Основные причины, почему ребенок не запоминает буквы
консультация
На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше.
Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы»
Подготовила:
Учитель-логопед: Рудакова А.В.
На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.
Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.
С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.
Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).
Недостаточная переработка зрительной информации
1. Недостаточность зрительного восприятия
В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.
Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.
2. Зрительно-пространственная несформированность
Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.
3. Недостаточное развитие зрительной памяти
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.
В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.
Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго
Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
Дефицит нейродинамических процессов мозга
Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.
Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.
Как можно помочь ребёнку?
Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.
1. Развитие тактильного образа буквы
Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
– знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);
– лепить буквы из пластилина;
вырезать;
– делать из проволоки;
– рисовать на песке, манке пальцем;
– рисовать мелками;
– толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
– обводить по контуру;
– водить пальцем по шершавой букве;
– готовить печенье в форме букв;
– складывать буквы из фасоли, гороха;
– конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
– достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
– превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
– рисовать буквы в воздухе;
– угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
– искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);
– определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
– пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.
Можно уже предложить задания со словами и текстами:
– нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;
– вписывание изучаемой графемы маленького размера в её большой контур;
– в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или графема, которую он чаще путает на письме);
– игра в «Лото», Memorу с буквами.
2. Развитие зрительного восприятия
– поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);
– угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);
– называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);
– отыскивание предмета по его тени («найди тень»);
– поиск предметов, наложенных друг на друга;
– опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание;
– поиск изображений по фрагменту рисунка;
– составление целого предмета из разрезанной картинки;
– игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди ошибку», «найди различия»;
– игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;
– игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;
– игра «Лото» — соединить фигуру и предмет с похожей формой.
3. Развитие зрительной памяти
– запомнить несколько картинок и найти их среди других;
– воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;
– вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?»;
– старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;
– «Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.
4. Развитие зрительно-пространственной функции
– Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.
– Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»). Только после этого переходить на закрепление этих понятий в окружающем пространстве.
– Называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади.
– Воспроизведение фигуры, сложенной из палочек.
– Графические диктанты по клеточкам, в том числе поиск клада в комнате по графической схеме.
– Игра «Робот». У взрослого есть пульт управления, и он отправляет команды ребёнку: «Сделай шаг вперёд», «Сделай 2 прыжка вправо», «Сделай 3 шага назад и 1 прыжок влево».
– Игра «Муха». Чертим квадрат (3×3 или 5×5), в середину ставим муху. Ребёнок передвигает её в соответствии с вашей инструкцией (вверх, влево, вниз, вправо, две клеточки влево, одну клеточку вниз). Как только муха покидает пределы квадрата, ребёнок должен быстро хлопнуть в ладоши, иначе она улетает в окно. После закрепления этого уровня можно переходить на следующий — следим за мухой без пальчика, третий уровень — представляем движение мухи с закрытыми глазами.
5. Повышение энергетического тонуса
Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:
– режим дня;
– регулярные прогулки на улице и занятия спортом (бассейн);
– закаливание;
– бассейн;
– массаж/самомассаж;
– пить больше чистой негазированной воды;
– качание на балансире (для повышения общего тонуса);
– удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание;
– режим и качество питания (разнообразная и здоровая пища с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, белков и жиров);
– при необходимости — сезонное применение комплекса витаминов (по согласованию с врачом);
– сон не менее 9–10 часов в сутки;
– подвижные игры, игры с правилами вместо гаджетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Если ваш ребёнок «не запоминает» буквы».
В статье приводятся некоторые методы работы, помогающие детям запоминать зрительный образ букв....

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...

Мастер-класс для родителей "Как научить ребенка запоминать буквы"
Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться. Н...

Ребенок не запоминает буквы. Основные причины. Рекомендации родителям.
На начальном этапе изучения образ буквы у первоклассника ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву. Регулярные занятия по изучению буквы...

Памятка в родительский уголок "Ваш ребенок плохо запоминает буквы?Что делать?"
Памятка в родительский уголок "Ваш ребенок плохо запоминает буквы? что делать?"...

Памятка в родительский уголок"Что делать, если ребенок плохо запоминает буквы?
Памятка в родительский уголок"Что делать, если ребенок плохо запоминает буквы?...

Четыре основных причины серьезных нарушений поведения ребенка
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить...
