Игра как важное средство в воспитании и обучении.
статья
Игра как важное средство в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Коррекционная школа «Надежда» г. Южно-Сахалинск
Доклад
на тему : «Игра как важное средство воспитания и обучения.»
Выполнила: учитель Барычева Е.Н.
2021г
Игра - одно из значительных явлений в человеческой культуре. Игра влияет на биологическое, социальное и духовное развития человека. Человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.
Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал К. Д. Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми.
Правильное руководство игрой требует от педагогов более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей. Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства.
Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти—шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребёнок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.
В первой стадии ребёнок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, не нужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребёнок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребёнок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребёнку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребёнок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это — полезно. Если же вы против его воли посадите его играть в группе, то этим самым не избавите его от агрессивности, себялюбия.
В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:
Игрушка готовая, механическая или простая. Это — разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки, ваньки-встаньки и пр.
Игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.
Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11–12 лет, захватывая часть школьного времени.
Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.
Игры для детей на второй стадии отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д.
Наиболее распространенное в педагогике деление игр на две большие группы: «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с готовым содержанием создаются и вносят в ж изнь детей взрослыми.
Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Игры с готовым содержанием по своему воспитательному воздействию условно подразделяются: на игры дидактические, в которых развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяют их знания, игры подвижные – в них совершенствуется движения, игры музыкальные – развивающие музыкальные способности. Каждому из вида игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих ценностей.
На третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т. е. связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное — с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. Организатор игры проверяет, испытывает и одновременно активно развивает многие духовные начала детей – терпимость, сыгранность, совместимость, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, волю и т.п., выявляет в играх физические показатели – выносливость, быстроту, силу, ловкость, точность, координацию и т.п. Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не во вмешательстве педагога в игру, а в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре.
На всех трёх стадиях развития игры влияние педагогов имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.
Самое главное в этой детской игре добиться следующего:
- Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
- Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
- Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг.
В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей и педагогов.
Игра делает интересным процесс обучения, облегчает усвоение материала. Через игровые формы решаются важные воспитательные задания – умение заботиться про окружающих, способность сочувствовать и дружить. На уроках не бывает места авторитарной форме общения, а царит совместная деятельность, сотворчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие интернационального воспитания школьников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками ...
«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»
На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

Игра, как важнейшее средство развития основных навыков у ребёнка с аутизмом ( 1-2 группа по классификации О. Никольской)
Игры в системе коррекционно-образовательной работы....
Игра как важное средство воспитания школьников
Игра – это один из видов деятельности ребенка. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой познавательной деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий и резу...

Доклад " Дидактические игры как важное средство сенсорного воспитания". Из опыта работы.
Специально организованные дидактические игры являются хорошим дополнением к обучению на занятиях по ознакомлению с общими представлениями об окружающих предметах и их сенссорных эталонах....


