Особенности логопедического сопровождения учащихся с ТМНР в рамках внедрения ФГОС УО (вариант 2)
презентация к уроку

Высоцкая Анна Александровна

Презентация к Круглому столу учителей-логопедов 05.06.2017

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №281 Специальное (коррекционное) отделение Учитель-логопед Высоцкая Анна Александровна Особенности логопедического сопровождения учащихся с ТМНР в рамках внедрения ФГОС УО (вариант 2)

Слайд 2

Образовательный комплекс – ГБОУ Школа №281 Специальное (коррекционное отделение) В прошлом Специальная коррекционная школа VIII вида №309 Всего в школе обучается 185 детей, из них инвалидов 118 , остальные дети с ОВЗ 120 с легкой степенью УО 65 с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР

Слайд 3

2016-2017 учебный год – введение ФГОС ОВЗ и ФГОС УО 1 К 1 вариант АООП Для детей с легкой степенью УО 7 человек (из них 4 по программе 8.3) о ткрыты три первых класса 1 М 2 вариант АООП Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР 6 человек 1 Л 2 вариант АООП Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР 6 человек

Слайд 4

Состав детей в классах по 2 варианту

Слайд 5

Особенности речевого развития 1 ребенок с Системным недоразвитием речи при УО (3 УРР) (с особенностями) 2 детей с Системным недоразвитием речи при УО (1-2 УРР) 1 ребенок с Системным недоразвитием речи при УО ( 1 УРР) 4 детей «условно говорящих» с эхолалиями и минимальной штампованной речью 3 полностью мутичных 1 ребенок с последствиями пластики полной расщелины носа, губы и неба ( ринолалия )

Слайд 6

Диагностика Для диагностики детей (второй вариант ФГОС) отсутствует единый инструментарий. Классический вариант речевой карты для детей не подходит. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 20 ИЮНЯ 2002 Г. N 29/2194-6 Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Слайд 7

Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений 1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих: Есть ли указующий жест; Сформирована ли фиксация взгляда на предмете, лице человека (продолжительность) ; Прослеживание взглядом за движущимся предметом; Реакция на собственное имя; Латентность реакции;

Слайд 8

2. Умение воспринимать обращенную речь: Умение слушать то, о чем говорят; Умение реагировать на жесты и выполнять простую одноступенчатую инструкцию, в которой есть слова, обозначающие действия, признаки, местоположение предмета (сядь, иди, принеси красный мяч , возьми кубик со стола и т.д. ) Умение выбирать из разных предметов (картинок) то, что нужно ( покажи, где мишка, где дверь и т.д. ) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений

Слайд 9

3. Умение подражать: Способность к подражанию по трем уровням развития движения ( крупномоторные , мелкомоторные , артикуляционные) Способность к звуковому подражанию Наличие эхолалий (их вид) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений

Слайд 10

4. Умение соблюдать очередность: Соблюдение очередности при совершении различных действий; Соблюдение очередности при произнесении звукоподражаний (слов, при наличии) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений

Слайд 11

5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни (коммуникационный мотив): Умение выражать просьбу (дай мне…) Умение просить о помощи (еще?) Умение отказываться (нет!) Умение здороваться и прощаться (хотя бы жестом) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений

Слайд 12

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом » (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС) .

Слайд 13

А льтернативная коммуникация (АК) Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» – часть учебного плана – 3 часа в неделю Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» - не менее 2-х раз в неделю АК – как способ коррекции нежелательного поведения

Слайд 14

Невербальный ребенок ( мутизм ; малое количество согласных звуков в звуковом потоке; непонимание «речи» ребенка окружающими + нежелательное поведение) ЖЕСТЫ ОБМЕН КАРТОЧКАМИ - СИМВОЛАМИ

Слайд 15

PECS Жесткий протокол Простая система Хорошо работает с детьми с нарушением коммуникации Способствует развитию звучащей речи у большей части детей

Слайд 16

Makaton языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы

Слайд 17

Альтернативное чтение Чтение в широком смысле слова , как процесс перекодирования информации различной модальности (аудиальной и визуальной) способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся: Чтение телесных и мимических движений; Чтение изображений на картинках; Аудиальное чтение; Чтение символов (пиктограмм); Глобальное чтение и т.д.

Слайд 18

Формирование круга чтения учащихся через -- ежедневное чтение художественной литературы, -- обучение самостоятельному чтению жестово-двигательных и знаково-символических изображений; у читывая индивидуальные особенности восприятия и личностно значимую тематику каждого ребенка.

Слайд 19

Обучение чтению Когда ребенок способен соотносить предмет и его изображение на плоскости, составлять пары – вводятся элементы глобального чтения Занимательный букварь Т. С. Резниченко Создание «Личного букваря» методика Н.Б. Лаврентьевой

Слайд 20

Необходимое условие коррекционной работы! п остоянный обмен информацией между родителями и педагогами; о бучение родителей; закрепление навыков; повышение мотивации семьи. Взаимодействие с родителями

Слайд 21

До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы

Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях.  Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...

Роль взаимодействия служб специального коррекционно-образовательного учреждения при решении задач комплексного сопровождения детей с ТМНР

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами  образования в настоящее время содержание коррекционной работы в нашей школе  направлено на создание системы комплек...

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра «Солнышко»

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-о...