Роль взаимодействия служб специального коррекционно-образовательного учреждения при решении задач комплексного сопровождения детей с ТМНР
материал на тему

Павлова Татьяна Олеговна

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами  образования в настоящее время содержание коррекционной работы в нашей школе  направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда, дефектолога,  педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя по физическому воспитанию. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_soobshchenie.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взаимодействия служб специального коррекционно-образовательного учреждения  при решении задач  комплексного сопровождения детей с ТМНР

        Павлова Т.О.

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами  образования в настоящее время содержание коррекционной работы в нашей школе  направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда, дефектолога,  педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя по физическому воспитанию. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Ни для кого не секрет, что координация усилий специалистов и педагогов, работающих в школе, является сложной и подчас невыполнимой задачей.  Часто председателям МО, пытающимся объединить действия коллег, приходиться слышать одну и ту же фразу: «У нас своя программа!». И действительно, все специалисты работают по своим программам и,  согласитесь, это знакомая всем вам ситуация.

Мы же решили этот вопрос так. На очередном  заседании  МО, после обсуждения данной проблемы наши коллеги пришли к единому мнению - созданию комплексного подхода  в процессе коррекционно-образовательной деятельности, в изменении педагогических подходов направленных  на коррекцию речевого, психофизического и личностного развития обучающихся с тяжелой или глубокой степенью умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

        Для реализации  проблемы были поставлены основные задачи:
- организация единого образовательного пространства;

-создание      индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося;

-создание      индивидуального учебного плана для каждого обучающегося;

- выработка единых требований к обучающемуся со стороны учителя, специалистов и родителей.

В начале учебного года  каждый специалист получил возможность, ознакомиться  с программами и КТП по интересующим его предметам общеобразовательного цикла. Знакомясь с программным материалом  учителя, специалисты школы (логопед, психолог и дефектолог)  стремятся так построить свои занятия, чтобы основные темы и разделы работы учителя входили в общее содержание занятий специалистов в виде занимательных заданий, игр  с коррекционной и развивающей направленностью. В папке каждого ребенка есть раздел «Работа специалистов». В данном разделе дефектолог, психолог и логопед размещают свои индивидуальные задания, рекомендации, как для самого учащегося, так и  для их родителей. Любой учитель, работающий в этом классе, может ознакомиться и воспользоваться теми или иными приёмами и заданиями специалистов, а специалист, в свою очередь, всегда может посмотреть, чем занимается учитель на уроке.

Отсюда следует, что сотрудничество учителя и специалистов не будет полноценным, если специалист, работающий с классом,  не вникает в тонкости АООП по предметам. После подробной консультации с учителем, любой специалист может сделать коррекционную работу доступной для всех детей, как начальных, так  и старших классов.

Далее, выступая перед учителями на МО и педсоветах, специалисты рассказывали нам о видах нарушений в развитии и их влиянии на усвоение учебной программы по предметам, сообщили о том, что ребенок с ТМНР требует индивидуализации в обучении, задания даются с учетом его психофизического состояния.  Учителя узнали о методах и приемах коррекционной работы специалистов, которые потом смогли успешно использовать на своих уроках.

После таких выступлений педагоги поняли, что взаимодействие со специалистами и их помощь, использование современных методик, активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на разностороннее развитие ребенка, его памяти, внимания, пространственной ориентации и других психических функций является  одной из важнейших задач всего педагогического коллектива в целом.

В школе, в течение всего первого полугодия и по мере необходимости, проводятся следующие совместные мероприятия специалистов, классных руководителей и учителей-предметников: взаимопосещение  уроков, индивидуальные консультации, как в стенах школы, так и с выездом специалиста на дом к учащемуся с надомным обучением,  беседы. Так же специалисты принимают активное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: праздников, концертов, интегрированных уроков, классных часов  и пр.

Проведение утренников, как и любого другого общешкольного мероприятия, требуют длительной совместной подготовительной работы классного руководителя, музыкального руководителя, воспитателей гпд и специалистов. Совместно обсуждается сценарий, подбирается речевой материал с учетом индивидуальных  и речевых способностей  детей.  Учитель-логопед  заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с классным  руководителем готовит подвижные игры, шутки, разучивает танцы, песни. Примером тому может служить проведённое открытое общешкольное мероприятие: музыкальная сказка-опера «Колобок» с участием воспитанников школы, проказавшее музыкальные таланты, личностные достижения в музыкальном творчестве.

Как видим, одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, имеющему затруднения в обучении со стороны учителя и специалиста.

Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ТМНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...