« Логопедическое сопровождение» 2« А » класс (в соответствии с АООП УО (вариант 1))
рабочая программа
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа – интернат №2»
«Согласована» Принята решением педагогического совета протокол от 29 августа 2024 г. № 1 Рассмотрена на заседании МО | «Согласована» | «Утверждена» «Волгоградская школа-интернат №2 ________ |
Введена в действие приказом от 29 августа 2024 г. № 312 |
Рабочая программа
« Логопедическое сопровождение»
2« А » класс
(в соответствии с АООП УО (вариант 1))
Разработала: учитель-логопед Ларионова Ирина Фёдоровна |
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическое сопровождение» для 2А класса разработана на основании нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников";
- санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
- санитарные правила и нормы санпин 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской федерации федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2021 г.
- адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2», принятая решением педагогического совета № 1 от 28.08.2023 г., введенная в действие приказом № 303 от 28.08.2023 г.;
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» во 2 классе рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю в форме групповых занятий;
1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) – 3 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа).
62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» во 2 А классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
- повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
- закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
- расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
- вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
- обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 2 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
- практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
- словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела |
1 | Обследование устной и письменной речи |
2. | Звуки и буквы |
3. | Звуко-буквенный анализ |
4. | Ударение |
5. | Слоговой состав слова |
6. | Согласные звуки |
7. | Работа над словом |
8. | Работа над предложением |
9. | Предлоги |
Коррекционный курс рассчитан:
класс | Кол-во учебных недель | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов за год |
2а | 34 | 3ч | 102 ч |
Планируемые результаты
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
- формирование представления о смысле учения в школе, положительного отношения к логопедическим занятиям;
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком, используя в распространенной фразе свои намерения;
- ориентировка в пространстве класса, употребляя словарь наречий пространственного значения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
- развитие умения слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;
- умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения.
Предметные:
Минимальный уровень:
- четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков; правильно обозначать звуки буквами;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова;
- составлять предложение по образцу;
- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Достаточный уровень:
- знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов);
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком;
- распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных
- позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова;
- правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
- определять количество слов в предложении на слух, место слова;
- составлять предложения с заданным количеством слов; выделять предложения из речи и текста;
- правильно употреблять предлоги;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования (с конца 2-го триместра 2 класса). Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
- высокий – 100 - 80%;
- выше среднего – 79,9 -65%;
- средний – 64,9 - 45%;
- низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа – интернат №2»
«Согласовано» Принято решением педагогического совета протокол от 29 августа 2024 г. № 1 Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании МО | «Согласовано»
| Утверждено и введено в действие приказом от 29 августа 2024 г. № 312 |
Календарно-тематическое планирование
«Логопедическое сопровождение»
2 «А» класс
на 2024-2025 учебный год
Разработала: Ларионова Ирина Фёдоровна |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
на 2024 -2025 учебный год 2А класс
№ | Тема | число | Кол- во | Предметное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Обследование устной и письменной речи | ||||||
1. | Обследование звукопроизносительной стороны речи | 02.09. | 2 | Выявление умения ребенка произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении. Придумывание короткой фразы с заданным словом | Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях). Подбирает картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда | Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывает короткие фразы с заданным словом. Подбирает картинки на заданный звук |
