Главные вкладки

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
    статья

    Останина Наталья Александровна

    Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

    (из опыта работы)

             В условиях модернизации образования и перехода на новые ФГОС одной  из основных задач в деятельности образовательных организаций является сохранение и укрепление психического  здоровья школьников.

                Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении  в рамках введения ФГОС сейчас уже не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, это целостная система деятельности психолога во взаимодействии с педагогами школы и другими специалистами.

                  В работе педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья школьников выделяют следующие направления:

    •  Психодиагностика
    • Развивающая и психокоррекционная деятельность
    • Психологическое консультирование
    • Психологическое просвещение

                 Для того чтобы определить психолого-педагогический  статус ребенка и отследить динамику его психического развития в процессе школьного обучения, с первого класса мы начинаем накапливать информацию о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы психологической диагностики. Диагностику можно проводить индивидуальную и групповую, с использованием компьютерных диагностик, которые дают наиболее точный результат и более подробную интерпритацию, намного облегчают обработку полученных в ходе обследования данных.

                   В ходе психологической диагностики мы выявляем особенности психического развития ребенка, сформированность определенных психологических особенностей, соответствие уровня развития ключевых компетенций, универсальных учебных действий,  личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

                  На основе полученных результатов психологического обследования педагог-психолог составляет  заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника, разрабатывает  рекомендации, программу психокоррекционной работы с учащимися, попавшими по результатам диагностики в «группы риска», составляет план развития способностей или других психологических образований.  Психодиагностика проводится ежегодно и позволяет, таким образом, систематически отслеживать уровень развития и психического состояния каждого школьника.

               После того как проведена диагностика, начинается развивающая и психокоррекционная работа. Большое внимание уделяется созданию специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим психологические проблемы или проблемы в обучении например, в усвоении учебного материала, нарушении социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям предусмотрена  система действий и  конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

                    Развивающая и психокоррекционная работа проводится, как правило, психологом и педагогами во внеурочное время. Основная цель заключается в том, чтобы создать благоприятный психологический климат для учащихся. Данный вид деятельности включает в себя различные по форме развивающие занятия, в том числе в сенсорной комнате, тренинги, беседы, игры, уроки психологического здоровья.

                    В ходе таких развивающих и психокоррекционных занятий  учащиеся имеют возможность лучше узнать друг друга, снять психическое напряжение и барьеры в общении. У ребят формируются коммуникативные действия, которые необходимы им  для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества.  Они  усваивают школьные правила, у них формируется внутренняя позиция школьника, учебная мотивация,   устойчивая самооценка.

                Так как речь идет о начальной школе, то психологическое консультирование предусмотрено в основном  для педагогов и родителей.  Консультация  помогает им в решении различных проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании и обучении. В ходе консультации психолог помогает родителям и педагогам понять принципы развития и обучения детей, осознать индивидуальные особенности ребенка, помогает понять, что их отношение к ребёнку влияет как на становление его  личности, так и на его  психическое здоровье.

                Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Осуществляется в ходе проведения родительских собраний, групповых консультаций, семинаров и тренингов для педагогов. Одна из интереснейших и эффективных  форм работы по психологическому просвещению родителей, которая действует в нашей школе, это семейная  гостиная.

    Психологическое просвещение  проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Это знания о закономерностях формирования личности ребёнка, о психических особенностях детей, которые позволяют педагогам и родителям правильно организовать образовательный и воспитательный процесс, скорректировать некоторые особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения и способствовать сохранению и укреплению психического здоровья школьников.  

    Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня  - это комплексная технология поддержки и помощи ребенку. Это технология, которая позволяет создать условия для успешного развития, обучения, воспитания и социализации школьников. Технология, благодаря которой, мы можем прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и  первую очередь - сохранить и укрепить психическое  здоровье  школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

    Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

    Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО

    Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения

    Создание и развитие единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами психологической культуры:повышение качества образования;формиро...

    Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

      СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

    В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...

    «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»

    Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые...