Рабочая программа для обучающихся 2 класса с РАС и ТМНР
рабочая программа

Моисеенко Екатерина Алексеевна

Программа разработана на основе:

1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2, вариант 8,3). Особое внимание уделяется развитию и коррекции социального поведения.

Цель программы: коррекция коммуникативных функций, включение ребенка в микросоциум класса, развитие познавательной деятельности.

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

•осваивать и отрабатывать средства коммуникации, приемы конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

•развивать мелкую моторику

•учить вступает в контакт и общается в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника

•учить использовать принятые социальные нормы

•развивать знания о временных представлениях (времена года)

•учить выполнять простые действия по образцу и инструкции

•учить ориентироваться в пространстве относительно себя и на бумаге

•развивать элементарные математические представления

•развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету)

 •учить сравнивать предметы по внешнему признаку

•развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям

•учить проявлять инициативу в беседе

•стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_2_klassa_detey_s_tmnr.docx89.77 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ачинская  школа № 3»

Рассмотрено

на заседании МС

________________________

Эксперт

___________/И.И. Агаркова

Протокол № _____ от

«_____»______________2024г

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе

 _________/ Е.А. Кокоулина

«____»_____________2024г

Утверждаю

Директор школы

_________/И.Л. Шадрина

Приказ № ________от

«______»________2024г

Рабочая программа

учителя-дефектолога

(индивидуальные занятия)

Класс: 2    

       

Учитель: Моисеенко Екатерина Алексеевна        

Количество часов по программе: 68 часов    

Ачинск, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………

Содержание программы……………………………………………………

Литература ………………………………………………………………….

3

7

10

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на 2024-2025 учебный год для обучающихся 2 класса с РАС. Результаты обследования позволили подготовить индивидуальные программы коррекционной помощи обучающимся. Программа разработана на основе:

1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2, вариант 8,3). Особое внимание уделяется развитию и коррекции социального поведения.

Цель программы: коррекция коммуникативных функций, включение ребенка в микросоциум класса, развитие познавательной деятельности.

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

•осваивать и отрабатывать средства коммуникации, приемы конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

•развивать мелкую моторику

•учить вступает в контакт и общается в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника

•учить использовать принятые социальные нормы

•развивать знания о временных представлениях (времена года)

•учить выполнять простые действия по образцу и инструкции

•учить ориентироваться в пространстве относительно себя и на бумаге

•развивать элементарные математические представления

•развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету)

          •учить сравнивать предметы по внешнему признаку

•развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям

•учить проявлять инициативу в беседе

•стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации.

При реализации данной программы соблюдаются следующие принципы:

Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития ребенка, индивидуального подхода к обучающимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (от простого к сложному). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий, контролируется качество их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Тип занятий: занятия-игры, в процессе которых обучающиеся на доступном им уровне осуществляют наблюдение, сравнение, сопоставление, классификацию предметов по тем или иным признакам, производят доступные им анализ и синтез, делают элементарные обобщения.

Формы работы: индивидуальное занятие.

Занятия проходят два раза в неделю в первую и вторую половину дня по 20 мин, 68 ч. в год (34 недели).

Срок реализации программы 1 учебный год.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические:

•предварительное рассматривание, называние, показ по словесной инструкции педагога специально подобранных игрушек, картинок, рисунков и т.п.;

•соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

•совместные действия обучающегося и педагога, действия по подражанию;

•действия обучающихся по образцу;

•наблюдение, элементарные приёмы сравнения, сопоставления, классификации предметов по тем или иным признакам;

• выполнение доступных приёмов анализа, синтеза, обобщения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные,  песочная терапия.

Структура занятия:

I. Этап: организационный

- психогимнастика

 -мотивации

- сообщение ребенку о предстоящей работе.

II.  Этап: воспроизведение знаний, которые потребуются для выполнения заданий

III. Этап: выполнения заданий, направленных на закрепление материала

IV. Этап: физминутка

V. Этап: выполнения заданий, направленных на закрепление материала

VI. Этап: итог занятия.

-рефлексия

Формирование БУД у обучающегося:

Личностные:

- осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- быть способным к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- самостоятельно (по возможности) выполнять учебные задания;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные:

-уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

-выполнять упражнения на развитие графомоторных навыков;

-классифицировать, анализировать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению, делать простейшие обобщения;

-составлять разрезную картинку из 4 частей;

-определять последовательность событий;

-ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место;

- овладевать способностью понимать учебные задачи занятия;

- оценивать свои достижения, результаты работы;

- формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;

- использовать средства альтернативной коммуникации;

- проявлять мотивацию к познанию, учёбе.

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Планируемые результаты

•вступает в общение и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляет интерес к коллективной деятельности со сверстниками.

