План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
план-конспект занятия (5 класс)

Бажина Лариса Николаевна

Тема занятия: "Звук "Л". Автоматизация. Слова с сочетаниями -тся; -ться. Зимние и летние вида спорта" для обучающихся пятого класса второго отделения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zvuk_l.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Тема занятия: Звук  «Л». Автоматизация. Слова с сочетаниями  -тся; -ться.

Зимние и летние виды спорта.

Цели: ПСУР. Автоматизация произношения звука л во всех позициях в  словах, предложениях, тексте; закрепление правила произношения слов с  сочетаниями  -тся; -ться.

ФРС. Развитие слухового восприятия на материале фраз, слов и словосочетаний  по теме «Зимние и летние виды спорта» со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ПСУР. - закрепить произношение звука л во всех позициях в словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения слов с сочетаниями  -тся; -ться;

 - расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Зимние и летние виды спорта»;

- расширять словарь синонимов;

- закреплять формирование звуко-слоговой структуры слов;

- закреплять формирование слогового анализа и синтеза;

ФРС. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии, со слуховыми аппаратами и без них;

-Коррекционно-развивающие задачи:

ПСУР. - закреплять самостоятельное произношение звука л;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Зимние и летние виды спорта»;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

ФРС. - совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитательные задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать социальные ориентировки;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- прививать стремление заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

- презентация с видео - материалами по теме «Зимние и летние виды спорта»;

-иллюстрации с изображениями по теме «Зимние и летние виды спорта»;

- карточки с речевым материалом по теме «Зимние и летние виды спорта».

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьница (Ш.): Здравствуйте.

Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо. Аппараты работают.

У.: Давай друг другу улыбнёмся. Какое у тебя сегодня настроение?

Ш.: У меня хорошее настроение.

У.: Отлично, значит, наше занятие пройдёт интересно, и все цели будут достигнуты.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У.: Чему ты учишься на этих занятиях?

Ш.: На этих занятиях я учусь правильно говорить звуки и развиваю свой слух. У.: Зачем правильно говорить звуки?

Ш.: Чтобы люди понимали мою речь.

У.: А почему важно развивать слух?

Ш.: Чтобы я понимала речь других людей и могла общаться.

У.: Правильно.

II Введение в тему.

У.: Определи тему занятия. Повтори слова: футбол, баскетбол.

Ш.: повторяет.

У.: Какой звук слышишь на конце этих слов?

Ш.: Л.

У.: Значит, тема занятия…

Ш.: Звук Л.

У.: Автоматизация.

У.: Правильно, будем работать над произношением звука Л. А кроме того повторим правило произношения слов, оканчивающихся на -тся; -ться.

Футбол, баскетбол – подбери обобщающее словосочетание. Это…

Ш.: Виды спорта.

У.: Уточню: летние и зимние виды спорта.

Назови тему занятия.

Ш.: называет.

III Целеполагание.

У.: Исходя из темы занятия, сформулируй цели.

Ш.: определяет цели:

-Правильно говорить звук «Л»;

-Соблюдать правило произношения слов, оканчивающихся на -тся; -ться;

-Развивать слух и речь с помощью слов, словосочетаний и фраз по теме  «Летние и зимние виды спорта».

У.: Что ты будешь делать для осуществления этих целей?

Ш.: Я буду

-произносить звук «Р»… (У.: В слогах, словах, предложениях,);

- воспринимать  фразы по теме «Летние и зимние виды спорта»;  

-выполнять задания, речевые упражнения.

IV Формулировка критериев оценки.

У.: Если ты  без ошибок выполнишь  задание, то получишь за него 2 балла. Если сделаешь одну или две ошибки, получишь 1 балл, а если больше – 0 баллов.

При оценивании учитывай:

-правильное произношение звука «Л»;

-соблюдение правила произношения слов, оканчивающихся на -тся; -ться;

-верное восприятие фраз, слов и словосочетаний по теме.

Если ты получишь 14 баллов, значит, занималась отлично. Если от 8 до 13– хорошо. Если меньше восьми, то надо стараться. В конце занятия подведём итог. Итак, работаем над произношением.

V Работа над произносительной стороной речи.

Учитель (У.): Составь из слогов и букв названия видов спорта.

Учитель предлагает учащейся отдельные слоги и буквы, составляющие названия видов спорта.

Школьница (Ш.): составляет:

ат, би, лон (биатлон);

бол, кет, бас (баскетбол);

ны, лыж, е    к, и, о, г, н (лыжные гонки);

спорт, ло, ве (велоспорт);

но, лыж, гор, ный     п, с, р, о, т (горнолыжный спорт);

ва, е, ни, пла (плавание).

У.: Какое задание ты выполняла?

Ш.: Я составляла слова.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: Распредели слова по группам.

Карточка № 1.

Виды спорта

Зимние:

Летние:

Биатлон, баскетбол, лыжные гонки, велоспорт, горнолыжный спорт, плавание.

Ш.: распределяет.

У.: Какие ещё зимние виды спорта ты знаешь?

Ш.: называет.

У.: А летние?                                      

Ш.: называет.

У.: Каким видом спорта занимаешься ты?

Ш.: Я занимаюсь… (называет вид спорта).

У.: какое задание ты выполняла?

Ш.: Я распределяла слова по группам.

 У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

  Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: (демонстрирует видео). Как называется этот вид спорта, ты знаешь?

Ш.: Нет.

У.: Этот зимний вид спорта называется фристайл. Набери в поисковике телефона название этого вида спорта и прочитай  определение.

Ш.: выполняет задание и читает:

Фристайл – это вид лыжного спорта, сочетающий навыки скоростного спуска с акробатическими элементами (лыжная акробатика).

У.: (демонстрирует видео). Как называется этот вид спорта?

Ш.: Как называется?

У.: Это гандбол. Набери в поисковике телефона название этого вида спорта и прочитай  определение.

Ш.: выполняет задание и читает:

Гандбол – командная спортивная игра, в которой спортсмены, предавая мяч партнёрам только руками, стремятся забросить его в ворота соперника (ручной мяч).

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

 Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: На следующем занятии познакомимся с видами спорта: бобслей и бейсбол.

У.: Вспомним правило орфоэпии. (Карточка №2).

Ш.: читает:

Слова с сочетаниями –тся; -ться говорим как ца.

У.: Прочитай стихотворение, соблюдая данное правило орфоэпии (Карточка №3):

Ш.: читает, соблюдая правило орфоэпии:

Кто спортом занимается –

 упорно тренируется,

К победе устремляется

И цели добивается!

У.: Что ты делала?

Ш.: Я закрепляла правило орфоэпии.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: Вспомни, с помощью каких частей слова образуются новые слова.

Ш.: Новые слова образуются с помощью приставок, суффиксов или приставок и суффиксов.

У.: Верно. Ещё новые слова можно образовать из корней двух слов с помощью соединительных гласных о или е. Образуй новые слова-названия спортсменов: (карточка №4).

Ш.: записывает названия спортсменов.

Спортсмены:

Корень велосипед +суффикс ист –

Корень пло + суффиксы в ;  ец –

Корень лыж + суффиксы н ; ик –

Корни скал; лаз + соединительная гласная о + суффиксы а ; ни –

У.: Что ты делала?

Ш.: Я образовывала новые слова.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

У.: Составь предложения: (карточка №5).

Ш.: составляет предложения:

Лыжники                               занимаются велоспортом.

Скалолазы                             тренируются в лыжных гонках.

Пловцы                                   поднимаются по скалодрому.

Велосипедисты                     соревнуются в плавании.  

  У.: Что ты делала?

Ш.: Я составляла предложения.                

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

VI Работа над формированием речевого слуха.

У.: Будем воспринимать фразы по теме « Летние и зимние виды спорта». Слушай на рабочем расстоянии.

Ш.: воспринимает фразы на рабочем расстоянии.

1.Назови зимние виды спорта.

2.Зимние юношеские Олимпийские игры две тысячи двадцать четвёртого года прошли в республике Корея.

3.Покажи на карте республику Корея.

4.Повтори: плавание, баскетбол, велоспорт, биатлон. Что лишнее? Почему?

5.Какой вид спорта представляет собой лыжную акробатику?

6.Какие спортсмены занимаются плаванием?

7. Фристайл. Подбери синоним.

У.: Слушай на резервном расстоянии.

Ш.: слушает на резервном расстоянии.

8.Назови летние виды спорта.

9.Летние Олимпийские игры две тысячи двадцать четвёртого года прошли во Франции.

10.Покажи на карте Францию.

У.: Слушай словосочетания и слова на рабочем расстоянии.

Ш.: Слушает и повторяет:

лыжная акробатика

занимаются плаванием

биатлон

У.: Слушай на резервном расстоянии:

поднимаются по скалодрому

пловец плывёт

велоспорт

У.: Сними аппараты. Слушай левым ухом:

волейбол

гандбол

лыжные гонки

У.: Надень аппараты. Что ты делала?

Ш.: Я слушала фразы, словосочетания и слова.

У.: Оцени себя.

Ш.: вписывает баллы в оценочную таблицу.

У.: На следующем занятии будем воспринимать фразы, связанные со спортивным оборудованием и инвентарём.

VIII Итог занятия.

У.: Наше занятие подошло к концу. Как ты работала? Оцени себя в целом.

Ш.: Я работала хорошо.

У.: Почему ты так решила?

Ш.: Я правильно говорила звук «Л», соблюдала правило орфоэпии и верно воспринимала фразы, словосочетания и слова.

У.: Сколько баллов ты получила в итоге. Посчитай.

Ш.: Я получила … баллов. Значит, занималась отлично (хорошо).

У.: Мне очень понравилось, как ты работала. Что нового ты узнала на занятии?

Ш.: Я познакомилась с новыми видами спорта, новыми словами, буду употреблять их в речи.  

У.: Что тебе понравилось?

Ш.: Искать в интернете нужную информацию.

 У.: До свидания.

Ш.: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»

Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.

Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна»...

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Тема индивидуального занятия для 5 класса второго отделения "Звук "С". Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст "Золотая осень"....