Доклад "Дизартрия"
консультация

Кузьмина Анна Анатольевна

Материал знакомит с понятием "дизартрия", причинами и механизмами возникновения речевого расстройства, способами коррекции дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmina_doklad_mo_logopedov_1.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме "Дизартрия"

Подготовила учитель-логопед МАДОУ "Детский сад "Снегурочка"

Кузьмина Анна Анатольевна

     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы представляем очень объемную тему -  «дизартрия». И конечно, необходимо освежить теоретические знания.

Дизартрия- нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов).

История дизартрии: В 1879 году немецким терапевтом Адольфом Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: как расстройства артикуляции так и расстройства дикции. Первые из них назвали дизартрия, а последние дисфазия.

      В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Причины: давайте их назовем все вместе (родовые травмы, интоксикации и болезни и т.д.)

Формы дизартрии:

Бульбарная- Связана с поражением вещества продолговатого мозга и ядер черепно-мозговых нервов.

Патогенез бульбарной дизартрии имеет в своей основе вялые парезы или параличи мышц речевого аппарата:

  • атония мышц;
  • гипотрофия мышц;
  • атрофия мышц;
  • снижены или отсутствуют глоточный, нёбный и

нижнечелюстной рефлексы;

  • расстройства любых непроизвольных и

произвольных движений, осуществляемых с участием мышц,

функция которых оказалась нарушенной;

  • нарушение дыхания как общего, так и речевого;
  • гиперсаливация;
  • назализация речи из-за пареза мягкого нёба.

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

По клиническим проявлениям псевдобульбарный парез похож на бульбарный, но возможности коррекции звуко-произносительной стороны речи значительно выше.

1.        Высокий тонус в мышцах речевого аппарата.

2.        Низкий тонус в мышцах речевого аппарата.

3.        Смешанный тонус в мышцах речевого аппарата.

4.        Гиперкинезы (насильственные движения) на фоне повышенного тонуса.

5.        Мозаичные проявления минимальных дизартрических расстройств.

Нарушена подвижность органов артикуляции. Выражено нарушение фонации (голос осиплый, плохо модулированный с закрытой назализацией). Наблюдается усиление саливации.

Нарушаются звуки, требующие тонких дифференцированных движений кончика языка ([р], [л], [ш], [ж], [ц], [ч]). Из-за напряжённости губ страдают лабиализация гласных и губных согласных. Отмечается избыточная палатализация, т.к. спинка языка напряжена и приподнята.

Мозжечковая Очаг поражения: Мозжечок

Статическая и динамическая атаксия речевых движений (нарушение координации и равновесия), рассогласование в работе артикуляционного, фонационного и дыхательного аппарата.

Характерна мышечная гипотония, проявляющаяся как в скелетной мускулатуре, так и в артикуляционной. Язык тонкий, распластанный.

Лицо при поражении мозжечка амимично. Носогубные складки опущены, нарушены акты дыхания, жевания и глотания (дисфагия). При этой форме дизартрии часто возникает дисфагия.

При более тонких целенаправленных движениях отмечается тремор (дрожание) языка. Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая.

Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием к концу фразы. Увеличивается время произнесения слова и всей фразы, увеличиваются паузы между словами, появляются паузы не обусловленные смыслом высказывания.

Подкорковая или “экстрапирамидная” дизартрия связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Характерно наличие насильственных движений, тиков (гиперкинезов) в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке; а также негибкость мышц. Произношение отдельных звуков, как правило, сохранено. Голос глухой, напряженный и затухающий к концу фразы. Отсутствует плавность речи. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Часто при дизартрии наблюдается снижение физиологического слуха, нарушение фонематического слуха. Меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата; нестабильность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений; дискоординация сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе речи.  В клинической картине возможны различные варианты: гипертонус, гипотонус, дистония мышц.

Корковая. Очаг поражения: корковые структуры головного мозга. В результате возникает артикуляционная апраксия: афферентная – при поражении теменной зоны левого полушария и эфферентная – при поражении премоторной зоны левого полушария.

