Упражнения по коррекции фонематической дислексии.
методическая разработка
Упражнения по коррекции фонематической дислексии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по коррекции фонематической дислексии
Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы:
• Фонематического восприятия;
• Фонематического анализа и синтеза слов;
• Выделение звуков на слух в потоке речи и дифференциация звуков;
• Определение количества звуков в слове, название их по порядку.
Упражнения:
1. Выделение гласного звука среди других гласных: (у) ау, эуа, аыо, иоу и т.д.
2. Назвать и показать первый гласный звук в сочетаниях гласных: уиа, аио, эоы, оиу…
3. Повторить за логопедом сочетания гласных звуков: уиу, уиуа, аиуо…
4. Выделение гласных звуков из слов (начало слова):
• Ударная позиция: Окунь, узел, аист, окна, угол, имя, ужин, эхо, отпуск.
• Безударная позиция: Аптека, изюм, арбуз, улитка … Если дети уже знают буквы, то поднимать соответствующую букву.
• Выделение гласного звука в любой позиции.
5. Выделение согласного звука на слух в потоке речи (начало слова, конец слова, в любой позиции).
Можно поднимать соответствующую букву. (Игра «Пограничники». Выделить первые звуки, составить слово),
6. Определение места звука в слове.
7. Повторение за логопедом слоговых рядов.
• Сочетание гласных (ранее);
• Па-па-ап • Ло-лу-лы
• Со-со-шо, шу-су-шу • СА-ша-ща • Сас-сос-сус • Пра-про-пру.
8. Упражнения для развития ритмической структуры слова:
• Тататататата…
• Тата – тататата … Та-тататата, та-татата … Та-та-та То-то-то Ту-ту-ту
9. Отобрать картинки или записать только те слова, где есть нужный звук.
10. Дифференциация звуков. Расставить картинки (или записать слова) в 2 столбика (Игра «Нагрузим грузовики»).
11. Назвать картинки, выделить звук, обозначить буквой.
12. Придумать слова с заданным звуком (или найти эти слова на сюжетной картине).
13. Разложить картинки (или слова, или записать слова) в 3 столбика.
14. Разложить картинки (или слова на карточках) в 2 столбика – двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге.
15. Придумать слова
• Или выбрать из множества картинок и слов, или найти на сюжетной картинке слова.
• Игра «В огороде», «В лесу» и т.д. Пошли дети в огород, а там выросло много всяких овощей. Вот красный помидор … (Надо найти из множества схем ту, которая подходит к слову, помидор, а вот и горох …
16. Определить на слух, каким по счету в слове парта стоит звук (т)… 17. Ещё труднее, провести полный анализ слов, т.е. назвать на слух, сколько в слове слогов, звуков, гласных, согласных, твердых и мягких согласных, звонких и глухих.
18. Если дети знают буквы, то следующий этап анализа слов – это обозначить звуки буквами. Для этого лучше подбирать такие слова, где количество звуков не совпадает с количеством букв (соль), где звук не соответствует букве, чтобы сразу же развивать у детей орфографическую зоркость (дуб, корова). #советылогопеда@logoped_kz
19. Проводить игры по типу «Поля чудес».
20. Игра «Кто больше составит слов из данного слова: сверло – село, ров, вор, сев, вес…».
21. Составить слова из данных букв: т, с, о, м, и, з, а.
22. Игра «Кто больше придумает слов с буквами ол по середине»? о л
23. Какие здесь могут быть слова? о о о
24. Игра «Шифровальщик». Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его.
Вариантами шифровки будут пропуски букв, перестановки букв в слове: жыил – лыжи, ански – санки, нолс – слон. Составляют и записывают слова. Из расшифрованных слов дети убирают лишнее.
25. Игра «Бюро находок». Зон – зонт, утг – утюг.
26. Игра «Буква заблудилась». (Чтобы дети понимали смысл читаемого). • Корова- корона • Мама с почками (бочками) пошла по дороге вдоль села. • Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.
27. Игра «Составь слово». У детей карточки со слогами, у логопеда тоже. Логопед прочитывает свой слог, а дети у себя пишут такой слог, который вместе с названым составит слово (ко-сы, мы-ло), или соединяют написанные на доске слоги: Во ва Со сы У са Ро вок О да
28. Игра «Варим щи»
Давай сегодня, варим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.
Ы, е, и, к, я, п, л, щ, ц – щипцы, ящик, клещи.
29. Преобразование слов.
а) Изменение одной буквы: мышка-мошка-мушка…, ночка-дочка-почка-бочка…
б) наращение слов одной или несколькими буквами: - превратите слово пол в полк, рот в крот, вол в ствол.
в) Перестановки букв и слов: Лыжи-жилы. Пила-липа, Нос-сон
30. Работа со слоговой таблицей А О У Ы И Н НА НО НУ НЫ НИ К КА КО КУ КЫ КИ Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ С СА СО СУ СЫ СИ Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ
А) Логопед показывает на буквы и слоги, дети читают слова.
Б) Ученики сами составляют слова: «Кто больше?» ( из 3- букв, 4-х, 5-и…).
31. Логопед составляет слово из букв разрезной азбуки.
Затем говорит: «Раз, два, три! Усни!» и делает перестановки букв или слогов в слове. «Раз, два…» дети читают новое слово и говорят, что изменилось. (Масло-смола).
32. Поставить буквы в названном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы коррекции мнестической дислексии (из опыта работы)
Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакци...

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"
Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...
Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза
В работе по данному плану используются слоговые таблицы, а также «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и других авт...

Методическая разработка "Коррекция фонематической дислексии"
Многие дети, которые начинают учиться читать, допускают ошибки, но по мере обучения они довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, ошибки сохраняются продолжительное время и об...

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

Рабочая тетрадь «Индивидуальная профилактика и коррекция аграмматической дислексии»
Рабочая тетрадь содержит практические красочные задания для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспитателй дошкольных учреждений....

Коррекция мнестической дислексии
Задания могут быть использованы родителями, специалистами на занятиях по коррекции мнестической дислексии....