Конспект открытого фронтального логопедического занятия в 1 «А» классе по теме «Домашние животные и их детёныши»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого фронтального логопедического занятия
в 1 «А» классе
по теме «Домашние животные и их детёныши»
Подготовила:
учитель-логопед I категории
Копылова Н.П.
2024-2025 учебный год
Тема: Домашние животные и их детёныши.
Цель: совершенствовать устную речь и способствовать развитию внимания, памяти.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о домашних животных и их детёнышах;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- расширять словарь антонимов;
- развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- корректировать дефекты звукопроизношения;
- корригировать и развивать зрительный гнозис;
- корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;
- развивать внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать самостоятельно;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом индивидуальных особенностей детей;
- соблюдать правильную посадку обучающихся;
- проводить работу по профилактике нарушения зрения;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
предметные картинки, фигурки домашних животных
Технические средства обучения: компьютер.
Мультимедийное обеспечение: слайды к занятию.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все у парты дружно встали -
Глазки на меня подняли.
Тихо сели, спинки прямо.
Все тихонечко вздохнем,
И урок сейчас начнем.
-Ребята, а урок необычный, потому что к нам пришли гости.
-Начнём наше занятие с артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки с дедушкой»
– Толстые внуки приехали в гости. («Толстячки» надули щёки.)
– С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки» втянули в себя щёки.)
– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. («Улыбка»)
– Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»).
– Утром проснулись – почистили зубы:
влево и вправо, внутри и снаружи. («Чистим зубы»)
– Блюдца поставят – положат блины нам. («Лопаточка»)
– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
– Блинчик жуём. («Жуём блинчики»)
– Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)
– Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губки по кругу»)
2. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)
II. Введение в тему.
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в деревню.
- Вот деревенский дом (показ). Около дома - двор. Во дворе - много животных.
-Ребята, посмотрите на этого пастушка, что же произошло? У него случилась беда – разбежались все животные кто куда. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы их найти, нужно отгадать загадки.
3. Загадки о животных.
1) Мила, добродушна, нос пятачком, в луже лежит, торчит хвостик крючком. (свинья)
2) Ест траву – жуёт, молчит, а потом полдня мычит: «Мне погладите бока – дам парного молока» (корова)
3) В нашем доме кто живёт? Молоко из миски пьёт. По ночам мышей гоняет. Днём на лавке отдыхает. (кошка)
4) По хозяйству помогает. Человек её в сани впрягает, и - с подковами копыта. В ней большая сила скрыта. (лошадь)
5) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. На цепи сидит, дом сторожит. (собака)
6) Для защиты от врага- носит длинные рога. Бородой своей трясет и стремится в огород. (коза)
7) Блеет жалобно: «Б-ее, б-ее!» Травку щиплет во дворе, шубка в завитых колечках, а зовут её … (овечка).
-Давайте дружно назовём всех животных нашего двора.
– Ребята, а как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)
– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает).
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о домашних животных – это и есть тема нашего урока.
IV. Работа по теме урока.
Послушайте, какое хорошее стихотворение написал про домашних животных поэт Роман Сеф:
Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо – стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем,
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
4. Лексико-грамматическая игра «Кто самый нужный?»
-Ребята, домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Вспомните, какую пользу приносят собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова?
- Правильно, ребята, собака охраняет дом. Свинья дает человеку мясо.
Овца дает мясо и шерсть. Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
Кошка ловит мышей и крыс. Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо. Корова дает человеку молоко и мясо.
Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.
5. Дидактическое упражнение «Покажи животное»
Я сейчас прочитаю вам стихотворение о домашних животных «Мяу, му, гав и другие», а вы на картинке покажите и назовёте о ком идёт речь.
Целый день паслись у сосен
Две подружки – Ме и Му,
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Иго- го купался в речке,
Кукареку песни пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Тех, кто в этот день весенний
На глаза попался нам.
6. Физкультминутка.
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шёрстка развернулась.
7. Дидактическая игра «Кто что ест?»
-Наши животные проголодались. Давайте их покормим. (Картинки с изображением животных и их еды).
На доске картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.
-Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?
Ответы детей:
- Собаку угостим мясом.
- Кошку угостим рыбой.
- Корову угостим сеном.
- Лошадь угостим овсом.
- Козу угостим капустой.
- Свинью угостим яблоками.
- Овцу угостим травой.
Молодцы! Все животные теперь сытые.
8. Дидактическая игра «У кого кто?»
Ребята, мамы и их детёныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с картинками). Теперь проверим. Кто у кого?
Ответы детей
У кошки – котёнок.
У лошади – жеребёнок.
У собаки – щенок.
У коровы – телёнок.
У овцы – ягнёнок.
У свиньи – поросёнок.
У козы – козлёнок.
- Правильно, ребята, молодцы! Давайте вспомним, чем же мы занимались на занятии? Что повторили? Что нового узнали?
-Скажите, вам понравилось занятие? Что вам особенно понравилось или запомнилось?
V.Рефлексия. Словесная оценка деятельности обучающихся.
- На доске две полянки: «радости» и «грусти». А у вас на партах лежат желтые и красные цветочки. Если у вас хорошее настроение – «посадите» на полянку «радости» красные цветочки, если грустное –желтые цветочки на полянку «грусти» (дети выбирают соответствующую своему настроению полянку).
- Я вижу ваши сияющие глаза и цветущую полянку «радости». Это говорит о том, что у вас хорошее настроение, а значит урок у нас прошёл успешно. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе на тему: "домашние животные и их детёныши"
Познакомить детей с домашними животными и их детёнышами....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по теме "Откуда хлеб пришёл"
Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) по теме "Откуда хлеб пришёл"....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
Вид занятия: Индивидуальное. Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей...

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
Вид занятия: Индивидуальное Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей&r...