•использует средства коммуникации, приемы конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

•может вступать в контакт и общается в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника

•использует принятые социальные нормы

•использует средства альтернативной коммуникации

•сформированы знания о временных представлениях (времена года, месяца, дни недели)

•выполняет простые действия по образцу и инструкции

•ориентируется в пространстве относительно себя и на бумаге

•сформированы элементарные математические представления

•может классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету)

          •может сравнивать предметы по внешнему признаку

•сформирован интерес детей к миру природы, к природным явлениям

•может проявить инициативу в беседе

•стимулирована познавательная активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

  • первичной (входящей) аттестации;
  • текущего мониторинга;
  • промежуточной аттестации за учебный год.

Промежуточная аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется дефектологическое заключение на ребёнка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей.  Первичная аттестация проводится в первые две недели сентября (с 02.09 по 13.09), промежуточная - в последние две недели мая (с 12.05 по 23.05) в форме практических заданий.

Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а также их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих на классах.

Критерии оценки результатов аттестации:

Условные обозначения

Динамика

0 баллов

Не может работать, не отвечает на вопросы.

Ребенок не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны, не понимает смысла задания.  

1 балл

Выполняет задания с помощью учителя.

Задание принимает частично. Нуждается  в практически - действенной помощи педагога.

2 балла

Выполняет задания правильно, самостоятельно.

Ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно.

           

Материально-техническое оснащение:

Для обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми подготовлен кабинет дефектолога, оснащенный:

-мебелью: ученические столы и стулья, шкафы для дидактических и наглядных пособий;

-техническими средствами обучения: ноутбук;

-наглядно-иллюстративным материалом, систематизированным по темам;

-учебно-методическими материалам, специальная литература, учебные пособия с дидактическими заданиями и упражнениями для организации познавательной деятельности обучающихся;

- оборудованием для развития мелкой моторики;

- песочный стол;

          - балансер.

Характеристика обучающихся:

Ведущая рука правая. Карандаш, ручку удерживают в руке правильно. При выполнении упражнений по обведению по точкам или линиям несложных изображений, раскрашивании простых изображений с выходом за границу. Владеют прямым счетом до 10. Знают основные цвета. Показывают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал. Соотносят детали сортеров, пирамидок по форме, размеру. Составляет разрезную картинку из 4-5 частей. При выполнении заданий требуется повторная инструкция, направляющая помощь учителя, которую дети принимают не всегда.

Наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, манерность.

Обращенную речь понимают на бытовом уроне. Самостоятельной речи нет. Инструкции понимают простые, сопровождаемые показом, подкрепляющим жестом. Внимание нарушено, неустойчивое. Часто отвлекаются. Отказываются от выполнения заданий. Подбадривание, похвала не всегда стимулируют к дальнейшей деятельности. Ситуацию запрета понимают частично, не сразу реагируют на замечания и требования педагога, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Ошибки не стараются исправлять самостоятельно, при затруднениях проявляют отказные реакции.

Учебно-тематический план 2 класс:

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

I четверть

16

1

Диагностика

4

2

Социально – коммуникативное развитие.

5

3

Познавательное развитие.

4

4

Сенсорное восприятие.

3

II четверть

16

1

Социально – коммуникативное развитие.

5

2

Познавательное развитие.

5

3

Сенсорное восприятие.

6

III четверть

21

1

Социально – коммуникативное развитие.

6

2

Познавательное развитие.

7

3

Сенсорное восприятие.

8

IV четверть

15

1

Социально – коммуникативное развитие.

5

2

Познавательное развитие.

3

3

Сенсорное восприятие.

3

4

Диагностика

4

Итого:

68

Содержание программы:

Содержание коррекционно-развивающей работы:

Реализация Программы происходит через следующие направления:

Социально – коммуникативное развитие.

Основной целью данного направления являются уточнение, расширение и систематизация представлений ребенка об окружающей действительности; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основными задачами являются:

• уточнять, расширять, обогащать представления школьника о себе, окружающем предметном и социальном мире.

• формировать умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

• уточнять и обогащать словарный запас в процессе ознакомления с окружающей действительностью.

• приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

• развивать инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, умения делать выбор и нести ответственность за него.

• развивать способности к волевым усилиям, самоконтролю и самодисциплине.

• развивать умения выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умения договариваться, адекватно выражать чувства и уважать чувства других.

Познавательное развитие.

Целью данного направления являются всестороннее развитие познавательных процессов; развитие интересов и мотивации.

Основными задачами являются:

• формировать познавательные действия, развивать познавательное мышление.

• формировать количественные, пространственные и временные представления.

• развитие воображения, интеллекта, эмоциональной сферы.

• формировать представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

• развивать способности к установлению конкретных связей и зависимостей.

Сенсорное восприятие.

Целью данного направления является целенаправленное развитие и совершенствование у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

  Основными задачами являются:

• формировать умение использовать представления о цвете и форме в повседневной жизни.

• расширять представления детей о величине предметов.

• развивать пространственные (расположение предметов в пространстве) представления.

         • развивать тактильные ощущения.

         • совершенствовать слуховое восприятие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2024-2025 уч.г.

п/п

Наименование разделов,

тем занятий

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

I четверть

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Первичная диагностика.

03.09

2

Диагностика

05.09

3

Диагностика

10.09

4

Диагностика

12.09

5

«Ты мой друг - я твой друг»

17.09

6

«Осень пришла» (обведение контуров, штриховка изображений, раскрашивание).

19.09

7

Сказка на липучках «Три поросенка»

24.09

8

Д/игра: «Что выросло на огороде?»

26.09

9

Игра-упражнение «Вежливые слова»

01.10

10

Д/игра: «Баланс»

03.10

11

«Волшебные мешочки»

08.10

12

Игры - ситуации

10.10

13

Д/игра: «Геометрическая мозаика»

15.10

14

«Рисунки по заданию» (раскрашивание простых изображений)

17.10

15

Сопоставление два или несколько предметов по цвету, форме, размеру

22.10

16

«Делай так» (конструирование)

24.10

II четверть

1

Песочный стол «Сыпь мне, сыплю тебе, сыпем вместе»

05.11

2

Д/игра: «Что звучит?» (игры со звуком).

07.11

3

«Что растёт на грядке?» (штриховка изображений).

12.11

4

Игра «Покажи такой же»

14.11

5

« Азбука настроения»

19.11

6

Д/игра: «Найти, чья тень»

21.11

7

«Пластилиновые заплатки»

26.11

8

Зашумленные картинки: «Кто прячется»

28.11

9

«Зимняя прогулка» (штрихи)

03.12

10

«Новогодняя ёлочка» (аппликация)

05.12

11

Игры с прищепками.

10.12

12

«Делай как я» (двигательные упражнения)

12.12

13

Вкладывание фигур в соответствующие пазлы (доска Сегена)

                17.12

14

Песочный стол «Нарисуй узор»

19.12

15

Пальчиковая гимнастика «Праздничный салют»

24.12

16

«Найди по образцу» (зрительное соотнесение)

26.12

                    Ш четверть

1

Узнай картинку части суток (утро, день, вечер, ночь)

09.01

2

Сравнение двух предметов по высоте и длине

14.01

3

Д/ игра: «Домашние и дикие птицы»

16.01

4

Д/игра: «Помоги кукле собраться в школу»

21.01

5

«Основные цвета» (упражнения на нахождение и определение цвета).

23.01

6

«Умеем ли мы общаться?»

28.01

7

«Посмотри и найди» (соотнесение формы с предметом).

30.01

8

Работа с геометрическим конструктором

04.02

9

«Любимые игрушки» (штрихи)

06.02

10

 «Зимушка-зима» (рисование)

11.02

11

«Мой дом»

13.02

12

Игры с мини-сортерами (соотнесение форм).

18.02

13

«Узоры» (игры с мозаикой).

20.02

14

«Большой, маленький» (различение предметов по величине)

25.02

15

«Лабиринт»

27.02

16

«Кто как говорит?»

04.03

17

«Арифметический планшет»

06.03

18

Песочный стол

11.03

19

«Башня» (игры с кубиками)

13.03

20

Ролевая игра «Школа»

18.03

21

Беседа по картинкам - Моя улица, дом, ПДД.

20.03

IV четверть

1

«Основные цвета»  (упражнения с цветом)

01.04

2

«Мозаика» (конструирование)

03.04

3

«Мое настроение»

08.04

4

«Чудо палочки» собери по образцу

10.04

5

«Найди лишнее» (карточки, предметы)

15.04

6

«Большой – маленький» сортировка

17.04

7

 Волшебные слова

22.04

8

«Разноцветные бусы» (выбор цвета по образцу). 

24.04

9

Времена года: «Скоро лето»  

29.04

10

Упражнение «Делай как я»

06.05

11

Беседа по картинкам: «Безопасное лето»  

08.05

12

Диагностика

13.05

13

Диагностика

15.05

14

Диагностика

20.05

15

Диагностика        

22.05

Итог-68 ч

Литература

1Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей  старшего дошкольного возраста. – М.  2004.

2 Методические советы к программе «Детство». – СПб.: М54 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-304 с., ил.

3 Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

4 Учебно-методический портал https://infourok.ru

5 Учебно-методический портал https://nsportal.ru

6 Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. - М.: Теревинф, 2003

7 Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: ВЛАДОС, 2002.

8 Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН. Издательство БелАПДИ «Открытые двери». - Минск, 1997.

9 Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / практическое пособие. - М: Терефинф, 2004.

С индивидуальной и подгрупповой программой развития ребёнка ознакомлен(а) и согласен(а)

  1. Ф.И.О. родителей: ________________________________/____________

                                                                                                     подпись  

Дата  ______________  2024 год                                                    

  1. Ф.И.О. родителей: ________________________________/____________

                                                                                                     подпись  

Дата  ______________  2024 год                                                          

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов;  ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...

Рабочая программа для 10 класса обучающихся ТМНР

Рабочая программа разрабортана для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии....

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности для детей с ТМНР "Я- сам"

Программа курса внеурочной деятельности «Я- сам» реализуется в рамках социального направления. Программа способствует формированию у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной ...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...