Методы и приемы работы с детьми ОВЗ
статья

Царенкова Людмила Васильевна

Методы и приемы работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ovz.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Л. В.   Царенкова

МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2»

Методы и приемы работы с детьми ОВЗ

В настоящее время, в России складывается система образования, определенная  Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ .ст.12, п.7

Это – единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования.

    Это, в первую очередь, дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых в общеобразовательных организациях увеличивается. Выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышашие, позднооглохшие) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. У многих детей указанных категорий имеются определенные недостатки или нарушения физического или психического развития, которые приводят к повышенной психической истощаемости, низкой работоспособности; недостаточной концентрации и распределения внимания, суженому объему памяти, особенностям протекания мыслительных (умственных) операций, особенно словесно-логических. [1. ст.4]

Этим детям необходимо обучение с использованием специальных методов и технологий. Определить вариант образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимость создания специальных условий для получения образования детям с ОВЗ нужно на основе рекомендаций, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико- педагогического обследования ребенка.

Конкретизация требований к структуре и содержанию программы коррекционной работы приводится в примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей ОВЗ:

  1. Цель программы.
  2. Задачи и принципы формирования программы.
  3. Направления работы и характеристика их содержания, в том числе:

а) диагностическая работа;

б) коррекционно-развивающая работа;

в) консультативная работа;

5. Этапы реализации программы, в том числе:

а) сбор и анализ информации;

б) планирование, организация, координация;

в) диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды;

г) регуляция и корректировка.

6.  Механизмы реализации программы, в том числе:

а) требования к условиям реализации программы (обеспечение: психолого-педагогическое, программно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное);

б) система психолого-педагогического сопровождения.

Данная структура программы коррекционной работы является оптимальной с точки зрения реализации требований ФГОС ОВЗ НОО. [2. ст.5]  

Методы обучения

На все эти вопросы необходимо ответить с точки зрения особенностей детей ОВЗ. Существенной стороной процесса обучения являются мотивы учения. Мотивация может быть:

  1. Положительной - стремление к знаниям;
  2. Отрицательной – отрицательное отношение к школе и учебной деятельности;
  3. Нейтральной – учащемуся безразлично получение знаний.
  4. Принципы обучения детей ОВЗ практически не отличаются от обычных дидактических принципов.

К основным принципам обучения относятся:

  1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка.
  2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию у детей ОВЗ моральных и волевых качеств.
  3. Принцип систематичности и системности в обучении.
  4. Принцип научности в общении.
  5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности.
  6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной работе.[3 ст.42-45]

          Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

  • методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
  • методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
  •  беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения,  самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

        Нетрадиционные методы работы:

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

 Логоритмика - это занятия, включающие в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевыеупражнения; пальчиковые игры.

Су-джок терапия – это  проработка рефлекторных точек кистей и стоп.

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; 

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. 

        Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.

Дыхательная гимнастика – упражнения способствуют расслаблению, помогают освободиться от тревоги и беспокойных мыслей.

  Пальчиковая гимнастика – высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.

  1. Шарик находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперед-назад.
  2. Шарик находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
  3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперед (как будто закручиваете крышку).
  4. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

Автоматизация звуков

Дети катают массажный шарик между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [с]: «На сосне сидит сова, говорит она слова»

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Графический диктант -  предназначен для облегчения формирования навыка письма, развития пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелкой моторики руки.

        

Литература

  1. Работаем по ФГОС основного общего образования: «Программа коррекционной работы» методическое пособие,  под ред. Е.Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2016.- 88с.
  2. «Программа коррекционной работы» Рекомендации по разработке. Начальная школа / Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014.-127 с.
  3. «Настольная книга педагога-дефектолога» Т. Б. Епифанцева и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 42-50 с. - URL :  https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M11/p3/6.pdf (дата обращения 01.02.2022).
  4. Источник –информационный портал [электронный ресурс]. -  Все о детях и для детей -  URL :https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/  (дата обращения 01.02.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

«Нейропсихокоррекционные методы и приемы работы с детьми с различными нарушениями в развитии»

Вашему вниманию представлен практических семинар, направленный на реализацию коррекционных задач  для воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов. Педагоги расширят знан...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории". Открытый урок.

Как в массовой общеобразовательной школе педагогу без специального образования обеспечить усвоение программы детьми с ОВЗ? Данная технологическая карта урока отражает накопленный опыт при работе с дет...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"...

«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ»

Выступление на заседании Лаборатории для вновь прибывших педагогических работников и молодых специалистов об особенностях работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами....