Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема урока: "Времена года: зима и весна. Сравнение."
план-конспект урока

Татаренко Ирина Сергеевна

Урок разработан для обучающегося с ТМНР, тяжелой умственной отсталостью (индивидуальное обучение на дому). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_rech_i_ak_vremena_goda_zima_i_vesna._sravnenie.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО УЧИТЕЛЯ

Татаренко И.С.

ДАТА

14 марта 2022 г.

ПРЕДМЕТ

Речь и альтернативная коммуникация (ФГОС)

КЛАСС

6 "Б"

Фамилия, имя

ученика индивидуального обучения

Вадим П.

ТЕМА

Времена года: зима и весна. Сравнение.

ТИП УРОКА

обобщение и систематизация знаний

ЦЕЛЬ

Обобщить и систематизировать представления обучающегося об основных изменениях в природе, происходящих зимой и ранней весной.

ЗАДАЧИ  

образовательные

Обощить

представления обучающегося о временах года: зиме и ранней весне, их признаках.

Учить

рассказывать стихотворение при помощи графических символов.

----

коррекционно-развивающие

Корригировать

долговременную память через актуализацию ранее изученного материала.

Продолжать развивать

зрительно-моторную координацию

Тренировать

индивидуальный функциональный хват при захвате и удержании плоских предметов

воспитательные

Воспитывать интерес

к изменениям в природе.

----

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФИ ученика

БУД

1. Вадим П.

3.3. Выполняет инструкции педагога

3.3.3. после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его)

4.1. Выполняет задание

3.3.2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно)

3.2. Смотрит

3.2.2. на выполняемое задание

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФИ ученика

ПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Вадим П.

  1. Знает некоторые признаки зимы: снег, лед, иней, холодно (показывает соответствующие графические символы из двух альтернатив; выполняет жест «холодно» с физической помощью учителя).
  2. Знает некоторые признаки весны: солнце, капель, ручьи, подснежники.
  3. Соотносит построчный текст стихотворения с соответствующим графическим символом:
  • выбирает из двух альтернатив по заданию учителя графический символ, крепит на фланелеграф.
  • с физической помощью взрослого (способом «рука в руке») «читает» стихотворение по выложенным графическим символам.
  1. Захватывает и удерживает карточки с изображениями, прикладывает к фланелеграфу, прижимает с физической подсказкой учителя.
  2. Выполняет элементарные инструкции учителя («дай руку», «возьми», «посмотри» и т.д.).
  3. Принимает помощь взрослого при выполнении совместных действий (не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Зима: облака, снег, лед, снегири.

Весна: солнце, капель, ручьи, подснежники.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Дидактический материал

Графические символы по теме «Зима» и «Весна», контейнер с землей и снегом, искусственные цветы (подснежники), контейнер с водой, губка, белое покрывало.

----

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

МЕТОДЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

учителя

ученика

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Позиционирование

Практические: упражнения со значительной поддержкой

Проверяет позиционирование учащегося.

Выполняет просьбы учителя в рамках индивидуальных возможностей.

Вводное слово учителя

Словесные: объяснение

Привлекает внимание к другим взрослом в помещении.

Сообщает о начале урока.

Здоровается.

Звонит в колокольчик.

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

Создание условий для вовлечения в учебную деятельность

Словесные: беседа

Задает вопросы:

- об актуальном времени года;

(жест «сейчас»)

- какое время года было (жест «было»).

Сообщает о предстоящей деятельности на уроке.

Показывает жест «сейчас» с физической помощью взрослого.

Выбирает графический символ «Весна» из 2-х альтернатив.

Показывает жест «было» с физической помощью взрослого.

Выбирает графический символ «Зима» из 2-х альтернатив.

Слушает, смотрит.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Повторение изученного материала

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

Предлагает вспомнить какая была зима и повторить знакомые признаки зимы.

Предлагает рассмотреть картинку и выделить знакомые зимние признаки:

- снег

- лед

- морозный узор

- иней

- ветер

- облака

- снегири

- холодно.    

Рассказывает стихотворение о зиме:

Отличается зима

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом  

И в узорах стёкла

Иней на ветвях висит

Ветер дует в окна.

Небо в облаках с утра,

Падают снежинки.

Красногрудых снегирей

Кормят у рябинки.

