Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.
план-конспект урока (8 класс) по теме

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ ШИ I-II вида  г. Тихорецка Краснодарского края

                       Урок истории в 8  классе ЗПР школы I вида

Тема урока   «Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток.

        История создания календаря.»

2012 г.


Урок истории в 8 «в» классе.

Тема урока.  Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток.

        История создания календаря.                        

Цель урока. 1. Познакомить учащихся с историей создания календаря, с видами

календарей, повторить понятия времена года, месяцы, недели, сутки,        части    суток.                        

2. Развивать монологическую речь учащихся, пополнять активный словарь,         контролировать произношение звуков с-з.

                        3. Воспитывать любовь к истории.                        

Оборудование. Иллюстрации времён года, календарей, виды календарей, тетрадь

        с печатной основой.                        

        Ход урока.                        

I. Организационный момент.

     - Добрый день, проверьте работу слуховых аппаратов.

        - Садитесь.

II. Речевая зарядка.

          -Какие сегодня дежурные звуки?

         -Будьте внимательны, произносите эти звуки чётко и  ясно.                

        - Какое сейчас время года?                        

           - Какой сегодня день недели?                        

           -Какое сегодня число?                        

                

III. Проверка домашнего задания.

        -Что такое история?                        

        -Что такое век? Какой сейчас век?  В каком веке вы родились?                                

        -Что такое тысячелетие? Какое сейчас тысячелетие?                        

       - В каком году ты родился? А какой год был до этого?                        

IV. Сообщение темы и цели урока.

        - Прочитай тему урока.

        - Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания календаря, с видами календарей,        повторим времена года, месяцы, дни недели, части суток. Узнаем, для чего человеку нужен календарь.

-Откройте тетради, запишите тему урока.

        

V. Работа по  подготовке  к восприятию нового материала.

        1.Словарь.                        

        Календарь, високосный год, новый стиль, старый стиль, сутки, части суток,                        Объяснение лексического значения слов.

     - Запишите словарь в тетрадь.        

2. Повторение известных понятий.                        

На доске представлены картины разных времён года и их  названия.        

              а)  - Что вы видите на доске?                        

        -Вам надо выбрать из этих названий нужное и расположить его под картинкой.            - Прочитайте название времён года.

        -Как всё это можно назвать, одним словом?                        

        -Здесь написаны признаки времён года, расположите их в соответствии с     каждым временем года. Прочитайте.        

        б) - Все времена года делятся на месяцы. Сколько месяцев в каждом времени года?            - Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.        

        -А в каком месяце ты родился?                        

            - Сколько месяцев в каждом времени года?                        

        - А сколько всего месяцев в  году? Запишите, в году 12 месяцев.                        

                в) –  Месяц  делится на недели, сколько дней в неделе?                        

        - Назовите все дни недели. Прочитайте.                        

            -Расположите их в правильном порядке.

        г) – Что такое сутки?                         

        - Сутки состоят из утра, дня, вечера и ночи.                        

        - Сколько время  длятся сутки?                        

        VI. Работа над восприятием нового материала.                        

  1. Рассказ учителя.                        

        Древний человек заметил, что есть время, когда он спит - это ночь, а есть время, когда он работает - это день. Единицей измерения этих промежутков  времени, стали сутки – время оборота Земли вокруг оси. Счет дней и ночей человек вёл по количеству пальцев на одной руке. Это была пятидневная неделя, несколько позже получившая название «малая неделя». В дальнейшем считали пальцы на обеих руках. Так возникла десятидневная или «большая неделя».                                                                                                                                       Некоторое время спустя люди заметили, что Луна периодически изменяет внешний вид. Она бывает, то круглая, то половина её, то снова к новолунию. Промежуток времени между полнолуниями получил название месяц.

Следующая единица измерения времени связана с наблюдениями изменений внешнего вида Луны. Наблюдая, люди установили, что четверть лунного месяца составляет около семи дней. Лунный календарь появился у древних пастухов, у кочевников. Когда люди начали жить на одном месте, занимаясь земледелием, стало необходимо определять время посева и жатвы. Это было связано со сменой времен года и видимым движением солнца. Необходимость предвидеть наступление весны, зимы, лета и осени привела к тому, что появились первые солнечные календари с более крупной единицей измерения времени – солнечного года (время оборота Земли вокруг Солнца).

