Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: Звук ш. Буква Шш.
план-конспект

Беляева Элина Станиславовна

Тема занятия Звукш.Буква Шш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Тема : Звук [ ш]. Буква Шш.

Цели:

  • Учить  детей характеризовать звуки [ш] по   артикуляционным и акустическим признакам ;
  • Учить детей дифференцировать звук по акустическим признакам ;
  • Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового  анализа и синтеза слов;
  • Развитие речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи;
  •  Развитие грамматического строя речи, навыка словообразования прилагательных от существительных .
  • Развитие навыков конструирования букв из различных материалов;
  • Совершенствовать навык составления и  чтения слов;
  • Предупреждение  дисграфии и дислексии;
  • Развитие воображения и фантазии, творчества, мышления , внимания ,памяти.
  • Обогащение  словарного запаса;

Оборудование:

Демонстрационный материал: Мальчик - Звуковичок ( в  синем костюмчике без колокольчика) ,схема-анкета для характеристики звуков, пособие  «Звуковые волны»  синего цвета  , пособие «Азбука-песенка», книга « Букварёнок» Г.Юдин , Копилка новых слов, набор картинок  «Забавные буквы»,  схема для дыхательной гимнастики, игрушка микрофон

Раздаточный материал: предметные картинки , палочки Кюизенера для конструирования буквы  , наборы звуковых сигнальчиков ,  «светофорчики»  синего  цвета, модели слов, кассы букв,  карточки с напечатанными словами, массажёры Су-Джок для пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Игра с микрофоном  « Превращения слов»

-Я начну предложение ,а вы произнесите последнее слово в нём. Отчётливо произносите последний звук в слове, что бы было понятно, как оно меняется ,когда я говорю вместо слова Я слово Ты. Например: я пою - и ты…( поёшь), я иду-и ты… (идёшь)и т.д.

Слова: Несу, беру ,веду, плыву, лечу, бегу, рисую ,пью, ем ,гуляю, сижу, смотрю, говорю, читаю, бегаю, лежу, готовлю, убираю, поливаю, плачу  и др.

     II. Основная часть занятия.

    -Какой звук вы произнесли в конце своих слов ? (ш)

       1.Знакомство со звуками [ ш]

 -Рассматривание мальчика Звуковичка.

- Произнесение звука [ ш].Упражнение  « Звуковые волны» .

-Характеристика звуков [ш] с опорой на схему-анкету.

Запомните: Звук ш всегда твёрдый!

2.Игры для развития фонематического слуха.

 Игра «Светофоры »

-Я буду произносить разные слова. Если  услышите в слове  звук  [ ш]- поднимите синий светофорчик.

Слова : шапка  ,пушка, лужа, шина, чайка, школьник, цапля, шишка, пёс, шланг, шкаф, писать, мешать, стучать, дышать, жужжать, душ .

Упражнение «Куда спрятались звуки?»

Определение места звуков [ ш] в словах ( работа с индивидуальными картинками и моделями слова).

3.Динамическая пауза  «  Шар  » 

Раздувайся наш шар,                        ( Дети берутся за руки и постепенно отходят назад,

Раздувайся большой,                          «  раздувая шар»)

Оставайся такой, да не лопайся!

Он летел, летел, летел,                      ( Бегут по кругу, взявшись за руки)

И за веточку задел,

Ш-ш-ш-ш… лопнул!                         ( Приседают)

 4.Дыхательная гимнастика с опорой на схему .

5. Знакомство с буквой Шш.

*Рассматривание буквы Ш-заглавной, ш-строчной ( «Азбука-песенка»)

 * Стихотворения про букву Ш :

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша-

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё!

Ш- как три шипа стоят,

Вместе прорастают.

Ш-ш-ш …-так кошки все шипят,

Псов предупреждают!

 

 *Игры « Весёлый художник»,  «На что похожа буква Ш ?» .

*Мастерская букв ( палочки Кюизенера ) .

6. Массаж ладоней с помощью массажёров Су-Джок

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш.

Шустро мышь по печку - шасть!

Как бы в лапы не попасть!

7.Работа с кассой букв.

Звукобуквенный анализ слова  шипы .

Запомните: Ши пишем с буквой и!

8.Задания для предупреждения дисграфии и дислексии:

  • Анаграмма

-Переставь буквы согласно их порядковым номерам и реши анаграмму:                        

 А К Ш О К                          

 5 4   3  2  1     (Ответ: кошка)

  • Ребус Картинки по запросу изображение воздушного шарика  Ш = П   Ответ: Пар

  • Найдите слово.

-Прочитайте пять слов. Где спрятано шестое?

Шум

Усы

Тапки

Кино

Автобус        ( Ответ: Шутка)

 9.Чтение рассказа  «  Как Мыша шалил  » (Г. Юдин « Букварёнок»)  

 III. Подведение итогов занятия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Закрепить  навык произношения [j] в словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах, развивать фонематический слух, навык звуко - слогового анализа. Знакомство с буквой Й. Развивать навык...