План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
план-конспект занятия (5 класс)
Тема занятия: "Звук "Л". Автоматизация. Слова с сочетаниями -тся; -ться. Зимние и летние вида спорта" для обучающихся пятого класса второго отделения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Тема занятия: Звук «Л». Автоматизация. Слова с сочетаниями -тся; -ться.
Зимние и летние виды спорта.
Цели: ПСУР. Автоматизация произношения звука л во всех позициях в словах, предложениях, тексте; закрепление правила произношения слов с сочетаниями -тся; -ться.
ФРС. Развитие слухового восприятия на материале фраз, слов и словосочетаний по теме «Зимние и летние виды спорта» со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ПСУР. - закрепить произношение звука л во всех позициях в словах, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения слов с сочетаниями -тся; -ться;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Зимние и летние виды спорта»;
- расширять словарь синонимов;
- закреплять формирование звуко-слоговой структуры слов;
- закреплять формирование слогового анализа и синтеза;
ФРС. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии, со слуховыми аппаратами и без них;
-Коррекционно-развивающие задачи:
ПСУР. - закреплять самостоятельное произношение звука л;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Зимние и летние виды спорта»;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
ФРС. - совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать социальные ориентировки;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- прививать стремление заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Оборудование:
- презентация с видео - материалами по теме «Зимние и летние виды спорта»;
-иллюстрации с изображениями по теме «Зимние и летние виды спорта»;
- карточки с речевым материалом по теме «Зимние и летние виды спорта».
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьница (Ш.): Здравствуйте.
Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо. Аппараты работают.
У.: Давай друг другу улыбнёмся. Какое у тебя сегодня настроение?
Ш.: У меня хорошее настроение.
У.: Отлично, значит, наше занятие пройдёт интересно, и все цели будут достигнуты.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У.: Чему ты учишься на этих занятиях?
Ш.: На этих занятиях я учусь правильно говорить звуки и развиваю свой слух. У.: Зачем правильно говорить звуки?
Ш.: Чтобы люди понимали мою речь.
У.: А почему важно развивать слух?
Ш.: Чтобы я понимала речь других людей и могла общаться.
У.: Правильно.
II Введение в тему.
У.: Определи тему занятия. Повтори слова: футбол, баскетбол.
Ш.: повторяет.
У.: Какой звук слышишь на конце этих слов?
Ш.: Л.
У.: Значит, тема занятия…
Ш.: Звук Л.
У.: Автоматизация.
У.: Правильно, будем работать над произношением звука Л. А кроме того повторим правило произношения слов, оканчивающихся на -тся; -ться.
Футбол, баскетбол – подбери обобщающее словосочетание. Это…
Ш.: Виды спорта.
У.: Уточню: летние и зимние виды спорта.
Назови тему занятия.
Ш.: называет.
III Целеполагание.
У.: Исходя из темы занятия, сформулируй цели.
Ш.: определяет цели:
-Правильно говорить звук «Л»;
-Соблюдать правило произношения слов, оканчивающихся на -тся; -ться;
-Развивать слух и речь с помощью слов, словосочетаний и фраз по теме «Летние и зимние виды спорта».
У.: Что ты будешь делать для осуществления этих целей?
Ш.: Я буду
-произносить звук «Р»… (У.: В слогах, словах, предложениях,);
- воспринимать фразы по теме «Летние и зимние виды спорта»;
-выполнять задания, речевые упражнения.
IV Формулировка критериев оценки.
У.: Если ты без ошибок выполнишь задание, то получишь за него 2 балла. Если сделаешь одну или две ошибки, получишь 1 балл, а если больше – 0 баллов.
При оценивании учитывай:
-правильное произношение звука «Л»;
-соблюдение правила произношения слов, оканчивающихся на -тся; -ться;
-верное восприятие фраз, слов и словосочетаний по теме.
Если ты получишь 14 баллов, значит, занималась отлично. Если от 8 до 13– хорошо. Если меньше восьми, то надо стараться. В конце занятия подведём итог. Итак, работаем над произношением.
V Работа над произносительной стороной речи.
Учитель (У.): Составь из слогов и букв названия видов спорта.
Учитель предлагает учащейся отдельные слоги и буквы, составляющие названия видов спорта.
Школьница (Ш.): составляет:
ат, би, лон (биатлон);
бол, кет, бас (баскетбол);
ны, лыж, е к, и, о, г, н (лыжные гонки);
спорт, ло, ве (велоспорт);
но, лыж, гор, ный п, с, р, о, т (горнолыжный спорт);
ва, е, ни, пла (плавание).
У.: Какое задание ты выполняла?
Ш.: Я составляла слова.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: Распредели слова по группам.
Карточка № 1.
Виды спорта
Зимние:
Летние:
Биатлон, баскетбол, лыжные гонки, велоспорт, горнолыжный спорт, плавание.
Ш.: распределяет.
У.: Какие ещё зимние виды спорта ты знаешь?
Ш.: называет.
У.: А летние?
Ш.: называет.
У.: Каким видом спорта занимаешься ты?