(Демонстрация оборота земли вокруг Солнца с помощью глобуса)

Человек не умел писать, поэтому приходилось отмечать при помощи узелков, завязываемых на специальных веревочках, или зарубок на древесине.

Первобытный человек заметил, что между двумя одинаковыми летами или зимами приходится делать одинаковое количество узелков или зарубок, а, ежедневно развязывая по одному узелку, можно было догадаться, когда наступает определенное время года.

В 46 году по приказу римского императора Юлия Цезаря был создан календарь. Этот календарь получил название старого стиля, в его основу положили солнечный год с приблизительной продолжительностью, равной 365,25 суток. Но поскольку в году должно быть целое число суток, то условно стали считать, что три года будут содержать по 365 суток, а четвертый год – 366 суток (високосный год).                                                                                                                  Год, содержащий 366 суток, стал называться  високосный. Начало нового года стало приходиться на 1 января, а не на 1 марта. Нечетные месяцы стали составлять 31 день, а в четных было по 30 дней. В простом году в феврале установили 28 дней, а в високосном должно было быть 29 дней. Так февраль стал самым коротким месяцем в году. Этим календарем пользовались полтора тысячелетия.

В 1582 году глава римской церкви папа Григорий III провел новую реформу календаря. После реформы новый календарь получил название «новый стиль. В России «новый стиль» был введен в 1918 году. В это время расхождение с юлианским календарем составляло 13 суток. В настоящее время почти все страны мира пользуются солнечным календарем. Лунным календарем пользуются в некоторых восточных странах, исповедующих мусульманскую религию. Работа с текстом.                        

  1. Знакомство с видами календарей.        

         а) Настольный календарь.                

        б) Настенный календарь.                        

        в) Отрывной календарь.                        

         г) Индивидуальный календарь.                        

        4. Формирование умения пользоваться календарём.                        

                - Сколько дней в ноябре?                         

                - В какой день недели будет твой день рождения?

                -В какой день недели будет последний звонок?

5. Знакомство с правилом, как определить, сколько дней в месяце?

- Согните кулачёк и слева направо по косточкам и ямкам начинайте считать, косточка   31 день, ямка 30 дней, февраль нужно запомнить отдельно.

              6. Работа в тетради с печатной основой.

VI. Закрепление изученного.

        - О чём мы сегодня говорили на уроке?                        

   -        Какие два календаря вы сегодня узнали?                

   - Каким календарём мы пользуемся сейчас?

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание: закончить работу в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"

Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....

Конспект урока по английскому языку в 3 классе на тему "Времена года. Месяцы"

Урок разработан  по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English 2" в 3 классе. Первая тема при переходе на новый учебник. Урок-знакомство с новой лексикой....

Упражнения по темам: "Времена года, месяцы"

В файле содержатся занимательные упражнения для 5 класса по темам: "Времена года, месяцы". Предложенные упражнения можно использовать для закрепления лексики и в качестве домашнего задания....

Презентация к уроку английского языка в 5 классе к учебнику "Spotlight. Module 7." Тема : Времена года. Месяцы года. Погода.

В презентации представлены материалы для повторения пятиклассниками ранее изученной  в начальной школе лексики по темам: " Времена года, Месяцы года, Погода",  повторение грамматического мат...

урок письма в 9 классе ГБОУ "Брасовская школа-интернат". Тема: « Обобщение знаний о частях речи»

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Миха...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...


 

Комментарии

Отзыв на урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря". Материал к уроку подобран с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся с нарушением слуха и речи. Урок воспитывает интерес к предмету, воспитывает уважение к традициям и культуре народов России и мира, знакомит учащихся с историей создания календаря, с видами календарей. Исторический материал доступен и адаптирован к восприятию, в то же время сохраняется его научная достоверность и точность. Большая словарная работа на уроке способствует развитию монологической речи и формированию активного словаря учащихся. Материал данного урока может быть использован педагогами в школах I-II вида. Учитель-дефектолог школы I-II вида Куксова М. А.