Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
    методическая разработка по теме

    Лукоянова (Хороля)  Наталья Георгиевна

    Выступление на раонном семинаре-практикуме 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов  в рамках введения ФГОС НОО

    Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Заложенные в ФГОС компетенции создали необходимость их измерения, что требует создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. 

    Работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Сформулированные в ФГОС основные виды универсальных действий определяют весь процесс модернизации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. 

     СЛАЙД Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

    СЛАЙД Задачи:

    • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
    • создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального  развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
    • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО.

    Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:

    • обеспечивает контроль за развитием учащихся;
    • дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
    • принимает  участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
    • проводит психологическое  проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
    • прогнозирует  социальные риски  образовательного  процесса,  проводит профилактическую работу;
    • оказывает  качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.

    СЛАЙД В условиях внедрения ФГОС НОО сразу выделились следующие проблемы:

    1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
    2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного  развития учащихся начальной школы.
    3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

    Поэтому передо мной стояла цель: подобрать методическое обеспечение в вопросах осуществления процесса психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Для этого нужно:

    • составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;
    • подобрать пакет методических материалов по работе с педагогами;
    • подобрать методические материалы по работе с родителями.

     Работа психолога в школе осуществляется  по следующим направлениям:

    СЛАЙД  1. Диагностическая работа (цель: выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения). Считаю целесообразным проведение в 1 классах следующих методик:

    • Изучение личностных  УУД: тест на отношение к школе и учению (Т.А.Нежнова), определение мотивов учебной деятельности (М.Р.Гинзбург), методика определения школьной мотивации (Л.Г.Лусканова);
    • Изучение регулятивных УУД: методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой);
    • Изучение познавательных УУД: методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрова),методика «Срисовывание образцов» (З.Матейчек, М.Старнадова);
    • Изучение коммуникативных УУД: методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман);
    • Оценка предметных результатов учащихся 1 классов;
    • Анкетирование родителей учащихся 1 классов.

    СЛАЙД 2. Коррекционно-развивающая работа (цель: разработка рекомендаций для родителей и педагогов, организация работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.). На данном этапе мною проводятся:

    • Групповые  занятия «Введение в школьную жизнь», направленные на избегание негативных эмоций у первоклассников, помощь  в адаптации к школе;
    • Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемым психическим свойствам и развитию УУД.

    СЛАЙД 3. Психологическое консультирование (помощь в решении тех проблем, с которыми к педагогу-психологу обращаются учителя, родители и учащиеся). Проводятся:

    • Индивидуальные консультации педагогов  и родителей;
    • Семинары для педагогов «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности учения», «Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника», групповые консультации для педагогов.

        СЛАЙД 4. Психологическое просвещение (приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития). По данному направлению  

    • Проводятся классные тематические родительские собрания по темам «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником», «Мой ребенок стал школьником», «Особенности адаптационного периода первоклассника»;
    • Ведется работа детско-родительского клуба «Радуга»;
    • Оформлен уголок педагога-психолога «Психологическая азбука»
    • Проводятся тренинги для педагогов «Психологический практикум. Обучение педагогов методам  снятия эмоционального напряжения», «Самоменеджмент учителя, или Как лучше организовать свою работу».

                Становится очевидным, что для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Основой системы психологического  сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от взаимодействия всех участников образовательного процесса.

    Нами разработана программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС НОО», целью которой является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения. В данную программу мы включили приложения: диагностический материал (стартовая и итоговая психолого-педагогическая диагностика), материалы для педагогов и родителей, программу детско-родительского клуба «Радуга»,  которая реализуется в нашей школе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС

    Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС   Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Це...

    «Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

    Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

    Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС

    Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...

    Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО

    Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...