04.09 | ||||||
2. | Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 06.09 | 2 | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам |
09.09 | ||||||
3. | Обследование связной речи, словарного запаса | 11.09 | 2 | Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания | Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда | Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам |
13.09 | ||||||
4.. | Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова | 16.09 | 2 | Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. Произнесение звуков в слове, определения их количества и последовательность | Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно | Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления |
5. | Обследование навыка чтения | 18.09 | 2 | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста | Читают слоги и слова. Отвечают на вопросы с опорой на картинку | Читают доступный текст правильно, по слогам, сознательно, соблюдая паузы на знаках препинания |
6. | Обследование навыка письма | 20.09 | 1 | Написание диктанта | Списывают с печатного шрифта доступный текст | Умеют писать под диктовку текст |
Звуки и буквы | ||||||
7. | Звук. Звуковой состав слова | 23.09 | 2 | Уточнение представлений о существенных признаках звуков. Развитие фонематического восприятия | Умеют называть органы артикуляции, которые участвуют в образовании звуков с опорой на профили артикуляции | Знают способы образования различных звуков. Умеют называть органы артикуляции, которые участвуют в образовании звуков. Умеют определять количество и порядок звуков в слове |
25.09 | ||||||
8. | Звуки и буквы. Гласные и согласные | 27.09 | 2 | Различение гласных и согласных звуков и букв. Знакомство с артикуляцией звуков и способами их образования | Умеют на слух различать гласные и согласные звуки в односложных и двусложных словах. Обозначают звуки цветовыми сигнальными карточками. Составляют звуковую схему слов с помощью учителя-логопеда | Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Умеют выявлять особенности звуков при произношении. Умеют изображать с помощью условных символов гласные и согласные звуки. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки |
30.09 | ||||||
9. | Гласные и согласные. Звуки и буквы. Тренировочные упражнения | 02.10 | 2 | Различение гласных и согласных звуков и букв. Дифференциация условных обозначений звуков | ||
04.10 | ||||||
10. | Выделение гласных 1 ряда из слогов и слов | 07.10 | 2 | Выделение гласных звуков первого ряда на слух. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Запись буквы, соответствующей гласному звуку | Умеют выделять начальную гласную в ударной позиции из слов и записывать соответствующую букву. Определяют наличие/отсутствие звука в слове на слух с помощью учителя-логопеда | Умеют по артикуляции учителя-логопеда произносить соответствующие гласные звуки. Умеют выделять начальную гласную из слов и записывать соответствующую букву. Определяют наличие/отсутствие звука в слове на слух. Умеют называть гласный звук в односложных словах |
09.10 | ||||||
11. | Гласные 2 ряда | 11.10 | 2 | Образование гласных звуков второго ряда. Выделение гласных звуков и соответствующих букв в слогах и словах и их запись | Знают и называют гласные звуки второго ряда. Выделяют начальный гласный звук из слов | Знают и называют гласные звуки второго ряда. Выделяют гласные звуки второго ряда из слов, показывают и записывают соответствующую букву |
14.10 | ||||||
Звуко - буквенный анализ слов | ||||||
12. | Упражнения на выделение заданного звука | 16.10 | 2 | Нахождение заданных звуков в слогах и словах. Сравнение согласных звуков по твердости, мягкости; гласных звуков первого и второго ряда. Развитие фонематического слуха и восприятия | Умеют выделять заданный учителем-логопедом звук в слогах и словах в разных позициях (начало, середина, конец) слова | Умеют выделять заданный учителем-логопедом звук в слогах и словах в разных позициях (начало, середина, конец) слова. Умеют различать и обозначать с помощью условных символов гласные и согласные звуки |
18.10 | ||||||
13. | Звуковой анализ односложных слов | 21.10 | 2 | Определение количества и порядка звуков и букв в односложных словах. Развитие фонематического слуха и восприятия | Умеют анализировать звуковой состав слов. Умеют называть и записывать недостающую букву в слове с помощью учителя-логопеда. Умеют составлять слова из букв разрезной азбуки | Умеют анализировать звуковой состав слов. Умеют называть и записывать недостающую букву в слове. Умеют образовывать слова из предложенных звуков и букв. Умеют составлять слова из букв разрезной азбуки. Умеют сравнивать по смыслу и звучанию слова, отличающиеся одним звуком. Умеют подбирать слова к заданным схемам и записывать их |
23.10 | ||||||
