СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ФОРМАТЕ ИНКЛЮЗИИ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
статья

Тимергалиева Миляуша Фатхелисламовна

Статья посвящена вопросам сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования. В работе анализируются существующие подходы к сопровождению детей с РАС, проблемы и трудности, возникающие при этом, а также предлагаются рекомендации по оптимизации данного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройство аутистического спектра, сопровождение, индивидуальный подход, групповое сопровождение, междисциплинарный подход, подготовка педагогов, ресурсы и оборудование, взаимодействие со сверстниками, индивидуальные программы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timergalieva_m.f._statya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ФОРМАТЕ ИНКЛЮЗИИ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация.

Статья посвящена вопросам сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования. В работе анализируются существующие подходы к сопровождению детей с РАС, проблемы и трудности, возникающие при этом, а также предлагаются рекомендации по оптимизации данного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройство аутистического спектра, сопровождение, индивидуальный подход, групповое сопровождение, междисциплинарный подход, подготовка педагогов, ресурсы и оборудование, взаимодействие со сверстниками, индивидуальные программы.

В современном обществе всё большее внимание уделяется вопросам инклюзивного образования, направленного на создание равных возможностей для получения качественного образования всеми детьми, включая тех, кто имеет особенности развития. Одной из наиболее актуальных проблем в этой области является сопровождение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования.

Цель исследования: анализ существующих подходов к сопровождению детей с РАС в формате инклюзии и определение перспектив развития данного направления.

Инклюзивное образование — это процесс, направленный на обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Оно основано на принципах уважения к разнообразию и принятия различий между детьми.

Одной из основных целей инклюзивного образования является создание условий для полноценного участия детей с особыми образовательными потребностями в жизни школы и общества в целом. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопровождение детей с особыми образовательными потребностями на всех этапах образовательного процесса.

Расстройство аутистического спектра — это группа расстройств развития, характеризующихся нарушением социального взаимодействия, коммуникации и стереотипным поведением. Дети с РАС могут испытывать трудности в общении, установлении социальных контактов и адаптации к новым ситуациям.

В зависимости от степени тяжести и характера проявления симптомов, выделяют несколько уровней РАС:

- Лёгкий уровень: дети с лёгкими формами РАС могут успешно адаптироваться в обществе и получать образование в обычных школах.

- Средний уровень: дети со средним уровнем РАС могут испытывать некоторые трудности в общении и адаптации, но при правильной поддержке и сопровождении могут успешно учиться в инклюзивных классах.

- Тяжёлый уровень: дети с тяжёлыми формами РАС требуют более интенсивной поддержки и сопровождения в инклюзивной среде.

В настоящее время существует несколько подходов к сопровождению детей с РАС в инклюзивной среде:

  1. Индивидуальный подход: этот подход предполагает разработку индивидуальной программы сопровождения для каждого ребёнка с РАС, учитывающей его индивидуальные потребности и особенности.
  2. Групповое сопровождение: этот подход предполагает организацию групповых занятий для детей с РАС, направленных на развитие коммуникативных навыков, социальных компетенций и адаптации к школьной жизни.
  3. Междисциплинарный подход: этот подход предполагает сотрудничество различных специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и др.) для разработки и реализации программы сопровождения детей с РАС.

Проблемы и трудности, возникающие при сопровождении детей с РАС в инклюзивной среде

При сопровождении детей с РАС в инклюзивной среде могут возникать следующие проблемы и трудности:

- Недостаточная подготовка педагогов и специалистов к работе с детьми с РАС.

- Отсутствие необходимых ресурсов и оборудования для сопровождения детей с РАС.

- Негативное отношение со стороны сверстников и педагогов к детям с РАС.

- Трудности в адаптации детей с РАС к новым условиям и требованиям.

Рекомендации по оптимизации сопровождения детей с РАС в инклюзивной среде. Для оптимизации сопровождения детей с РАС в инклюзивной среде необходимо:

- Разработать и внедрить программы подготовки педагогов и специалистов к работе с детьми с РАС.

- Обеспечить доступ к необходимым ресурсам и оборудованию для сопровождения детей с РАС.

- Создать благоприятную среду для взаимодействия детей с РАС со сверстниками и педагогами.

- Разработать индивидуальные программы сопровождения для каждого ребёнка с РАС, учитывающие его индивидуальные потребности и особенности.

Итак, сопровождение детей с РАС в условиях инклюзивного образования является актуальной и перспективной областью. Несмотря на существующие проблемы и трудности, можно выделить ряд положительных тенденций, связанных с развитием инклюзивного образования и сопровождения детей с РАС.

Во-первых, наблюдается рост интереса к вопросам инклюзивного образования со стороны педагогов, специалистов и родителей. Это свидетельствует о понимании важности создания равных возможностей для всех детей, включая детей с РАС.

Во-вторых, разрабатываются и внедряются новые подходы к сопровождению детей с РАС, направленные на повышение эффективности и результативности данного процесса.

В-третьих, создаются условия для повышения квалификации педагогов и специалистов, работающих с детьми с РАС, что способствует улучшению качества сопровождения.

Таким образом, можно сделать вывод, что сопровождение детей с РАС в инклюзивной среде является перспективным направлением, требующим дальнейшего развития и совершенствования.

Литература

  1. Каган В. Е. Аутизм: практические рекомендации для родителей и специалистов.
  2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребёнок. Пути помощи.
  4. Никольская О. С. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра.
  5. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций в обучении и воспитании.
  6. Денисова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Д. Н. Корзун. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...