Речевые карты
учебно-методический материал

Дзевик Юлия Анатольевна

Логопедическое обследование устной и письменной речи младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование устной и письменной речи младших школьников.

Ф.И._______________________________________________класс __________________дата ____________

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении.

- губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

- зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

- прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)

- твердое небо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное)

- язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

  1.  Речевая моторика.

Состояние мимической мускулатуры.

- Поднять брови вверх («удивиться»)

- Надуть щеки («толстячок»)

- Втянуть щеки («худышка»)

Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию)

губы – «улыбка», «трубочка».

       язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник»

Отметить следующие параметры движений:

- наличие или отсутствие движений;

 -тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

- объем движения (полный, неполный)

- способность к переключению от одного движения к другому.

 - замены движений

 - добавочные и лишние движения (синкенезии)

 - наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

  1. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха. Характеристика голоса.

 - громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

 - наличие или отсутствие носового оттенка

 - модуляция глосса (наличие или отсутствие монотонности)

  1. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

Темп

Употребление основных видов интонации

- нормальный, быстрый, медленный

- правильность употребления пауз.

- повествовательной, вопросительной, побудительной

  1. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.

1). Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.

Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания. Фиксируется, насколько правильно ребенок произносит звуки.

К – Х:         

холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.

Л’ – Й:       

Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.

С – Ш:       

У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.

З – Ж:  

закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.

С - С’ – Ч: 

Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта.

У Сонечки семечки.

Т’ – Ч:         

учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.

Ч – Ц:           

ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.

Ч – Щ:          

чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.

С – Ц:          

спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.

Щ – С:           .

смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.

Л – Р.        

Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка.

Р - Р’:         

Рома красит раму краской. Рита варит рис.

2). Обследование слоговой структуры слова.

Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова.

Медведь -  абрикосы - аквариум - дверь - проспект – демонстрация - трамвай - скатерть – перекресток - хворост -  верблюд -  ласточка -  телевизор - сахарница -  регулировщик

  1. Исследование словарного запаса.

Активный словарь       Цельвыявление объема активного словаря.

1. Предметный словарь.

Называние предметов по картинкам: «Что это?»

Капуста, тетрадь, овощи, ручка, редиска, книга, поварёшка, блюдце, бокал, чайник, тарелка, карандаш, линейка, грядка, кабачок, растение.

Сервиз, подоконник, рама, форточка, локоть, стекло, ресницы, колено, брови.

Назови одним словом:

                

Самолет, автобус, трамвай…

Малина, черника, клюква…

Осень, зима, весна, лето…

Художник, врач, летчик…

Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:

сухой…                              светит…

узкий…                               пишет…

мокрый…                            шлют…

радостный…                       ползает…

прямой…                             прыгают…

ловкий…                              кланяется…

2. Глагольный словарь (фиксируется уровень развития словарного запаса)

«Кто что делает?»

дверь…                                почтальон…

молния…                             парикмахер…

ветер…                                 швея…

листья…                               летчик…

дождь…                                повар…

ручей…                                 художник…

«Кто как кричит?»

кошка…                                курица…

корова…                                гусь…

собака…                                ворона…

конь…                                    комар…

3. «Скажи наоборот» (Закончи предложения, в выводах отмечается умение ребенка подбирать слова с противоположным значением)

1 – 2 класс

Пластилин мягкий, а камень…

Уголь черный, а снег…

Таня рисует хорошо, а Зина…                

Диван мягкий, а скамейка…                  

Володя вежливый, а Саша…                  

3 – 4 класс

Пластилин мягкий, а камень…

Подушка мягкая, а доска…

Кашу варят густую или…

Лес бывает густой или…

Ягоды земляники мелкие, а клубники…        

  1. Состояние грамматического строя речи.

Цель: исследование возможности различения смысла на основе грамматических значений слов.

1. Словоизменение

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного чисел «Один – стол, а если много, то скажем, что это столы».

стол - …столы               стул - …стулья

ухо - …уши                    дерево - …деревья

рукав - …рукава            окно - …окна

рот - …рты                     лоб - …лбы

глаз - …глаза                 лев - …львы

лист - …листья             пень - …пни

Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных «Много чего?»

