыкальные фантазии" - образовательная программа художественно-эстетического направления...

Рабочая программа "Музыкальные фантазии"

Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения....

Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»

Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой...