РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Логопедические занятия» (с обучающимися с ЗПР, вариант 7.1, 7.2)
календарно-тематическое планирование

Костикова Ирина Алексеевна

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи обучающимся начальных классов с ЗПР  в коррекции нарушений устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_7.1_7.2.docx104.6 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Логопедические занятия»

 (с обучающимися с ЗПР, вариант 7.1, 7.2)

  Составитель программы:

Костикова И.А.,

учитель-логопед

                                       Количество часов:

                                                                                      66 ч. (1 класс), 68 ч. (2-4 класс)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи обучающимся начальных классов с ЗПР  в коррекции нарушений устной и письменной речи.

 Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ
  • Приказом от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015)
  • на основании комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ((протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)

Цель курса: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся с ЗПР, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Данный коррекционный курс направлен на решение следующих основных задач:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;
  • коррекцию звуко-слоговой структуры слова;
  • развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие грамматического строя речи, формирование связной речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий – 1-2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия. Продолжительность занятия 20-25 минут.

Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы.

Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

Логические связи курса с остальными видами деятельности.

Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».

Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета «Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены бедностью словаря, плохим пониманием логико-грамматических конструкций, затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.

Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие эстетически чувств, знание об основах моральных норм;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося (правил поведения на занятиях, ответственного отношения к занятиям, регулярного посещения занятий в соответствии с расписанием, выполнения домашних заданий и т.д.);

- развитие мотивов учебной деятельности (как познавательных, так и социальных), формирование личностного смысла учения;

- развитие способности характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;

- формирование бережного отношения к школьному имуществу и учебным принадлежностям, аккуратного оформления письменных работ.

Метапредметные результаты:

Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

 Познавательных

 - анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической и учебной задачи;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- группировать объекты (звуки, слова и т.д.) на основе существенных признаков;

- использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (схемы слов, предложений, графических схем для характеристики звука).

овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- работать в определенном темпе;

- применять знания в новых ситуациях;

- понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

 Коммуникативные:

- внимательно слушать и слышать собеседника (учителя-логопеда, ученика и т.д.), не переключаясь на посторонние воздействия и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба, выражения согласия/несогласия в  вежливой форме;

- уметь вовремя включаться в ситуацию обсуждения и реагировать на нее соответствующими действиями;

- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия»

Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться в устной и письменной речи:

  • правильно произносить отработанные звуки в самостоятельной речи;

  • правильно воспроизводить устно и письменно слова из трёх и четырёх слогов;
  • дифференцировать на письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;
  • определять устно и письменно количество слов в предложении из 4-5 слов;
  • воспроизводить интонационно верно с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
  • участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
  • составлять простые нераспространённые предложения;
  • распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Обучающиеся 2 класса получат возможность научиться в устной и письменной речи:

  • дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие  звуки;
  • овладеть навыками языкового анализа и синтеза слов и предложений; определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах; определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте;
  • уметь применять на письме изученные правила орфографии: правописание безударной гласной в корне слова, парных согласных, правописание мягкого знака, как показателя мягкости;
  • использовать в речи различные конструкции предложений.
  • строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность).

Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться в устной и письменной речи:

  • производить слоговой анализ, звукобуквенный разбор слов на более сложном речевом материале;
  • уметь объяснять лексическое значение слов;
  • подбирать к слову родственные слова;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
  • образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок,
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
  • дифференцировать предлоги и приставки;
  • составлять распространенные предложения;
  • определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
  • составлять  план  связного высказывания;
  • строить самостоятельно связное высказывание;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих работах.

Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться в устной и письменной речи:

  • уметь объяснять лексическое значение слов;
  • подбирать к слову родственные слова;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
  • образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
  • производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;
  • программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;
  • анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.

Система оценки планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • Входящая (первичная диагностика);
  • Текущий мониторинг; проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;
  • Итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляется по протоколу логопедического обследования на основе которого заполняется логопедическое представление.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для обучающихся.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  1. На фонетическом уровне;
  2. На лексико - грамматическом уровне;
  3. На синтаксическом уровне.
  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование  полноценных  фонетических  представлений  на  базе  развитияфонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

На первом и втором году коррекционного обучения,  основное время отводится развитию звуковой стороны речи, параллельно осуществляется логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития и формированию  умений и навыков связной речи. Через полтора – два года исчезают ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (различение фонем), фонематического и слогового анализа и синтеза.

На третьем и четвертом годах обучения планируется коррекционная работа на лексическом и синтаксическом уровнях. Части речи, состав слова, согласование, управление, связная речь. Основная работа над семантикой слова, связью слов, увеличение семантических полей.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом школьной программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта.

Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения:

•        Подготовительный - отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной и дыхательной гимнастик;

•        Формирование первичных произносительных умений и навыков - постановка звуков от более легких к сложным; автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков – изолированно, в слогах, словах, предложении;

•        Этап коммуникативных умений и навыков – формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

•        Оценочный – оценка результатов деятельности.

III. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основная литература

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.

Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.

Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.

Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.

Дополнительная литература

Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.

Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.

Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.

Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.

Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.

Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.

Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.

Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.

Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.

С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.

Материально-техническое обеспечение

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

в 1 дополнительном классе

Раздел

Коли

чество занятий

Тема

Содержание работы

  Дата

1

Диагностика

1

Диагностика устной речи

2

Развитие лексической

стороны речи.

1

Слово как единица речи

Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся  в активном словаре слов.

3

1

Слова - названия предметов.

Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов.

4

1

Слова - названия действий..

Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря

5

1

Слова – названия признаков предметов.

Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов.

Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость.

Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания  режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.

6

1

Слово в составе предложения

Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись.   Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Беседа о школе. Подбор слов - названий предметов к теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик, учитель  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета.

7

1

Слова с близким значением

Практическое знакомство со словами близкими по значению. Нахождение в словаре слов с близким значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Упражнения на установление смыслового однообразия слов. Активизация и обогащение словаря синонимов

Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.

8

1

Слова с противоположным значением

Практическое знакомство со словами противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с противоположным значением. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок.

Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека. Подбор слов - названий предметов к теме (рука, язык, ухо, нос и т.д.).  Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.

9

1

Слова с обобщающим значением.

Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Называние видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель, платье - ?

Лексическая тема «Как ты познаешь мир» Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания  режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.

10

Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения

.

1

Образование звуков речи. Гласные звуки.

Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Образование разных речевых звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик разных звуков).

Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков). Закрепление образа печатной и письменной буквы. Сравнение написания изученных букв. Чтение и письмо слов «ау», «уа».

Лексическая тема «Наш город»

11

1

Звуки и буквы а, А,  о, О, у У

12

1

Звуки и буквы и, И, ы  

13

1

Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.

Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Дифференциация данных вразброс прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слоговс использованием слоговой таблицы.

Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов.

Называние по заданию логопеда слов с разным количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на демонстрируемые графические схемы. Выполнение заданий на запоминание рядов из двух-трех слов определенной слоговой структуры. Составление слов из предлагаемых в беспорядке слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую логопедом ритмическую структуру с выделением ударного слога. Реконструкция слов путем перемещения места слогов, добавления,  сокращения количества слогов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Лексическая тема «Зима» Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в настоящем и прошедшем времени, состоящих из 3 членов предложения, с использованием словосочетаний: зимние игры, зимняя одежда, хвойные деревья, дикие животные

14

1

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных

15

1

Звуко-слоговой анализ и синтез.

16

Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения

1

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е

Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение прямых слогов со звуком [М] в сочетании со гласными первого ряда (МА, МО, МУ…), затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее аналогичные упражнения с другими согласными звуками. Закрепление с помощью упражнений подбора к данному мягкому варианту – твердого и наоборот. Работа по сопоставлению значений и звучания  слов типа МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК и т.п.

17

1

Обозначение мягкости с помощью буквы Ь.

Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п.  Определить, что мягкость звуков [Н'][П'][Р'] сохраняется. Для обозначения мягкости в этих случаях применяется специальная буква - мягкий знак. Прочтение стихотворения о роли мягкого знака. Сравнение слов, различающихся твердым или мягким звуком (шест-шесть, хорь-хор, брат-брать).

Лексическая тема «Моя семья. Мой дом». Уточнение временных представлений.  Знания учащегося о себе: имя, полное имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения, домашний адрес. Составление рассказов о себе и о своей семье.

18

Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и профилактика

нарушений письма и чтения.

1

Звонкие и глухие согласные.

Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. Определение  участия голосовых связок в звучании звонких звуков с помощью тактильных ощущений. Звуки согласные парные по звонкости-глухости.

Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Лексическая тема «Весна»  Понимание и употребление предложений (повествовательных нераспространенных и распространенных) состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний:  талый снег, первые  проталины, первые  подснежники, весенние месяцы, ранняя весна; дикие животные, домашние животные; перелетные птицы,  зимующие птицы, птичьи гнезда.        

Распространение предложений  по вопросам.

Составление предложений с заданными предлогами.        

19

1

Дифференциация парных звуков и букв Б-П

20

1

Дифференциация парных звуков и букв Д-Т

21

1

Дифференциация парных звуков и букв В-Ф.

22

1

Дифференциация парных звуков и букв  Г-К-Х.

23

1

Дифференциация парных звуков и букв З-С

24

1

Дифференциация парных звуков и букв Ж-Ш

25

1

26

Формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков

1

Текст и его признаки

Выделение предложения из структуры текста. Определение словесной структуры предложения. Составление графических схем словесного состава предложений. Упражнения по реконструкции предложений путем замен входящих в них слов.

Составление предложений:

а) по сюжетным картинкам разной смысловой сложности;

б) по картинкам и опорным словам;

в) по опорным словам.

Лексическая тема «Скоро лето». Понимание и употребление предложений (повествовательных нераспространенных и распространенных) состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний:  жаркий день; цветочная поляна; комариный (пчелиный) рой; морской  воздух; морские   обитатели, речные растения; речные обитатели; воздушный змей, летние каникулы.

27

1

Предложение, его структура и основные признаки.

28

1

Предложение.  Составление предложений  по сюжетным картинкам разной смысловой сложности

29

1

Предложение.  Составление предложений  по картинкам и опорным словам

30

1

 Составление предложений  по  опорным словам

31

1

Словосочетание.

32

1

Составление словосочетаний из заданных слов

33

Итоговая диагностика

Обследование звукопроизношения;

обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

обследование лексической стороны речи;

обследование грамматического строя речи;

обследование связной речи;

обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

Всего:

33 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

в 1 классе

Раздел

Кол-во

занятий

Тема

Содержание работы

  Дата

1

1

Диагностика устной речи

Обследование звукопроизношения;

обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

обследование лексической стороны речи;

обследование грамматического строя речи;

обследование связной речи;

обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

2

Развитие грамматического строя речи.

1

Предложение. Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения.

Конструирование простых по составу предложений

Анализ словесного состава предложений. Составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем

3

1

Составление предложения из 3-х слов

4

Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения

1

Слово. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет.

Задания на актуализацию знаний о словах-названиях предметов (выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам, например, «Класс», «Магазин игрушек», «Кабинет врача», «Парикмахерская» и т.д.). Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия; на подбор слов, обозначающих признаки, к данным словам - предметам.

Слова-названия предметов и их место в предложении. Конструирование предложений с заданными словами, обозначающими различные предметы (с опорой на картинки). Различия в структуре и смысле предложения и текста в зависимости от значения заданного слова (например, ручка как принадлежность для письма и ручка ребенка). Обогащение заданных и прочитанных предложений другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»).

Упражнения на выбор слов, обозначающих действия какого-либо предмета и его признаки.

5

1

Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия

6

1

Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам.

7

1

Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

8

Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения

1

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков.

Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов.

Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью.

Составление распространенных предложений при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение глагольного словаря (просыпаться, делать зарядку, завтракать, идти в школу, обедать, отдыхать, учиться, и т.д.).

Упражнения в определении ударных слогов в словах.

Беседа о признаках осени. Подбор слов-определений к словам-предметам (уточнение навыков грамматического согласования слов и профилактика аграмматизма на письме и при чтении). Анализ значений слов с переносным смыслом (золотая осень, хрустальный лед и т.п.).

Уточнение представлений о признаках осени в живой и неживой природе.   Обогащение словаря названиями предметов и явлений: календарь, погода, урожай, дни недели, осенние месяцы, а также глагольной лексикой: дуть, светить, желтеть, опадать, собирать Составление рассказа-описания с опорой на план.

Задания на подбор слов с определенным местом в них ударного слога. Упражнения в воспроизведении слого-ритмической структуры слов с опорой на графические схемы. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»).

Лексическая тема «Наш город»

9

1

Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов.

10

1

Слоговой анализ и синтез слов.

Деление двусложных, трехсложных слов

11

1

Закрепление знаний по теме «Слоговой анализ и синтез слов

12

1

Звуки речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием.

13

1

Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове.

14

1

Звуковой анализ и синтез слов

15

1

Ударение. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

16

1

Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

17

Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и профилактика

нарушений письма и чтения.

1

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы].

Уточнение представлений о буквах, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласного и соответствующей ему буквы для обозначения мягкости предыдущего согласного. Сопоставление произношения соответствующих слогов, слов (Мила – мыла и т.п.). Составление слогов и слов с мягкими и твердыми звуками с применением графических схем и букв разрезной азбуки. Последующая запись слов.

Лексическая тема «Зима». Подбор слов к теме (снег, лед, мороз  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания  признаков зимы. Составление предложений и связных высказываний по теме с опорой на картинки.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации твердых и мягких звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схемы артикуляционных укладов).

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по твердости-мягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и мягкими звуками.

Чтение слов, включающих мягкие звуки. Анализ различий в буквенном составе слов, различающихся твердыми и мягкими звуками.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации звонких-глухих звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схему состояния голосовых связок при произношении звонких-глухих и т.д.).

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по звонкости-глухости звуки. Придумывание слов с глухими и звонкими звуками.

Лексическая тема «Весна»  Понимание и употребление предложений (повествовательных нераспространенных и распространенных) состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний:  талый снег, первые  проталины, первые  подснежники, весенние месяцы, ранняя весна; дикие животные, домашние животные; перелетные птицы,  зимующие птицы, птичьи гнезда.        

Соотнесение звонких и глухих звуков с соответствующими буквами.

Составление слогов и слов с звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью.

Письмо под диктовку слов простого звуко-слогового состава, содержащих звонкие и глухие звуки.

18

1

Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и].

19

1

Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Образование согласных звуков Дифференциация гласных и согласных звуков

20

1

Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Мягкий знак.

21

1

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных.

22

1

Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов.

23

1

Дифференциация б-п в устной и письменной речи

24

1

Дифференциация д-т в устной и письменной речи

25

1

Дифференциация к-г в устной и письменной речи

26

1

Дифференциация з-с в устной и письменной речи

27

Развитие связной речи и  

профилактика смысловых ошибок при чтении и письме

1

Составление предложений - кратких ответов на вопросы к тексту

Упражнения в прослушивании текстов, формулировании собственных высказываний о событиях, описанных в тексте (опора на содержание вопросов логопеда, на иллюстрации к тексту), воспроизведение последовательности текста путем выкладывания в нужном порядке опорной серии сюжетных картинок. Упражнения в выделении из текста отдельных предложений и анализ смысловой связи между ними.

Лексическая тема «Скоро лето». Понимание и употребление предложений (повествовательных нераспространенных и распространенных) состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний:  жаркий день; цветочная поляна; комариный (пчелиный) рой; морской  воздух; морские   обитатели, речные растения; речные обитатели; воздушный змей, летние каникулы.

Чтение несложных текстов с последующим анализом смысла. Конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них. Придумывание названий текстов. Анализ связи названия текста с его содержанием

28

1

Обучение последовательному пересказу по вопросам.

29

1

Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

30

1

Составление предложений по предложенным схемам. Распространение предложений по вопросам педагога, их запись.

31

1

Обучение последовательному пересказу с опорой на слова-действия.

32

1

Обобщение полученных знаний

33

1

Диагностика устной и письменной речи.

Всего:

66

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

во 2 классе

Раздел

Количество занятий

Тема

Содержание работы

Дата

1

1

Диагностика устной речи

Обследование звукопроизношения;

обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

обследование лексической стороны речи;

обследование грамматического строя речи;

обследование связной речи;

обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

2

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

1

Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

Беседа о признаках осени. Расширение представлений о признаках осени в живой и неживой природе. Чтение отрывков произведений на тему «Осень». Обучение повествовательному рассказу по картинкам. Составление и запись простых и простых распространенных предложений об осени. Проверка написанных предложений. Определение границ и опасных мест, уточнение признаков предложения.

Списывание с печатного текста. Определение границ предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме. Составление предложений по предложенным схемам. Распространение предложений по вопросам педагога. Чтение предложений и определение его границ. Интонационная выразительность предложений .Работа над пониманием распространен ных предложений (Исправь ошибки). Уточнение понятий и значений: слово-предмет, слово-признак, слово-действие. Нахождение слов при чтении предложений.

Диагностическое задание: посмотри на картинку и ответь на вопрос: Что это? Какой это предмет? (не менее пяти слов). Какие действия может совершать этот предмет?

3

1

Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

4

1

Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов

5

Коррекция специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза

1

Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение количества слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог. Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических схем звуко-слогового состава слов.

Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.

Диагностическое задание: определение количества слогов в слове; количества звуков в односложных и двусложных словах, перенос слов.

Уточнение значения слова в зависимости от ударения (замок, кружки, плачу, парит). Задания на подбор слов с определенным местом в них ударного слога. Составление схем слов с указанием ударного слога. Упражнения в воспроизведении слогоритмической структуры слов с опорой на графические схемы. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. Составление предложений с омонимами.

6

1

Мягкий знак на конце слова и в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

7

1

Разделительный мягкий знак.

8

Коррекция специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушением фонематического распознавания и недостаточностью фонематических процессов.

1

Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

9

1

Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Развитие навыков звуко-слоговогоанализа и синтеза.

10

1

Дифференциация гласных [о-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме

Гласная буква Ё Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О -Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

11

1

Дифференциация [б-п] в устной иписьменной речи.

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

12

1

Дифференциация [г-к] в устной иписьменной речи.

13

1

Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи

14

1

Дифференциация [ш-ж] в устной иписьменной речи.

15

1

Дифференциация [з-ж] [с-ш] в слогах, словахи предложениях. Дифференциация [з-ж] [с-ш] в связной речи.

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках, автоматизация звуков в устной речи. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Письмо под диктовку слогов, слов, словосочетаний и предложений. Работа над пониманием прочитанного

16

1

Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация[ч-ть] в связной речи.

Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Письмо под диктовку слогов, слов, словосочетаний и предложений. Чтение предложений, текстов. Работа над пониманием прочитанного.

17

1

Дифференциация [щ-ч] в слогах, словахи предложениях. Дифференциация [щ-ч] в связной речи.

18

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1

Словообразование существительных с помощью суффиксов:-ик,-чик

-енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец.

Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-,-чик-,--енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец), суффиксов (-тель-,-чик-,-щик-, -льщик-, -чик-,-ник) для образования названий профессий

19

1

Суффиксы профессий.

20

1

Суффиксы в образовании детёнышей животных: -онок, -енок - ат, -ят.

Составление словосочетаний:

•        с существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами прошедшего  времени;

•        с существительными, обозначающих детенышей животных (с суффиксами -онок, -енок - ат, -ят

21

1

Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,- ич,-ов.

Притяжательные и относительные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-,-лив- вмужском, женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Для закрепления используются игры: «Подбери слово по смыслу», «Угадай, кто хозяин», «Назови, из чего сделан предмет», «Деревья. Чей лист». Составление словосочетаний и предложений в определенном роде и числе. Чтение предложений, текстов с выделением прилагательных.

22

1

Образование глаголов с помощью приставок  и суффиксов. Согласование.

Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-, у-, пере-),

суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-,-е-,-л-) Составление предложений по картинкам и по вопросам педагога.

Исправление словосочетаний с неправильным приставочным глаголом (улетел к клетке, вбегает от дерева). Составление предложений с приставочным глаголом. Лексическая тема «Весна». Характерные признаки ранней весны

23

Коррекция специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза

1

Предлоги:  от, к, до. за, из-за. в, на, из, за, перед, по, из-за, из-под

Уточнение значения предлогов при помощи графических схем. Уточняется значение следующих предлогов: в, на, из, за, перед, по, из-за, из-под.

 Уточнение пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти.

Дифференциация различных значений одного и того же предлога. Ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов (Покажи, где мяч на коробке). Выполнение действий с предметами. Придумать предложение с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке. Чтение предложений с выделением предлогов. Составление схем предложений с последующей записью. Написание предлогов со словами.

24

1

Предлоги: через, сквозь, между

25

1

Предлоги: про, о, об (обо)

26

1

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами

27

1

Составление предложений из заданных слов с предлогами.

28

1

Дифференциация предлогов и приставок.

29

Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной устной и письменной речи

1

Слова, обозначающие

предметы

Вопрос к слову. Что это? Кто это? Почему поставили этот вопрос? Графическое изображение слова

предмета ___ Слово -

часть предложения.

30

1

Слова, обозначающие

действия предметов

Что делает? Графическое изображение слова-действия: ======

31

1

Слова, обозначающие

признаки предметов

Подбор слов признаков к предмету. Вопрос - какой? Граф. изображение. Упражнение «Найди слова-признаки»

32

1

Антонимы. Синонимы

Практическое овладение навыком подбора антонимов; способы их употребления. Формирование умения раскрывать лексическое значение противоположных по значению слов; адекватно применять их в предложениях

33

1

Закрепление синтаксических навыков в работе над словосочетанием и предложением

.Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов.

Уточнение словарного запаса по теме «Скоро лето».

34

1

Диагностика речи

Обследование звукопроизношения;

обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

обследование лексической стороны речи;

обследование грамматического строя речи;

обследование связной речи;

обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

Всего:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

в 3 классе

Раздел

Количество заня

тий

Тема

Содержание работы

Дата

1

1

Диагностика речи

2

Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза.

2

Речь и предложение. Предложение и слово.

Лексическая тема «Как я провёл лето».

Распространение предложений. Виды предложений. Нахождение в тексте предложений и определение его типов.

Нахождение слов, словосочетаний при чтении предложений о лете.

Лексическая тема «Осень»

Составление и запись простых предложений об осени, и их распространение. Проверка написанных предложений. Определение границ и опасных мест, уточнение признаков предложения

Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги. Развитие слогового анализа и синтеза. Правила переноса слогов. Составление графических схем звуко-слогового состава слов.

Упражнения: придумай слово на заданный слог, составь слово из предложенных слогов, найди слово, соответствующее схеме, подбери слова, состоящие из двух, трёх слогов, распредели слова по столбикам в соответствии с количеством слогов.

3-4

2

Слово и слог. Уточнение понятий.

Выделение первого слога в слове.

5-6

2

Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

7-8

2

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

9-10

Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушением фонематического распознавания и недостаточностью фонематических процессов

2

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Формирование навыков фонематической дифференциации на материале акустически смешиваемых звуков.

Уточнение представлений о гласных первого и второго ряда. Образование гласных второго ряда. Задания на развитие навыка звукового анализа и синтеза (подбор слов на заданный звук; определение места гласного звука в слове, их количества, вычленение ударного и безударного гласного звука.

Лексическая тема «Мои увлечения

Знакомство с различными увлечениями людей, их обсуждение .Чтение и запись словосочетаний, предложений под диктовку

Уточнение представлений о гласных и согласных звуках, их дифференциация. Уточнение различий в понятиях ЗВУК-БУКВА. Развитие фонематических процессов (слуха, представлений и навыков звукового анализа и синтеза). Упражнения в опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам.

Лексическая тема «Зима»

Составление и запись простых предложений о зиме, и их распространение. Проверка написанных предложений, нахождение орфограмм. Составление самостоятельных описательных рассказов на предложенную тему, письменные ответы на вопросы.

Уточнение представлений о согласных звуках и буквах, их дифференциация. Образование согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового анализа и синтеза. Обозначение на письме мягких и твердых согласных.

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по твердости-мягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и мягкими звуками. Письмо слогов, слов с твердыми и мягкими согласными с последующим подчеркиванием. Упражнения в произношении и чтении слов, заканчивающихся на мягкий согласный звук. Составление графических схем звуко-слогового состава таких слов. Последующая запись слов.

Лексическая тема «Зимние забавы Уточнение представлений о зимних забавах детворы. Составление и запись словосочетаний и предложений о зимних забавах. Проверка написанных предложений.

Оглушение согласных в конце слов и в середине. Отработка орфограммы на различном речевом материале (существительных, прилагательных, глаголах).

11-12

2

Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

13-14

2

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

15-16

2

Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

17-18

2

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

19-20

2

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

21-22

2

 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

23-24

2

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

25-26

2

Твердые и мягкие согласные звуки  перед Е.

27-28

2

Непарные глухие согласные X, Ц,Ч,Щ.

29-30

2

Непарные звонкие согласные Й, Л, М,Н.

31-32

2

Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

33-34

Модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной

устной и письменной речи

2

Повествовательные предложения.

Использование в речи притяжательных прилагательных.

Виды предложений. Нахождение в тексте предложений и определение его типов.

Конструирование предложения, текста. Распространение предложений. Виды предложений.

Проверка написанных предложений. Определение границ и опасных мест, уточнение признаков предложения

35-36

2

Вопросительные предложения.

Использование в речи относительных прилагательных.

37-38

2

Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

39-40

Модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи

2

Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными.

Дифференциация родственных и однокоренных слов.

Уточнение понятий корень и окончание. Нахождение однокоренных слов в тексте, выделение корня. Исключение лишних слов. Дифференциация однокоренных слов от слов похожих по звуковому составу. Работа по лексической теме.

Лексическая тема: «Весна» Уточнение представлений о весне. Подбор лексики на предложенную тему, составление словосочетаний. Упражнения: дополни ряд словами синонимами, сравнениями, художественными определениями (ветер – теплый, ласковый, шаловливый...), продолжи мысль и запиши: Наступила весна и…. . Солнце стало ярче греть и …. Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме. Проверка написанных предложений.

Закрепление термина «приставка». Работа с наглядной схемой «Состав слова». Нахождение в словах приставок (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-, с-). Определение значения приставок. Образование глаголов с помощью приставок и их конструирование. Подбор однокоренных слов с приставками. Письмо под диктовку слов, выделение приставок.

Закрепление понятия «суффикс». Нахождение суффикса в словах разных частей речи. Образование слов с помощью разных типов суффиксов. Образование с помощью суффиксов слов-названий лиц по роду.

Работа с наглядной схемой «Состав слова».Подбор однокоренных слов с суффиксами. Нахождение в тексте однокоренных слов с разными суффиксами.

41-42

2

Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

43-44

2

Приставка. Префиксальный способ образования слов.

45-46

2

Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

47-48

Модуль по коррекции морфологической дизорфографии

2

Безударные гласные в корне.  

Уточнение представлений о гласных первого и второго ряда. Ударение, его значение при образовании слов (смыслоразличительная и формообразующая функция). Орфоэпические нормы постановки ударения. Развитие звукового и слогового анализа и синтеза: определение количества слогов, написание гласных звуков слов, определение ударного гласного и его запись, запоминание последовательности звуков, слогов и их воспроизведение, составление слов из предложенных слогов, нахождение слов, соответствующих предложенной схеме

Уточнение знаний об орфограмме. Однокоренные слова, их подбор с нахождением проверочного слова. Отработка орфограммы на различном речевом материале (на уровне слова, словосочетания, предложения). Отработка алгоритма решения орфографической задачи.

49-50

2

Безударные гласные в корне.

Антонимы.

51-52

2

Подбор проверочных слов к

безударным гласным в корне.

53-54

Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза

2

Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы.

Лексическая тема «Моя семья» Уточнение представлений о себе и семье: о своих полном имени, фамилии, отчестве, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Уточнение представлений о малой родине и родной стране.

Уточнение значения простых и сложных предлогов при помощи графических схем. Дифференциация различных значений одного и того же предлога. Ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов (Покажи, где мяч на коробке). Выполнение действий с предметами. Придумать предложение с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке. Чтение предложений с выделением предлогов. Составление схем предложений с последующей записью. Уточнение правила

Лексическая тема «Моя Родина» Уточнение представлений о своей стране - названии, ее государственных символах, президенте, столице; о родном городе (поселке) - его названии, некоторых улицах, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Чтение текстов о Родине. Выделение частей, составление плана.

55-56

2

Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.

Дифференциация предлогов и приставок.

57-58

2

Соотнесение предлогов с глагольными приставками.

 «Не» с глаголами.

59-60

Модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной устной и письменной речи

2

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

Составление словосочетаний, предложений, повествовательных рассказов по плану на предложенную тему. Работа с деформированным текстом. Определение границ предложений. Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме. Проверка написанных предложений. Чтение небольших по объему текстов. Написание рассказа по вопросам, проверка с выделением орфограмм.

Чтение текстов по теме, деление текста на части. Составление плана по содержанию текста, письменные ответы на вопросы по содержанию текста. Дописывание предложений, их распространение

61-62

2

Пересказ с опорой на сюжетную

картинку.

63-64

2

Пересказ по вопросам.

65-66

2

Пересказ текста по опорным словам

67

2

Пересказ текста по предметным

картинкам.

68

1

Диагностика речи

Всего:  

68 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

в 4 классе

Раздел

Количество

заня

тий

Тема

Содержание работы

Дата

1

1

Обследование речи обучающегося

2

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1

Состав слова. Корень как главная часть слова.