14. | Звуковой анализ двусложных слов с прямыми слогами | 25.10 | 2 | Определение количества и порядка звуков и букв в двусложных словах с прямыми слогами. Развитие фонематического слуха и восприятия | ||
06.11 | ||||||
15. | Звуковой анализ двусложных слов с обратными слогами | 08.11 | 2 | Определение количества и порядка звуков и букв в двухсложных словах слов с обратными слогами. Развитие фонематического слуха и восприятия. | ||
11.11 | ||||||
16. | Звуковой анализ двусложных слов в слогах со стечением согласных | 13.11 | 2 | Определение количества и порядка звуков и букв в двухсложных словах в слогах со стечением согласных. Развитие фонематического слуха и восприятия | ||
15.11 | ||||||
Ударение | ||||||
17. | Ударение | 18.11 | 2 | Знакомство со значением ударения в речи. Развитие умения правильно ставить ударение в словах. Чтение слов парами | Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Умеют воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания с помощью учителя-логопеда | Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Умеют воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания. Умеют слышать ударный гласный звук в слове. Умеют понимать значение слова, когда ударение перемещается |
20.11 | ||||||
18. | Выделение ударного слога | 22.11 | 2 | Определение ударного слога. Использование ритмического рисунка для определения ударного слога | ||
25.11 | ||||||
19. | Выделение ударной гласной | 27.11 | 2 | Выделение ударной гласной в слове. Наблюдение за перемещением ударения в группах однокоренных слов | ||
29.11 | ||||||
Слоговой состав слова | ||||||
20. | Слоговой состав слова: деление на слоги двухсложных слов | 02.12 | 1 | Закрепление представлений о слоге как части слова. Деление двусложных слов на слоги | Умеют делить слова на слоги с помощью ритмической опоры. Умеют составлять слова из слогов с помощью учителя - логопеда | Умеют делить слова на слоги. Умеют составлять из слогов слова. Умеют определять количество слогов в слове. Умеют выделять первый, второй, третий слог из слова |
21. | Слоговой состав слова: деление на слоги трехсложных слов | 04.12 | 1 | Закрепление представлений о слоге как части слова. Деление трехсложных слов на слоги | ||
22. | Слогообразующая роль гласных | 06.12 | 2 | Закрепление понятия о слоге. Выделение гласных в словах | Умеют выделять голосом гласные звуки из слогов и слов | Умеют выделять гласные звуки из слогов и соотносить с их количеством |
09.12 | ||||||
23. | Слоговой состав слова. Составление слов из слогов. Определение порядка слогов в слове | 11.12 | 2 | Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. Расширение словарного запаса | Умеют составлять слова из слогов с помощью учителя - логопеда. Умеют подбирать слова по заданному первому слогу | Умеют составлять слова из слогов. Умеют подбирать слова с заданным количеством слогов. Умеют подбирать слова по заданному слогу |
13.12 | ||||||
Согласные звуки | ||||||
24. | Твердые и мягкие согласные звуки | 16.12 | 2 | Различение звучания твердых и мягких согласных звуков. Обозначение твердых и мягких согласных с помощью сигнальных карточек (синего, зеленого цвета) | Умеют различать твердое и мягкое звучание согласных звуков. Умеют называть согласный звук, который звучит мягко или твердо с помощью учителя-логопеда | Умеют различать твердое и мягкое звучание согласных звуков. Умеют называть согласный звук, который звучит мягко или твердо. Умеют использовать сигнальные карточки для условного обозначения твердых и мягких согласных звуков (синий, зеленый цвет) |
18.12 | ||||||
25. | Мягкий согласный звук в конце слов (с помощью Ь знака) | 20.12 | 2 | Обобщение знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак» в конце слова. Упражнения в различении твердых и мягких согласных звуков в словах | Умеют дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Используют знания на практике произношения и правописания (в том числе нормы правописания мягкого знака в конце и в середине слова с помощью учителя-логопеда | Умеют дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Умеют обозначать мягкость согласного звука на письме (в конце и середине слова с помощью буквы «ь» мягкий знак); правильно писать слова с мягким знаком в конце и в середине слова |
23.12 | ||||||
26. | Мягкий согласный звук в середине слова (с помощь Ь знака) | 25.12 | 2 | Обобщение знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак» в середине слова. Упражнения в различении твердых и мягких согласных звуков | ||
27.12 | ||||||
27. | Обозначение мягкости согласных звуков при помощи гласных 2 ряда | 28.12 | 2 | Обобщение знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами второго ряда | Умеют выделять мягкие согласные звуки перед гласным второго ряда. Умеют называть согласный звук, который звучит мягко при помощи учителя-логопеда | Умеют выделять мягкие согласные звуки перед гласным второго ряда. Умеют называть согласный, который звучит мягко. Умеют обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью гласных звуков второго ряда | |
