Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР
план-конспект занятия на тему

Мокровская Анна Владимировна

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dom.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Лексическая тема: «Дом»

Цель: развитие импрессивного и экспрессивного словаря по теме «Дом»

Задачи:

- актуализация и расширение словаря по теме «Мой дом»;

- развитие умения образовывать относительные прилагательные;

- развитие умения употреблять существительные в Р.п.;

- развитие связной речи;

- развитие слухового внимания;

- развитие ассоциативного и логического мышления;

- развитие пространственных представлений;

- развитие общей моторики;

- развитие  умения координировать слово с движением;

- воспитание умения работать в коллективе;

- воспитание умения слушать и слышать педагога.

Оборудование: аудиозаписи: «Звуки стройки», «Звук молотка» и «Звук пилы»; иллюстрации разных видов домов (деревянный, кирпичный, каменный, многоэтажные); картинки с изображением частей дома (парадная, лестница, лифт, двери); иллюстрации с изображением комнат (прихожая, ванная, гостиная, спальня, кухня), мнемотаблица «Мой дом».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Звучит музыка «Звуки стройки».

- Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? (Да).

- Давайте пройдем на стульчики и внимательно послушаем, что это за звуки?

Звучит музыка «Звук молотка».

-Как вы думаете, что это за звук? (Это стучит молоток).

Звучит музыка «Звук пилы».

- А это что? (Это пила).

Молодцы, а как вы думаете, где можно услышать все эти звуки? (На стройке).

- Все эти звуки можно услышать на стройке. А что можно строить на стройке? (Дома).

- А вы знаете, как называют  людей, которые строят дома? (Строители).

 Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы поговорим о месте, которое мы все очень любим, где больше всего проводим время. О доме.

II. Основная часть.

1. - Зачем людям нужны дома? (В них живут люди).

Давайте посмотрим, из какого материала люди строят дома.

А) Картинка с изображением деревянного дома.

-Из чего построен этот дом? (Из дерева).

-А если дом построен из дерева, как он называется? (Деревянный).

Б) Картинка с изображением каменного дома.

-Посмотрите, а из чего сделан это дом? (Из камня).

- Если дом из камня, то он какой? (Каменный).

В) Картинка с изображением кирпичного дома.

- Из какого материала построен этот дом? (Из кирпича).

- Если дом из кирпича, то он какой? (Кирпичный).

Г) - Ребята, а еще бывают дома с башнями. Как вы думаете, как они называются? (Замки) Картинка замок.

Д) - А еще бывают большие парадные дома, которые называются дворцы. Картинка дворец.

- А у нас в городе есть дворцы? (Да. Зимний дворец). Картинка зимний дворец.

2.  - В доме может быть несколько этажей.

Этаж — пространство, объем здания между полом и потолком, где располагаются помещения.

- Посмотрите, сколько этажей в деревянном доме? (Один). Почему вы так думаете? А если в доме один этаж, то он какой? (Одноэтажный).

 По аналогии (В каменном? Кирпичном?)

- Бывают еще высокие дома, в которых  много этажей. Картинка многоэтажного здания.

Как называется такое здание? (Многоэтажные).

3. - Вот мы с вами узнали, какими бывают дома. Давайте теперь представим, что мы идем в гости. Что нам нужно знать, чтобы попасть в дом? (Номер дома, номер квартиры).

- Правильно. Но прежде, чем попасть в квартиру, нужно войти в определенную парадную. В доме их может быть много. Картинка многоэтажного здания. 

На каждой парадной написан номер парадной и номера квартир, находящихся в этой парадной.  Картинка с изображением парадной.

- Скажите, а когда мы заходим в большой дом, что мы там видим? (лестницу, лифт, двери).

- А что находится за этими дверьми? (Квартиры).

Представьте, что мы открываем с вам эту дверь и попадаем в квартиру.

- Как называется помещение, в которое мы входим? (Прихожая). Картинка прихожая.

- Для чего служит прихожая? (В прихожей мы снимаем уличную одежду и обувь, одеваем домашние тапочки).

- Какая мебель может стоять в прихожей?

-Как называется комната, в которой принимают гостей? (Гостиная). Картинка гостиная.

- Какая мебель может стоять в гостиной?

Как правило, гостиная в квартире – это самое большое помещение.

- Как называется комната, в которой спят? (Спальня). Картинка спальня.

- Какая мебель может стоять в спальне?

- Как называется комната, в которой готовят пищу? (Кухня). Картинка кухня.

- Какая мебель может стоять в кухне?

- Как называется комната, в которой умываемся, моемся? (Ванная). Картинка ванной.

- Какое оборудование может стоять в ванной?

4. Физкультминутка.

«Строим дом»

Туки-туки молотком,

(Стучат кулаками одним по другому.)

Строю, строю новый дом.

Будет он большой, как ель,

(Ладони располагаются под углом,

кончики пальцев соприкасаются.)

Будут окна, будет дверь.

(Делают из пальцев «окно» и «дверь».)

Всех в него я поселю:

Мышку, зайчика, лису.

(Хлопают в ладоши.)

5. - Ребята, на доске мы видим таблицу. Давайте посмотрим, что там нарисовано. (С детьми обсуждаются и разбираются все картинки-символы, нарисованные в таблице).

- Я прочитаю вам стихотворение, оно называется «Мой дом». А вы внимательно послушайте. (Дети слушают стихотворение).

- Посмотрите, картинки-символы из нашей таблицы похожи на строчки из стихотворения.

(Соотносится каждая картинка-символ с соответствующими словами из стихотворения).

- Послушайте еще раз стихотворение и постарайтесь теперь его запомнить с помощью нашей волшебной таблицы.

Затем детям предлагается самостоятельно рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов. 

- Ребята, про что мы сегодня говорили? (Ответы детей).

- Что вам понравилось делать больше всего? (Ответы детей).

Оценка деятельности детей.

- Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались, внимательно слушали и отвечали на вопросы. Спасибо вам за работу.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему :" Игрушки"

Тематическое  открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи c воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Конспект логопедического занятия по развитию речи. Целью данного занятия является развитие активного и пассивного словаря детейф по лексической теме "Дом"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи (вводного типа) в старшей группе на тему: «Осень».

Задачи: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, учить правильно образовывать сущ. в Р. п.;расширение и активизация словарного запаса. Развитие зрительного восприятия...

Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.

Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х\']. Буква Х.

Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х....

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к\']. Буква К".

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К"....