Обращает внимание ученика на фланелеграф.

Предлагает совместно прочитать получившийся рассказ о зиме по выделенным графическим символам.

Смотрит на картинку, слушает.

Слушает, смотрит, последовательно выбирает нужные графические символы: зима, снег, лед, морозный узор, иней, ветер, облака, снегири (из 2-х альтернатив), прикрепляет их к фланелегафу, показывает жест «холодно» с физической помощью взрослого.

Смотрит, слушает, принимает физическую помощь учителя (не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций, не убирает руку).

Динамическая пауза

Практические: упражнения с поддержкой

Проводит физминутку «Метель».

На дворе метет метель

Кружит снег как карусель

Накрывает всех людей

….. накрыло теперь!

Удерживает полотно в руках. Стягивает полотно.

Проявляет положительные эмоции.

Повторение изученного материала

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

Предлагает отгадать загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Ушли холодные метели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Скажи, когда это бывает?

Предлагает рассмотреть картинку и выделить знакомые признаки весны:

- солнце

- капель

- ручьи

- перелетные птицы

- проталины

- цветы (подснежники).

Предъявляет контейнер с землей и снегом. Рассказывает, что такое проталины, где растут подснежники.

Рассказывает стихотворение о весне:

Отличается весна и  

От зимы и лета

Очень светлая она

Солнцем вся согрета.

На дворе звенит капель

И ручей журчит весь день.

На деревьях и кустах

Почки набухают.

Стаи перелетных плиц

С юга прилетают.

На проталинах лесных

Подснежник расцветает.

Обращает внимание ученика на фланелеграф.

Предлагает совместно прочитать получившийся рассказ о весне по выделенным графическим символам.

Смотрит, слушает, выбирает графический символ «Весна» из 2-х альтернатив.

Смотрит, слушает.

Смотрит, слушает, тактильно исследует.

Слушает, смотрит, последовательно выбирает нужные графические символы: весна, солнце, капель, ручей, почки, перелетные птицы, проталины, подснежник (из 2-х альтернатив), прикрепляет их на фланелеграф.

Смотрит, слушает, принимает физическую помощь учителя (не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций, не убирает руку).

Динамическая пауза

Практические: упражнения со значительной поддержкой

Проводит физминутку «Капель».

Как сосульки плакали?

Кап, кап, кап.

Застучали капельки

Кап, кап, кап.

Собрались все капельки

В ручейки.

Ручейки звенят, бегут

До реки.

Тает лед на солнышке

Льет вода.

От сосулек нет уже

И следа.  

Выполняет игровые действия совместно с педагогом.

Принимает физическую помощь учителя (не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций, не убирает руку).

Актуализация и закрепление полученных ЗУН

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

Проводит дидактическую игру «Продолжи фразу»:

- зимой на небе тяжелые снеговые …(облака)

- весной светит яркое …(солнце)

- зимой реки скованы …(льдом)

- весной бегут и весело журчат …(ручьи)

- зимой идет белый …(снег)

- весной на проталинах появляются первые …(цветы).

Смотрит, слушает, выбирает нужные графические символы: облака, солнце, лед, ручей, снег, подснежники (из 2-х альтернатив).

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Обобщение сведений, краткое повторение материала

Словесные: рассказ

Проводит анализ урока, выделяя основные моменты. 

 

Повторяет все виды деятельности, совершенные на уроке.

Смотрит, слушает, отвечает на вопросы, выбирая соответствующие графические символы.

ИТОГОВЫЙ БЛОК

Подведение итогов урока (занятия)

Словесные: рассказ

Подводит итоги, выделяет основные достижения обучающегося в ходе урока.

Сообщает об окончании урока, предлагает позвонить в колокольчик.

Смотрит, слушает, звонит в колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».

Урок  родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект интегрированного урока "Времена года. зима"

заключительный урок по теме преследует цель формирования коммуникативных навыков учащихся в высказываниях и кратких диалогах о любимом времени года. знания учащихся в облсти предмета "Окружающий мир" ...

Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Конспект урока по предмету «Альтернативная коммуникация» на тему сказки «Теремок».

Конспект урока по предмету «Альтернативная коммуникация»на тему сказки «Теремок». Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой "Теремок&qu...

Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследовани...