Знакомство с методом координат учащихся начальных классов с легкой умственной от-сталостью на уроках коррекционно-развивающего обучения
консультация
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 2 г.Ангарска»
Знакомство с методом координат учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью на уроках коррекционно-развивающего обучения
Учитель-дефектолог
ГОКУ СКШ №2 г.Ангарска
Павлова Н.Н.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые социальные требования не только к результатам реализации основной образовательной программы, но и к системе школьного образования, в связи с чем необходимым условием является пересмотр методов и технологий, применяемых для формирования различных универсальных учебных действий обучаемых.
Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (например, положение шахматных фигур на доске определяется с помощью чисел и букв).
На сегодняшний день в адаптированной основной общеобразовательной программе ГОКУ «СКШ №2 г.Ангарска» не предусмотрено изучение школьниками с легкой умственной отсталостью темы «Система координат», но так как данный метод способствует решению многих коррекционно-развивающих задач, учитель-дефектолог на уроках коррекционно-развивающего обучения проводит дополнительную работу по данной теме.
Целью использования метода координат в работе учителя-дефектолога с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью является развитие аналитико-синтетической деятельности и пространственного воображения.
Коррекционо-обучающие:
Сформировать представление о понятии система координат.
Познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации.
Познакомить с принципами кодирования информации.
Научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Показать основные приемы построения изображений в системе координат.
Расширить запас знаний детей об окружающей среде.
Развивать познавательную активность детей.
Коррекционно-развивающие:
Развивать наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить.
Научить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.
Развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах и в группе.
Воспитывать умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе парами и индивидуально.
Этапы знакомства с методом координат
1 этап – дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г.:
- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки
- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки
2 этап – знакомство с системой координат:
- на предметных картинках с обратной стороны указаны «ряд» и «полка» или «подъезд» и «этаж», куда надо «положить», «поселить» картинку или нарисовать картинку по заданному «адресу»
- рисование в системе координат
- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки:
«Необычные адреса»
Каждая клеточка – «квартира» имеет свой адрес: он обозначен буквой и числом. буква показывает, в каком столбике – «подъезде» живёт картинка, а число – на какой строчке – «этаже». Клетка, где пересекутся строчка и столбик, и есть «квартира» картинки.
А | Б | В | |
1 | |||
2 | |||
3 |
«Рассели зверей по квартирам»
Цель: Продолжать учить работать с системой координат.
Доп.: - Посели бабочку в квартиру по адресу 2,3; паучка - 4,1; рыбку – 3,4; цыплёнка – 1,4; цветок - 3,2; солнышко – 4,4; грибок – 1,3; яблоко – 2,2; мяч – 3,3; ёлку - 4,2; машинку - 2,1.
3 | |||
2 | |||
1 | |||
1 | 2 | 3 |
«Логические таблицы»
«Расшифруй слова»
Цель: Развивать зрительное восприятие. Продолжать учить работать с системой координат.
- Расшифруй слова, пользуясь таблицей. Сначала определи номер подъезда, потом – этажа.
5 | р | л | и | с | в | |||
4 | е | д | ю | у | м | |||
3 | к | а | г | ь | ж | |||
2 | з | о | б | ф | ы | |||
1 | ш | т | я | н | п | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1,3 | 2,2 | 5,4 | 5,1 | 4,3 | 3,4 | 2,1 | 1,4 | 1,5 |
3,1 | 3,2 | 2,5 | 2,2 | 4,1 | 3,1 | |||
3,2 | 4,4 | 1,3 | 5,5 | 2,3 |
- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки:
«Шапочки и кофточки»
Жили-были на свете весёлые шарики. Один любил одежду белую, другой – синюю, третий – жёлтую, четвертый – зеленую. Когда шарики ходили друг к другу в гости, гость надевал шапочку того цвета, какой любил хозяин. Помоги шарикам одеться. Наверху нарисованы шарики-хозяева, сбоку – шарики-гости. В клеточках нужно разместить гостей.
«Сходства и отличия»
Цель: Формирование мышления школьников 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)) через работу с наглядными опорными схемами.
Задачи:
Развивать у детей наглядно-образное и элементы словесно – логического мышления.
Учить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.
Формировать умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек").
Учить детей устанавливать элементарные сходства и отличия сравниваемых категорий.
Формировать у детей навыки построения связного и целостного описательного рассказа.
Расширить запас знаний детей об окружающей среде.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать познавательную активность детей.
2 этап – знакомство с системой координат:
- (на предметных картинках с обратной стороны указаны «ряд» и «полка», куда надо «положить» овощ-картинку): «Отвезём урожай на склад (закрепление овощей)», «Зоопарк (закрепление диких животных)», «Ферма (закрепление домашних животных)»
- рисование в системе координат:
Рисование в системе координат «Ёлочка»
Цель: Продолжить знакомить с системой координат.
- начертите в тетради систему координат: ось У – 6 см, ось Х – 6 см. Пронумеруйте каждую клеточку на оси У, оси Х.
- Достаньте из «Волшебного мешочка» «билетик с адресом точки» и найдите точку в системе координат:
1 – 1,1 2 – 4,5 3 – 2,5 4 – 4,8 5 – 3,8 6 – 5,11 7 – 7,8 8 – 6,8 9 – 8,5 10 – 6,5 11 – 9,1
Данные дидактические игры и задания, основывающиеся на методе координат, способствуют формированию у учащихся с легкой умственной отсталостью представлений о понятии система координат, развитию наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления, познавательной активности детей, расширению запас знаний об окружающей среде. Данные дидактические игры и задания будут полезны учителям коррекционной школы на уроках математики, русского языка, чтения, естествознания.
ЛИТЕРАТУРА.
- Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4, т.5 Москва «Педагогика», 1984.
- М.Н. Перова, Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1989.
- В.В. Эк, Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1990.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.- М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2000.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя – дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения
Целью данных программ является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавате...
Методическая разработка урока по математике для учащихся 6 класса с легкой умственной отсталостью "Периметр треугольника"
Методическая разработка урока по математике в классах 8 вида "Периметр треугольника"...

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 2 класса с легкой умственной отсталостью (ИН)
Цель Цель: Продолжать учить детей работать с системой координат....
Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 3 класса с легкой умственной отсталостью (ИН) по теме "Овощи"
Цель: Продолжать учить детей работать с системой координат....
Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (ИН) «Как животные к зиме готовятся»
Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (ИН) «Как животные к зиме готовятся»...








