Методы и приемы работы с детьми ОВЗ
статья
Предварительный просмотр:
Л. В. Царенкова
МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2»
Методы и приемы работы с детьми ОВЗ
В настоящее время, в России складывается система образования, определенная Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ .ст.12, п.7
Это – единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования.
Это, в первую очередь, дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых в общеобразовательных организациях увеличивается. Выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышашие, позднооглохшие) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. У многих детей указанных категорий имеются определенные недостатки или нарушения физического или психического развития, которые приводят к повышенной психической истощаемости, низкой работоспособности; недостаточной концентрации и распределения внимания, суженому объему памяти, особенностям протекания мыслительных (умственных) операций, особенно словесно-логических. [1. ст.4]
Этим детям необходимо обучение с использованием специальных методов и технологий. Определить вариант образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимость создания специальных условий для получения образования детям с ОВЗ нужно на основе рекомендаций, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико- педагогического обследования ребенка.
Конкретизация требований к структуре и содержанию программы коррекционной работы приводится в примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей ОВЗ:
- Цель программы.
- Задачи и принципы формирования программы.
- Направления работы и характеристика их содержания, в том числе:
а) диагностическая работа;
б) коррекционно-развивающая работа;
в) консультативная работа;
5. Этапы реализации программы, в том числе:
а) сбор и анализ информации;
б) планирование, организация, координация;
в) диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды;
г) регуляция и корректировка.
6. Механизмы реализации программы, в том числе:
а) требования к условиям реализации программы (обеспечение: психолого-педагогическое, программно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное);
б) система психолого-педагогического сопровождения.
Данная структура программы коррекционной работы является оптимальной с точки зрения реализации требований ФГОС ОВЗ НОО. [2. ст.5]
Методы обучения
На все эти вопросы необходимо ответить с точки зрения особенностей детей ОВЗ. Существенной стороной процесса обучения являются мотивы учения. Мотивация может быть:
- Положительной - стремление к знаниям;
- Отрицательной – отрицательное отношение к школе и учебной деятельности;
- Нейтральной – учащемуся безразлично получение знаний.
- Принципы обучения детей ОВЗ практически не отличаются от обычных дидактических принципов.
К основным принципам обучения относятся:
- Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка.
- Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию у детей ОВЗ моральных и волевых качеств.
- Принцип систематичности и системности в обучении.
- Принцип научности в общении.
- Принцип доступности тесно связан с принципом научности.
- Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной работе.[3 ст.42-45]
Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:
- методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
- методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
- беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
Нетрадиционные методы работы:
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Логоритмика - это занятия, включающие в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевыеупражнения; пальчиковые игры.
Су-джок терапия – это проработка рефлекторных точек кистей и стоп.
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.
Дыхательная гимнастика – упражнения способствуют расслаблению, помогают освободиться от тревоги и беспокойных мыслей.
Пальчиковая гимнастика – высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.
- Шарик находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперед-назад.
- Шарик находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
- Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперед (как будто закручиваете крышку).
- Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
Автоматизация звуков
Дети катают массажный шарик между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [с]: «На сосне сидит сова, говорит она слова»
Массаж пальцев эластичным кольцом.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Графический диктант - предназначен для облегчения формирования навыка письма, развития пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелкой моторики руки.
Литература
- Работаем по ФГОС основного общего образования: «Программа коррекционной работы» методическое пособие, под ред. Е.Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2016.- 88с.
- «Программа коррекционной работы» Рекомендации по разработке. Начальная школа / Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014.-127 с.
- «Настольная книга педагога-дефектолога» Т. Б. Епифанцева и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 42-50 с. - URL : https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M11/p3/6.pdf (дата обращения 01.02.2022).
- Источник –информационный портал [электронный ресурс]. - Все о детях и для детей - URL :https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/ (дата обращения 01.02.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения
В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

«Нейропсихокоррекционные методы и приемы работы с детьми с различными нарушениями в развитии»
Вашему вниманию представлен практических семинар, направленный на реализацию коррекционных задач для воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов. Педагоги расширят знан...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории". Открытый урок.
Как в массовой общеобразовательной школе педагогу без специального образования обеспечить усвоение программы детьми с ОВЗ? Данная технологическая карта урока отражает накопленный опыт при работе с дет...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"
Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"...

«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ»
Выступление на заседании Лаборатории для вновь прибывших педагогических работников и молодых специалистов об особенностях работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами....

