Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
план-конспект урока на тему

Матвеева Юлия Николаевна

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия в зимнем лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

«Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Цели.

  1. Развитие познавательной активности детей
  2. Обогащение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы», используя речевые игры и игры с музыкальным сопровождением, графические изображения
  3. Развитие общей и мелкой моторики
  4. Развитие темпа и ритма речи, координации движений
  5. Формирование грамматического строя речи
  6. Работа над просодической и смысловой сторонами речи с использованием паралингвистических методов обучения
  7. Воспитание любви и бережного отношения к природе

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, деревья (декорации) в зимнем убранстве, шапочки птиц, игрушка Сова

Предшеств. работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений

Ход занятия

1. Орган. момент.       Приветствие:  (под музыку)

К нам гости пришли- дорогие пришли.

Мы для вас кисель варили, пироги пекли.

Раз-два, раз-два -поздороваться пора!!! Здравствуйте!

2. Введение в тему занятия

Загадки о птицах          Ребята, послушайте мои загадки-

                                                 дайте быстро мне отгадки:

**Прыгает мальчишка в сером армячишке,

любит крошки клевать, что за проворная птица? -Воробей!!!

***Повадкой вороватая

      Крикуша хрипловатая-всем она знакома

       Кто она? -Ворона!!!!

****Красногрудый-чернокрылый,

         Любит ягоды клевать,

         С первым снегом на рябинке

        Он появится опять. – Снегирь.

3. Сообщение цели занятия. О ком сегодня будем говорить? (о птицах).

Вы правильно поняли, мы сегодня поведем разговор о птицах. Скажите ребята, а птицы, которых мы отгадали- как называются одним словом? (Зимующие) А почему их так называют? (потому что они зимуют рядом с нами, живут в городе или лесу). Ребята, а как вы понимаете слова из загадок? Дети говорят, как они понимают слова- вороватая, хрипловатая, (Ответы детей- воровата-ворует, тащит без спроса, хрипловатая-кричит хриплым голосом, крикунья-кричит, красногрудый, чернокрылы-красная грудка, черные крылья?

Хотите посмотреть, как зимуют птицы в лесу? (Да) Тогда сейчас все отправимся в лесную сказку, посмотрим зимнюю природу и понаблюдаем зимующих птиц.

4. Вхождение в воображаемую ситуацию. Дети имитируют, как надевают на себя одежду и шапки, перчатки. Надевая перчатки, гладим каждый пальчик и  говорим слова:

1-2-3-4-5 будем пальцы одевать.

Девочки и мальчики все одели пальчики!

Надо сказать  волшебные слова:

Хлопни-топни-повернись- и в лесочке очутись!

В лесу нас встречает Мудрая Сова.    

Игра под музыку «Сова-большая голова».

Ох, ты, совушка-сова- ты большая голова,

Ты на дереве сидела- головою ты вертела.

Под гору свалилася, с горки прокатилася!

Вопросы:  Что знаем о сове? (Она охотится ночью. Это хищная птица). Какое у неё жилище? (Она живет в дупле)

Мудрая Сова приготовила для вас задания.         Дети садятся на стулья.

5. Работа с картинным материалом. Логопед выставляет на доску картинки  птиц: дятла, галки, синицы, совы, сороки, снегиря, воробья, вороны. (Карточки в форме снежинки)

Это дятел. Что знаем о нем? (Он лечит деревья, он доктор леса)

Это синица. Что можем сказать о синице? (У неё желтая грудка)

Сорока-у неё белые бока, черные крылья, она приносит новости.

Галка-серая, умная, заботливая.  и т п

6. Отработка глагольного словаря. Угадайте,  про какую птицу я говорю

Каркает-кто? Чирикает-кто?

Стрекочет-кто? Долбит по дереву-кто? Ухает-кто?

На последней снежинке нарисована схема- большая птица и маленький птенчик. Как вы думаете, ребята, какое это задание? (надо назвать птенцов)

У вороны-воронята

У совы-совята

У воробья-воробьята

У галки-галчата

7. Отработка речи с движением.

Молодцы! Загадки вы хорошо отгадываете, а считалки про птиц вы знаете? (Да) Дети встают в круг

Считалка с движением:

Раз-два-три-четыре-пять, будем птичек мы  считать!!

Говорят на заре, собирались на горе

Голубь, гусь и галка. Вот и вся считалка.

Вам нравится в лесу? Но посмотрите-что происходит.

8. Психогимнастика- Вдруг подул сильный ветер (дети дуют),  покажите, дети, как стало холодно, грустно, как мы замерзли- дети съежились, а потом солнышко пригрело(греют ладошки)- покажем как нам стало радостно, весело, тепло, мы потянулись.(Использовать Солнышко с разной мимикой)

У птиц, как и у людей, бывает разное настроение. Мудрая Сова предлагает поиграть в игру «Угадай настроение птички» (под музыку)

По кружочку иду

и к кому-то подойду,

не ленись- не зевай,

настроенье угадай

(Дети угадывают настроение птички, использовать шапочку вороны)

9. Отработка грамматических форм.

Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку). Какое слово прячется здесь? (Корм) Я принесла с собой кормушку. Давайте насыпем корм и  оставим её для птиц. Как вы думаете, кто прилетит сюда?       (Ответы детей: много ворон, много синиц, много голубей, много сов, много снегирей                 и т д)

(употребление существ-ых множеств.числа в родительном падеже)

Мудрой Сове нравится, как вы отвечаете.

10. Выход из воображаемой ситуации.

А нам пора прощаться с Мудрой Совой, Зимней сказкой, возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова:

До свиданья, зимний лес, не забудем мы чудес

Ты скорее-повернись- снова в зале очутись!

11. Итог занятия. Ребята, смотрите-ка, мы опять с вами в нашем уютном зале, а где мы сегодня были с вами. О ком беседовали? Что вам запомнилось? Что понравилось?     (Ответы детей)

Дети прощаются:

Поскорее выходите
И на птичек посмотрите.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.

До свиданья гости

Ждем еще вас в гости!

Учитель-логопед Матвеева Ю.Н.