Морфемный анализ и синтез. Формирование навыка разбора  слов по составу.

Уточнение значений слов. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Закрепление термина «приставка». Работа с наглядной схемой «Состав слова». Нахождение в словах приставок (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-, с-). Определение значения приставок. Образование глаголов с помощью приставок и их конструирование. Подбор однокоренных слов с приставками. Письмо под диктовку слов, выделение приставок.

Закрепление понятия «суффикс». Нахождение суффикса в словах разных частей речи. Образование слов с помощью разных типов суффиксов. Образование с помощью суффиксов слов-названий лиц по роду.

3

1

Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных

4

1

Приставки пространственного и временного значения.

5

1

Окончания.  

6

Коррекция морфологической дизорфографии

1

Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

Отработка способа проверки безударной

гласной. Кроссворды. Поиск ошибок в

предложениях текстах. Распределение слов на две группы (горе, гора, горевать, пригорок

и др.) 4-й лишний. Сравнение слов:

ОТВАРИЛ-ОТВОРИЛ, ПРИМИРЯТЬ-

ПРИМЕРЯТЬ и др.

Подбор проверочных слов. Составление

предложений.

7

1

Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

8

Коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушением фонематического распознавания

1

Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Оглушение согласных в конце слов и в середине. Отработка орфограммы на различном речевом материале (существительных, прилагательных, глаголах). Сравнение с опорой кинестетические

ощущения. Отработка и закрепление правильных

движений руки при написании букв в словах,

словосочетаниях предложениях(дидактический

материал). Поиск ошибок.

9

1

Оглушение звонких согласных в середине слова.

10

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1

Выделение словосочетаний из предложений.

Устранение аграмматизмо в устной речи.

Формирование навыка образования

форм единственного множественного числа

имён существительных. Развитие

словаря признаков. Подбор признаков

к предмету. Работа по словообразованию и словоизменению.Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов,

обозначающих признаки предметов, со схемой.

Обогащение глагольного словаря. Развитие

Навыков словоизменения. Подбор действия

К предмету. Соотнесение слов, обозначающих

действия предмета, со схемой.

11

1

Составление предложений из словосочетаний.

12

1

Согласование слов в числе

13

1

Согласование слов в роде.  

14

1

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

15

1

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

16

1

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

17

1

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

18

Коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза.

1

 Предлоги. Раздельное написание предлогов

Схемы. Составление предложений с заданным предлогом, по сюжетным картинкам, по

Опорным Правописание предлогов. проверки. Поиск ошибок (пропуск и неверное употребление

предлогов), правописание предлогов.

Дифференциация различных значений одного и того же предлога. Ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов.  Составление предложений с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке. Чтение предложений с выделением предлогов. Составление схем предложений с последующей записью. Уточнение правила

19

1

Дифференциация предлогов и приставок.

20

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

Уточнение знаний учащихся о падежах имен существительных. Соотнесение названий падежей с вопросами. Практические упражнения в склонении существительных по падежам. Запись предложений с постановкой существительных в нужной падежной форме. Определение падежа существительных. Работа со словосочетаниями (согласование в роде, числе, падеже). Словосочетание.

Запись предложений с постановкой существительных в нужной падежной форме. Определение падежа существительных. Работа со словосочетаниями (согласование в роде, числе, падеже).

21

1

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

22

1

Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

23

1

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

24

1

Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

25

1

Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

26

1

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

27

1

Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Главные члены предложения.

28

1

Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

29

Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной устной и письменной речи

1

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам.

Простые предложения.

Виды связи слов в предложении. Постановка

Вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов.

Преодоление аграмматизмов в устной речи.

Работа с деформированными редложениями.

Установление смысловых связей между

предложениями в составе текста.

Закрепление понятия текст: смысловая целостность, законченность.

Выделение логико-смысловых частей текста.

Составление предложений повествовательных рассказов по плану на предложенную тему

30

1

Сложные предложения. Распространение и сокращение.

Восстановление деформированного текста.

31

1

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

32

1

Составление рассказа по его началу.  

33

1

Составление рассказа по данному

плану.

34

1

Обследование  речи

Всего:  

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов

Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся 1 – 9 классов с интеллектуальными нарушениями

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕкоррекционный курс  «Логопедические занятия»для обучающихся 1 – 9 классовс интеллектуальными нарушениями  ...