Знакомство с методом координат учащихся начальных классов с легкой умственной от-сталостью на уроках коррекционно-развивающего обучения
консультация

статья по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_koordinat.docx318.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 2 г.Ангарска»

 

  Знакомство с методом координат учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью на уроках коррекционно-развивающего обучения

Учитель-дефектолог

ГОКУ СКШ №2 г.Ангарска

Павлова Н.Н.

        Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые социальные требования не только к результатам реализации основной образовательной программы, но и к системе школьного образования, в связи с чем необходимым условием является пересмотр методов и технологий, применяемых для формирования различных универсальных учебных действий обучаемых.

Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (например, положение шахматных фигур на доске определяется с помощью чисел и букв).

На сегодняшний день в адаптированной основной общеобразовательной программе ГОКУ «СКШ №2 г.Ангарска» не предусмотрено изучение школьниками с легкой умственной отсталостью темы «Система координат», но так как данный метод способствует решению многих коррекционно-развивающих задач, учитель-дефектолог на уроках коррекционно-развивающего обучения проводит дополнительную работу по данной теме.

Целью использования метода координат в работе учителя-дефектолога с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью является развитие аналитико-синтетической деятельности и пространственного воображения.

Коррекционо-обучающие:

Сформировать представление о понятии система координат.

Познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации.

Познакомить с принципами кодирования информации.

Научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.

Показать основные приемы построения изображений в системе координат.

Расширить запас знаний детей об окружающей среде.

Развивать познавательную активность детей.

Коррекционно-развивающие: 

Развивать наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления. 

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить.

Научить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.

Развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах и в группе.

Воспитывать умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе парами и индивидуально.

Этапы знакомства с методом координат

1 этап – дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г.:

- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки

- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки

2 этап – знакомство с системой координат:

- на предметных картинках с обратной стороны указаны «ряд» и «полка» или «подъезд» и «этаж», куда надо «положить», «поселить» картинку или нарисовать картинку по заданному «адресу»  

- рисование в системе координат

- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки:

«Необычные адреса»

Каждая клеточка – «квартира» имеет свой адрес: он обозначен буквой и числом. буква показывает, в каком столбике – «подъезде» живёт картинка, а число – на какой строчке – «этаже». Клетка, где пересекутся строчка и столбик, и есть «квартира» картинки.

А

Б

В

1

2

3

«Рассели зверей по квартирам»

 Цель: Продолжать учить работать с системой координат.

Доп.:  - Посели бабочку в квартиру по адресу 2,3; паучка  - 4,1; рыбку – 3,4; цыплёнка – 1,4; цветок  - 3,2; солнышко – 4,4; грибок – 1,3; яблоко – 2,2; мяч – 3,3; ёлку - 4,2; машинку - 2,1.

3

2

1

1

2

3

 

«Логические таблицы»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\МОЁ не трогать\творческая папка\Новая папка\Фото-0014.jpg         C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\МОЁ не трогать\Images\Фото-0121.jpg 

«Расшифруй слова»

 Цель: Развивать зрительное восприятие. Продолжать учить работать с системой координат.

- Расшифруй слова, пользуясь таблицей. Сначала определи номер подъезда, потом – этажа.

5

р

л

и

с

в

4

е

д

ю

у

м

3

к

а

г

ь

ж

2

з

о

б

ф

ы

1

ш

т

я

н

п

1

2

3

4

5

1,3

2,2

5,4

5,1

4,3

3,4

2,1

1,4

1,5

3,1

3,2

2,5

2,2

4,1

3,1

3,2

4,4

1,3

5,5

2,3

- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки:

«Шапочки и кофточки»

Жили-были на свете весёлые шарики. Один любил одежду белую, другой – синюю, третий – жёлтую, четвертый – зеленую. Когда шарики ходили друг к другу в гости, гость надевал шапочку того цвета, какой любил хозяин. Помоги шарикам одеться. Наверху нарисованы шарики-хозяева, сбоку – шарики-гости. В клеточках нужно разместить гостей.

«Сходства и отличия»

Цель: Формирование мышления школьников 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)) через работу с наглядными опорными схемами.

Задачи:         

Развивать у детей наглядно-образное и элементы словесно – логического  мышления. 

Учить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.

Формировать умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек").

Учить детей устанавливать элементарные сходства и отличия сравниваемых категорий.

Формировать у детей навыки построения связного и целостного описательного рассказа.

Расширить запас знаний детей об окружающей среде.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать познавательную активность детей.

                                                       

2 этап – знакомство с системой координат:

- (на предметных картинках  с обратной стороны указаны «ряд» и «полка», куда надо «положить» овощ-картинку): «Отвезём урожай на склад (закрепление овощей)», «Зоопарк (закрепление диких животных)», «Ферма (закрепление домашних животных)»

- рисование в системе координат:

Рисование в системе координат «Ёлочка»

Цель: Продолжить знакомить с системой координат.

- начертите в тетради систему координат: ось У – 6 см, ось Х – 6 см. Пронумеруйте каждую клеточку на оси У, оси Х.

- Достаньте из «Волшебного мешочка» «билетик с адресом точки» и найдите точку в системе координат:

1 – 1,1    2 – 4,5    3 – 2,5    4 – 4,8    5 – 3,8    6 – 5,11    7 – 7,8    8 – 6,8     9 – 8,5    10 – 6,5    11 – 9,1

         Данные дидактические игры и задания, основывающиеся на методе координат, способствуют формированию у учащихся с легкой умственной отсталостью представлений о понятии система координат, развитию наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления, познавательной активности детей, расширению запас знаний об окружающей среде. Данные дидактические игры и задания будут полезны учителям коррекционной школы на уроках математики, русского языка, чтения, естествознания.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4, т.5 Москва «Педагогика», 1984.
  2. М.Н. Перова, Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1989.
  3. В.В. Эк, Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1990.
  4. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.- М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2000.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя – дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Методическая разработка урока по математике для учащихся 6 класса с легкой умственной отсталостью "Периметр треугольника"

Методическая разработка урока по математике в классах 8 вида "Периметр треугольника"...

Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (ИН) «Как животные к зиме готовятся»

Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (ИН) «Как животные к зиме готовятся»...