13.01 | |||||||
28. | Буквы Ё, Е, Ю, Я. Звуко-буквенный анализ слов | 15.01 | 2 | Выделение йотированных букв в словах. Развитие фонематического слуха и восприятия | Умеют выделять и правильно писать йотированные гласные в начале слова | Умеют выделять и правильно писать йотированные гласные в словах. Умеют называть йотированный гласный, который смягчает согласный звук | |
17.01 | |||||||
29. | Тренировочные упражнения в определении твердых и мягких согласных на письме в различных вариантах | 20.01 | 2 | Правильное произнесение и запись слов с йотированными гласными и мягким знаком. Развитие фонематического слуха и восприятия | Умеют дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух. Умеют правильно писать слова с йотированными буквами и мягким знаком с помощью учителя-логопеда | Умеют дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Умеют правильно писать слова с буквами, обозначающими йотированные гласные звуки и мягким знаком | |
22.01 | |||||||
Работа над словом | |||||||
30. | Слово, как часть предложения, его лексическое значение | 24.01 | 2 | Знакомство со словом, как структурной единицей предложения. Развитие речи и кругозора обучающихся. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Развитие умения графически изображать слова, обозначающие предметы. Развитие зрительного внимания и памяти | Умеют называть слова, определять их лексическое значение с помощью учителя-логопеда. Различают слова, обозначающие живые и неживые предметы, используя помощь учителя-логопеда | Имеют представление о «слове» как части предложения, его лексическом значении. Знают и понимают слова, обозначающие живые и неживые предметы. Умеют изображать слова графически. Усваивают слова, обозначающие «живые» и «неживые» предметы. Умеют изображать слова графически | |
27.01 | |||||||
31. | Слово. Закрепление понятия | 29.01 | 2 | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Развитие умения графически изображать слова, обозначающие предметы. Развитие зрительного внимания и памяти | |||
31.01 | |||||||
32. | Слова, обозначающие предмет | 03.02 | 2 | Формирование умения различать предмет и слово, как название этого предмета. Соотнесение вопросов кто? что? и слов, обозначающих название предмета. Развитие зрительного внимания и памяти | Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие предметы, ставить к словам правильный вопрос | Имеют представление о словах, обозначающих предметы. Умеют ставить правильный вопрос к словам, обозначающим «живые» и «неживые» предметы. Умеют выделять слова, обозначающие предметы, среди других слов и изображать графически | |
05.02 | |||||||
33. | Слова, обозначающие предмет. Упражнения в классификации слов | 07.02 | 2 | Формирование умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы. Уточнение представления о словах, обозначающих предметы. Развитие слухового внимания и памяти | |||
10.02 | |||||||
34. | Слова, обозначающие предмет. Распознавание слов, отвечающих на вопросы кто? что? | 12.02 | 2 | Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос «кто?» от слов, отвечающих на вопрос «что?» с опорой на их значение. | |||
14.02 | |||||||
35. | Слова, обозначающие действие предмета | 17.02 | 2 | Знакомство со словами, отвечающими на вопрос «что делает?» и обозначающими действие предмета. Сопоставление вопроса, на который отвечает слово, с его значением | Называют с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие действие предмета и ставят к ним правильный вопрос. Составляют предложение с опорой на картинку, используя слова-предметы и слова-действия | Выделяют слова, обозначающие действие предмета и ставят к ним вопрос. Умеют изображать слова графически. Умеют подбирать слова, отвечающие на вопросы: «что делает?», «что делать?». Составляют предложение, используя слова-предметы и слова-действия | |
19.02 | |||||||
36. | Слова, обозначающие действие предмета. Закрепление знаний о словах, отвечающих на вопросы: что делает? Что делать? | 21.02 | 2 | Развитие правильного представления о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его значением. Подбор слов, отвечающих на вопросы: «что делает?», «что делать?». Развитие слухового внимания и памяти | |||
24.02. | |||||||
37. | Простое двусоставное нераспространенное предложение – тренировочные упражнения в различении слов, обозначающих предметы и действия предметов | 26.02 | 2 | Составление предложения, состоящего из слов, обозначающих предметы и действия предметов. Наблюдение за связью слов в предложении | |||
28.02 | |||||||
38. | Слова, обозначающие признаки предметов | 03.03 | 2 | Формирование представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов. Формирование умения ставить к слову вопрос. Развитие слухового внимания и памяти | Называют с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета, и ставят к ним правильный вопрос | Усваивают понятие о словах, обозначающих признаки предмета, умеют правильно изменять слова по родам; изображают слова графически | |