Афферентная корковая дизартрия проявляется в нарушении произвольных движений (кинестетическая апраксия). Человеку трудно повторить движения руками и языком, трудно самому показать, например, как нужно расчесаться или умыться. При этом не наблюдается нарушений письма и понимания речи. Нарушена лишь исполнительная, двигательная сторона таких речевых актов, как повторение, собственная речь и чтение вслух. Кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела из-за того, что ребёнок не чувствует положение органов артикуляции.

При эфферентной корковой дизартрии возникает кинетическая апраксия, которая кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы при смене артикуляционных позиций. При эфферентной корковой дизартрии могут наблюдаться трудности понимания устной и письменной речи, нарушения чтения и письма. Артикуляционные движения замедленные, напряженные, инертные. Значительно затруднен переход от одного артикуляционного движения к другому. Могут возникать замены одних звуков другими, пропуски звуков, перестановки, добавление лишних звуков, что приводит к искажению звуковой структуры слов.

Корковая дизартрия часто сочетается с моторной алалией у детей.

Давайте вспомним 4 степени дизартрии: анартрия, средняя, легкая, стертая. Последняя (стёртая форма) (в последние годы исследователи предпочитают использовать термин «минимальные дизартрические расстройства») согласно исследованиям, являются сейчас широко распространенной патологией среди детей дошкольного возраста.

И, конечно же, специфические особенности дизартрии, клинические симптомы и звукопроизношение. Сейчас мы вам покажем видео фрагменты проявления дизартрии. Мы с вами знаем, что практически не встречается одна форма дизартрии у ребенка, обычно сочетаются несколько форм.

Мы с вами пробежались по теории, а сейчас мы вам предлагаем выбрать самые основные черты проявления той или иной формы дизартрии.

Бульбарная- замедленная, невнятная речь, гнусавость, амимичное лицо, осложнены глотание и жевание. Происходит из-за частичного пареза органов речевого аппарата.

Псевдобульбарная- ограниченные движения мышц речевого аппарата. Речь монотонная, нарушается моторика.

Мозжечковая-(очень редкая форма)- вызывает ослабление или паралич мышц языка и губ. Речь скандированная, растянутая иногда покрикивания, к концу фразы затухание.

Подкорковая-множественные нарушения, отличается спазмами, выкриками, речь невнятная, очень хорошо проявляются нарушения просодических компонентов. Наблюдаем детей, которые, как будто кривляются (на утренниках высовывают язык- гиперкинез- насильственные движения)

Корковая – Кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

 Мы с вами правильно научились отличать одну форму, от другой и видеть проявления. А сейчас предлагаю поработать еще. Перед вами описание проявлений дизартрического расстройства у ребенка. Определите форму дизартрии.

ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Логопедическая работа по устранению дизартрии у дошкольников включает основные этапы.

1-й этап — подготовительный. Цель: формирование базиса для коррекции произносительной стороны речи.

Направления:

  • нормализация мышечного тонуса, с этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж; (ручной массаж, аппаратный, зондовый, нестандартная форма массажа- ложками, зубной щеткой, акупунктурный массаж)

- развитие моторики артикуляционного аппарата, с этой целью проводят пассивную и активную гимнастику и миофункциональную гимнастику;

  • физиологическое дыхание выработка речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха с помощью дыхательной гимнастики; (Стрельниковой, дыхательные тренажеры)

- формирование просодических компонентов стороны речи (высота, сила. интенсивность, длительность);

  • развитие тонкой моторики рук, с этой целью проводят пальцевую гимнастику.

 2-й этап — основной. Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления:

  • выработка основных артикуляционных укладов,
  • определение последовательности работы над звуками,
  • развитие фонематического слуха,
  • постановка звуков,
  • автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, (видео)
  • дифференциация звуков (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; на уровне слогов, слов).

3-й этап — профилактический. Цель: предупреждение или преодоление вторичных нарушений. Давайте назовем, какие вторичные нарушения могут быть.

4-й этап — заключительный. Цель: подготовка детей к обучению в школе.

 Направления:

  • формирование графо-моторных навыков,
  • развитие связной речи,
  • развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка,
  • развитие фонематического восприятия.

Спасибо за внимание!