дом - …домов              котенок - …котят

кукла - …кукол            сосна - …сосен

жук - …жуков              пень - …пней

дерево - …деревьев      конверт - …конвертов

ключ - …ключей                        ведро - …ведер

2. Словообразование (в выводах отличается наличие и характер аграмматизмов)

Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Скажи ласково»

ложка - …ложечка                яблоня - …яблонька

ковер - …коврик                    лист - …листочек

кровать - …кроватка, кроваточка          

воробей - …воробушек      одеяло - …одеяльце

ведро - …ведерко, ведерочко                

Образование относительных прилагательных от существительных «Из чего сделано?»     

подушка из пуха – пуховая подушка

ком из снега - …

сок из слив - …

сок из моркови - …

платье из шелка - …

варежки из шерсти - …

Образование притяжательных прилагательных от существительных.  «Чей? Чья? Чье?»     

сумка мамы – мамина сумка

кофта бабушки - …бабушкина кофта

голова коровы - …коровья голова

нора лисы - …лисья нора

хвост зайца - …заячий хвост

шерсть собаки - …собачья шерсть

усы кошки - …кошачьи усы

клюв птицы - …птичий клюв

3. Понимание логико-грамматических конструкций.

Ответь на вопросы:

(анализируется доступность понимания подобных конструкций)

Маша старше Юли, кто из девочек младше?

Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?

Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?

Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?

Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после?

  1.  Состояние связной речи.

Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.

Методика обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.

Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.

1 класс – «Утро девочки»         

2 класс – «Пожар»

3 – 4 классы – «Снеговик», «Кукуруза»

В выводах отметить понимание сложной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, наличие и характер аграмматизмов, уровень развития связной речи.

  1. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).

1. Фонематический слух.  Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:

(фиксируется выполнение задания в соответствии с инструкцией)

па – па – ба

па – ба – па – па

са – ша – за – жа  

са –за –ца - за

2. Языковой анализ, синтез. Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова (фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.)

1). Фонематический анализ и синтез.

* Назови слово по первым звукам картинок

* Назови последний звук в словах

* Назови 2 звук в словах

корабль, окно, заяц, апельсин: [к] + [ а] + [ з] + [ а]

снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка: [ с ] +[ а ] + [ н ] + [ к ] + [ и ].

мак, карандаш, палец

аист, дом, рука.

2). Слоговой анализ, синтез.

* Определи количество слогов в словах:

слон, стена, молоток.

3). Анализ состава предложения

* Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Наступила осень.

Осенью часто льют дожди.

Из леса вышел старик с большой корзиной.

  1. Исследование процесса письма.

Анализируются письменные работы в рабочих и контрольных тетрадях. При необходимости для уточнения нарушений дается письмо под диктовку (слуховой диктант).

В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.

2 класс _        «Прогулка».

Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.

3 класс            «Осень».

Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы.

4 класс                  «Осень».

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

Особое внимание обращаем на специфические ошибки:

*специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками).

*нарушение слоговой структуры слова (пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов).

*грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении).

*графические (оптические). Это замены букв по графическому сходству.

Описанные категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию, поэтому они считаются диагностическими.

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

Логопедическое заключение: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                 Учитель-логопед Дзевик Ю.А.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта школьника.

Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....

Обследование. Речевая карта.

Экспресс-обследование состояния речи ребенка....

Речевая карта

Речевая карта...

Образец речевой карты

РЕЧЕВАЯ КАРТАЛогопедический пункт при _____________________________________________________________Фамилия, имя обследуемого ______________________________________ возраст ___________Дата обслед...

Речевая карта

Предлагаю удобный и простой электронный  вариант стандартной речевой карты для школьных логопедов. Никого не хочу удивлять-многие заполняли эти формы в разной полиграфии....

Речевая карта

Речевая карта. Фамилия, имя____________________________________________________________________________Возраст ______________________________________________________________________________...

образцы речевых карт

в данном документе содержатся примерные образцы речевых карт ( для детей с ОНР, дизартрией, речевая карточка учащегося и т.д)...