05.03 | |||||||
39. | Тренировочные упражнения для закрепления понятий о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета | 07.03 | 1 | Развитие умения распознавать слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета на материале предлагаемых упражнений. Развитие слухового внимания и памяти | Умеют распознавать слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета с помощью учителя-логопеда | Умеют находить слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета и различать их | |
Работа над предложением | |||||||
40. | Уточнение и закрепление понятия "предложение" | 10.03 | 2 | Знакомство с предложением, как основной единицей речи, отражающей законченную мысль. Развитие кругозора и речи | С помощью учителя-логопеда составляют простое нераспространенное предложение с опорой на картинку | Умеют определять синтаксическую основу предложения. Составляют простое нераспространенное предложение, следят за правильностью произнесения фразы | |
12.03 | |||||||
41. | Упражнение в составлении простых предложений | 14.03 | 2 | Составление предложений. Различение понятия «слово-предложение». Правильное согласование глагола с именем существительным | |||
17.03 | |||||||
42. | Интонационное оформление предложений | 19.03 | 2 | Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения. Развитие слухового восприятия | Умеют произносить простые предложения, делая остановку в конце предложения. По образцу учителя-логопеда правильно произносят предложения по цели высказывания | Умеют слышать, чувствовать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания, правильно передавать тембровую окраску предложения в соответствии с заданием учителя-логопеда, опираясь на слуховое восприятие | |
21.03 | |||||||
43. | Интонационное оформление предложений. Тренировочные упражнения | 02.04 | 2 | Закрепление понятия об интонационной законченности предложения, навыка составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие | |||
04.04 | |||||||
44. | Предложение. Первичное понимание о видах предложения по цели высказывания | 07.04 | 2 | Понимание видов предложения по цели высказывания. Знакомство с функцией предложения. Развитие слухового восприятия | |||
09.04 | |||||||
45. | Развитие умения составлять предложения из 3 слов, знакомство с главными членами предложения | 11.04 | 2 | Составление предложений. Знакомство с главными членами предложения. Установление связи слов в предложении по наводящим вопросам | Составляют с помощью учителя-логопеда предложения из 3-х слов: - из слов, данных в начальной форме; -по картинке с использованием опорных слов. Умеют ставить к каждому слову в предложении вопрос, используя помощь педагога | Умеют самостоятельно составлять предложения из 3-х слов: - из слов, данных в начальной форме; -по картинке с использованием опорных слов; ставят к каждому слову в предложении вопрос. Умеют составлять графические схемы простого предложения | |
14.04 | |||||||
46. | Развитие умения составлять предложения из слов, данных в начальной форме | 16.04 | 1 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Произношение предложений с различной интонацией. Развитие слухового восприятия | |||
47. | Развитие умения составлять предложения по картинке с использованием опорных слов | 18.04 | 1 | Составление предложений по сюжетной картинке. Упражнения в грамматическом оформлении предложений | |||
48. | Грамматическое оформление предложения и его распространение | 21.04 | 1 | Согласование различных частей речи (имени существительного с глаголом в роде и числе; имени существительного с именем прилагательным в роде, числе и падеже) | Согласовывают с помощью наглядности слова-предметы со словами действиями. Умеют закончить предложения по образцу учителя-логопеда. Составляют предложение из 2-х слов с опорой на картинку | Умеют правильно согласовывать различные части речи, вставлять подходящее по смыслу слово. Распространяют предложения в следующей последовательности: кто? что? что делает? Составляют самостоятельно предложения с опорой (без опоры) на картинку из 2-х слов и распространяют его | |
49. | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | 23.04 | 1 | Согласование слов в предложении с данными словами в различных формах. Составление предложений со словами, данными в начальной форме. Укрепление речевого внимания | |||
50. | Управление. Винительный падеж | 25.04 | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложениях с опорой на картинку | Умеют заканчивать предложения по вопросам учителя-логопеда. Умеют дополнять предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных слов. Находят в тексте ошибки и исправляют их | |
51. | Управление. Винительный падеж. Тренировочные упражнения | 28.04 | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
