Главные вкладки

    Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
    план-конспект урока на тему

    Матвеева Юлия Николаевна

    Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия в зимнем лесу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря

    в старшей логопедической группе для детей с ОНР

    «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

    Цели.

    1. Развитие познавательной активности детей
    2. Обогащение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы», используя речевые игры и игры с музыкальным сопровождением, графические изображения
    3. Развитие общей и мелкой моторики
    4. Развитие темпа и ритма речи, координации движений
    5. Формирование грамматического строя речи
    6. Работа над просодической и смысловой сторонами речи с использованием паралингвистических методов обучения
    7. Воспитание любви и бережного отношения к природе

    Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, деревья (декорации) в зимнем убранстве, шапочки птиц, игрушка Сова

    Предшеств. работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений

    Ход занятия

    1. Орган. момент.       Приветствие:  (под музыку)

    К нам гости пришли- дорогие пришли.

    Мы для вас кисель варили, пироги пекли.

    Раз-два, раз-два -поздороваться пора!!! Здравствуйте!

    2. Введение в тему занятия

    Загадки о птицах          Ребята, послушайте мои загадки-

                                                     дайте быстро мне отгадки:

    **Прыгает мальчишка в сером армячишке,

    любит крошки клевать, что за проворная птица? -Воробей!!!

    ***Повадкой вороватая

          Крикуша хрипловатая-всем она знакома

           Кто она? -Ворона!!!!

    ****Красногрудый-чернокрылый,

             Любит ягоды клевать,

             С первым снегом на рябинке

            Он появится опять. – Снегирь.

    3. Сообщение цели занятия. О ком сегодня будем говорить? (о птицах).

    Вы правильно поняли, мы сегодня поведем разговор о птицах. Скажите ребята, а птицы, которых мы отгадали- как называются одним словом? (Зимующие) А почему их так называют? (потому что они зимуют рядом с нами, живут в городе или лесу). Ребята, а как вы понимаете слова из загадок? Дети говорят, как они понимают слова- вороватая, хрипловатая, (Ответы детей- воровата-ворует, тащит без спроса, хрипловатая-кричит хриплым голосом, крикунья-кричит, красногрудый, чернокрылы-красная грудка, черные крылья?

    Хотите посмотреть, как зимуют птицы в лесу? (Да) Тогда сейчас все отправимся в лесную сказку, посмотрим зимнюю природу и понаблюдаем зимующих птиц.

    4. Вхождение в воображаемую ситуацию. Дети имитируют, как надевают на себя одежду и шапки, перчатки. Надевая перчатки, гладим каждый пальчик и  говорим слова:

    1-2-3-4-5 будем пальцы одевать.

    Девочки и мальчики все одели пальчики!

    Надо сказать  волшебные слова:

    Хлопни-топни-повернись- и в лесочке очутись!

    В лесу нас встречает Мудрая Сова.    

    Игра под музыку «Сова-большая голова».

    Ох, ты, совушка-сова- ты большая голова,

    Ты на дереве сидела- головою ты вертела.

    Под гору свалилася, с горки прокатилася!

    Вопросы:  Что знаем о сове? (Она охотится ночью. Это хищная птица). Какое у неё жилище? (Она живет в дупле)

    Мудрая Сова приготовила для вас задания.         Дети садятся на стулья.

    5. Работа с картинным материалом. Логопед выставляет на доску картинки  птиц: дятла, галки, синицы, совы, сороки, снегиря, воробья, вороны. (Карточки в форме снежинки)

    Это дятел. Что знаем о нем? (Он лечит деревья, он доктор леса)

    Это синица. Что можем сказать о синице? (У неё желтая грудка)

    Сорока-у неё белые бока, черные крылья, она приносит новости.

    Галка-серая, умная, заботливая.  и т п

    6. Отработка глагольного словаря. Угадайте,  про какую птицу я говорю

    Каркает-кто? Чирикает-кто?

    Стрекочет-кто? Долбит по дереву-кто? Ухает-кто?

    На последней снежинке нарисована схема- большая птица и маленький птенчик. Как вы думаете, ребята, какое это задание? (надо назвать птенцов)

    У вороны-воронята

    У совы-совята

    У воробья-воробьята

    У галки-галчата

    7. Отработка речи с движением.

    Молодцы! Загадки вы хорошо отгадываете, а считалки про птиц вы знаете? (Да) Дети встают в круг

    Считалка с движением:

    Раз-два-три-четыре-пять, будем птичек мы  считать!!

    Говорят на заре, собирались на горе

    Голубь, гусь и галка. Вот и вся считалка.

    Вам нравится в лесу? Но посмотрите-что происходит.

    8. Психогимнастика- Вдруг подул сильный ветер (дети дуют),  покажите, дети, как стало холодно, грустно, как мы замерзли- дети съежились, а потом солнышко пригрело(греют ладошки)- покажем как нам стало радостно, весело, тепло, мы потянулись.(Использовать Солнышко с разной мимикой)

    У птиц, как и у людей, бывает разное настроение. Мудрая Сова предлагает поиграть в игру «Угадай настроение птички» (под музыку)

    По кружочку иду

    и к кому-то подойду,

    не ленись- не зевай,

    настроенье угадай

    (Дети угадывают настроение птички, использовать шапочку вороны)

    9. Отработка грамматических форм.

    Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку). Какое слово прячется здесь? (Корм) Я принесла с собой кормушку. Давайте насыпем корм и  оставим её для птиц. Как вы думаете, кто прилетит сюда?       (Ответы детей: много ворон, много синиц, много голубей, много сов, много снегирей                 и т д)

    (употребление существ-ых множеств.числа в родительном падеже)

    Мудрой Сове нравится, как вы отвечаете.

    10. Выход из воображаемой ситуации.

    А нам пора прощаться с Мудрой Совой, Зимней сказкой, возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова:

    До свиданья, зимний лес, не забудем мы чудес

    Ты скорее-повернись- снова в зале очутись!

    11. Итог занятия. Ребята, смотрите-ка, мы опять с вами в нашем уютном зале, а где мы сегодня были с вами. О ком беседовали? Что вам запомнилось? Что понравилось?     (Ответы детей)

    Дети прощаются:

    Поскорее выходите
    И на птичек посмотрите.
    Прилетели, прилетели,
    Стайку встретили метели!

    А Мороз-Красный Нос
    Им рябинки принес.
    Хорошо угостил,
    Хорошо подсластил.

    До свиданья гости

    Ждем еще вас в гости!

    Учитель-логопед Матвеева Ю.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...

    Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

    Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

    Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».

    Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи.  Коррекционно-образовательные задачи:-...

    Конспект открытого занятия учителя-логопеда со специалистами в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Корзина-путешественница»

    Уточнение и активизация словаря по теме: "Огород и овощи". Совершенствование грамматических категорий и  развитие связной речи....

    Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

    Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

    Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...