Ш.: Я занимаюсь… (называет вид спорта).
У.: какое задание ты выполняла?
Ш.: Я распределяла слова по группам.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: (демонстрирует видео). Как называется этот вид спорта, ты знаешь?
Ш.: Нет.
У.: Этот зимний вид спорта называется фристайл. Набери в поисковике телефона название этого вида спорта и прочитай определение.
Ш.: выполняет задание и читает:
Фристайл – это вид лыжного спорта, сочетающий навыки скоростного спуска с акробатическими элементами (лыжная акробатика).
У.: (демонстрирует видео). Как называется этот вид спорта?
Ш.: Как называется?
У.: Это гандбол. Набери в поисковике телефона название этого вида спорта и прочитай определение.
Ш.: выполняет задание и читает:
Гандбол – командная спортивная игра, в которой спортсмены, предавая мяч партнёрам только руками, стремятся забросить его в ворота соперника (ручной мяч).
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: На следующем занятии познакомимся с видами спорта: бобслей и бейсбол.
У.: Вспомним правило орфоэпии. (Карточка №2).
Ш.: читает:
Слова с сочетаниями –тся; -ться говорим как ца.
У.: Прочитай стихотворение, соблюдая данное правило орфоэпии (Карточка №3):
Ш.: читает, соблюдая правило орфоэпии:
Кто спортом занимается –
упорно тренируется,
К победе устремляется
И цели добивается!
У.: Что ты делала?
Ш.: Я закрепляла правило орфоэпии.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: Вспомни, с помощью каких частей слова образуются новые слова.
Ш.: Новые слова образуются с помощью приставок, суффиксов или приставок и суффиксов.
У.: Верно. Ещё новые слова можно образовать из корней двух слов с помощью соединительных гласных о или е. Образуй новые слова-названия спортсменов: (карточка №4).
Ш.: записывает названия спортсменов.
Спортсмены:
Корень велосипед +суффикс ист –
Корень пло + суффиксы в ; ец –
Корень лыж + суффиксы н ; ик –
Корни скал; лаз + соединительная гласная о + суффиксы а ; ни –
У.: Что ты делала?
Ш.: Я образовывала новые слова.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
У.: Составь предложения: (карточка №5).
Ш.: составляет предложения:
Лыжники занимаются велоспортом.
Скалолазы тренируются в лыжных гонках.
Пловцы поднимаются по скалодрому.
Велосипедисты соревнуются в плавании.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я составляла предложения.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
VI Работа над формированием речевого слуха.
У.: Будем воспринимать фразы по теме « Летние и зимние виды спорта». Слушай на рабочем расстоянии.
Ш.: воспринимает фразы на рабочем расстоянии.
1.Назови зимние виды спорта.
2.Зимние юношеские Олимпийские игры две тысячи двадцать четвёртого года прошли в республике Корея.
3.Покажи на карте республику Корея.
4.Повтори: плавание, баскетбол, велоспорт, биатлон. Что лишнее? Почему?
5.Какой вид спорта представляет собой лыжную акробатику?
6.Какие спортсмены занимаются плаванием?
7. Фристайл. Подбери синоним.
У.: Слушай на резервном расстоянии.
Ш.: слушает на резервном расстоянии.
8.Назови летние виды спорта.
9.Летние Олимпийские игры две тысячи двадцать четвёртого года прошли во Франции.
10.Покажи на карте Францию.
У.: Слушай словосочетания и слова на рабочем расстоянии.
Ш.: Слушает и повторяет:
лыжная акробатика
занимаются плаванием
биатлон
У.: Слушай на резервном расстоянии:
поднимаются по скалодрому
пловец плывёт
велоспорт
У.: Сними аппараты. Слушай левым ухом:
волейбол
гандбол
лыжные гонки
У.: Надень аппараты. Что ты делала?
Ш.: Я слушала фразы, словосочетания и слова.
У.: Оцени себя.
Ш.: вписывает баллы в оценочную таблицу.
У.: На следующем занятии будем воспринимать фразы, связанные со спортивным оборудованием и инвентарём.
VIII Итог занятия.
У.: Наше занятие подошло к концу. Как ты работала? Оцени себя в целом.
Ш.: Я работала хорошо.
У.: Почему ты так решила?
Ш.: Я правильно говорила звук «Л», соблюдала правило орфоэпии и верно воспринимала фразы, словосочетания и слова.
У.: Сколько баллов ты получила в итоге. Посчитай.
Ш.: Я получила … баллов. Значит, занималась отлично (хорошо).
У.: Мне очень понравилось, как ты работала. Что нового ты узнала на занятии?
Ш.: Я познакомилась с новыми видами спорта, новыми словами, буду употреблять их в речи.
У.: Что тебе понравилось?
Ш.: Искать в интернете нужную информацию.
У.: До свидания.
Ш.: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»
Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией
Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое восприятие текста «Поход», показан 31 октября 2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.
Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое восприятие текста «Весна»...

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Тема индивидуального занятия для 5 класса второго отделения "Звук "С". Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст "Золотая осень"....