52. | Управление. Родительный падеж Тренировочные упражнения | 30.04 | 1 | Развитие умения отвечать полным предложением на вопросы учителя-логопеда с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Осуществлять дополнение словосочетаний по вопросам и картинкам с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Развитие умения заканчивать предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку | Умеют заканчивать предложения по вопросам учителя-логопеда. Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных слов. Находят в тексте ошибки и исправляют их | |
53. | Управление. Родительный падеж. Тренировочные упражнения | 05.05 | 1 | Выполнение упражнений в составлении предложений из данных слов, дополнении словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
54. | Управление. Дательный падеж Тренировочные упражнения | 07.05 | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами и изменяя слова, данные в скобках по смыслу. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку | Умеют заканчивать предложения по вопросам учителя-логопеда. Умеют дополнять предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных слов. Находят в тексте ошибки и исправляют их | |
55. | Управление. Дательный падеж. Тренировочные упражнения | 12.05 | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
56. | Управление. Творительный падеж Тренировочные упражнения | 14.05. | 1 | Развитие умения отвечать полным предложением на вопросы учителя-логопеда с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Развитие умения заканчивать предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу. Развитие умения подбирать подходящие по смыслу слова к данным предложениям | Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку | Умеют заканчивать предложения по вопросам учителя-логопеда. Умеют дополнять предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных слов. Находят в тексте ошибки и исправляют их | |
57. | Управление. Творительный падеж. Тренировочные упражнения | 16.05 | 1 | Развитие умения изменять слова, данные в скобках по смыслу с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
58. | Управление. Предложный падеж Тренировочные упражнения | 19.05 | 1 | Развитие умения отвечать полным предложением на вопросы учителя-логопеда с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Развитие умения заканчивать предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу. Развитие умения подбирать подходящие по смыслу слова к данным предложениям | Умеют составлять словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. | Умеют записывать предложения по вопросам учителя-логопеда. Умеют дополнять предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных слов. Находят в тексте ошибки и исправляют их | |
59. | Управление. Предложный падеж. Тренировочные упражнения | 21.05 | 1 | Развитие умения изменяют слова, данные в скобках по смыслу с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
60. | Распространение предложения. Тренировочные упражнения | 23.05 | 1 | Составление предложений из данных слов по вопросам, картинкам. Выделение главных слов в предложении. Составление графической схемы распространенного предложения. Определение последовательности слов в предложении. | Составляют предложения по картинкам из 2,3 слов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда | Составляют предложения из данных слов в определенной последовательности по вопросам. Составляют предложения по картинкам из 2,3,4,5 и более слов. Умеют распространять предложения по вопросам | |
Обследование устной и письменной речи | |||||||
61. | Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 26.05 | 1 | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда. | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам | |
62. | Обследование устной речи | 28.05 | 1 | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста | Читают слоги и слова. Отвечают на вопросы с опорой на картинку | Читают доступный текст правильно, по слогам, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал | |
63. | Обследование письменной речи | 30.05 | 1 | Написание диктанта. Работа над ошибками | Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта. Умеют написать слова или простую фразу с помощью учителя-логопеда. | Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом | |
Итого: 102 часа | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов"
Тетрадь-помощница предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Данные тетради использую в работе с учащимися в группах по коррекции чтения и письма....

Особенности логопедического сопровождения учащихся с ТМНР в рамках внедрения ФГОС УО (вариант 2)
Презентация к Круглому столу учителей-логопедов 05.06.2017...

Годовая контрольная работа по русскому языку для 2 класса в соответствии с АООП ФГОС НОО с ОВЗ
Контрольные работы содержат задания для 1 и 2 варианта в соответствиии с АООП ФГО НОО с ОВЗ...

Годовая контрольная работа по математике для 2 класса в соответствии с АООП ФГОС НОО с ОВЗ
Контрольные работы содержат задания для обучающихся 1 и 2 варианта в соответствии с АООП ФГОС ОНН с ОВЗ...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный г...
