Основные причины, почему ребенок не запоминает буквы
консультация

Рудакова Анна Владимировна

     На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше.  

Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_prichiny_pochemu_rebenok_ne_zapominaet_bukvy.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы»

Подготовила:  

Учитель-логопед: Рудакова А.В.

     На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.

      Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.

     С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.

     Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).

Недостаточная переработка зрительной информации

1. Недостаточность зрительного восприятия

     В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.

     Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.

2. Зрительно-пространственная несформированность

     Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.

3. Недостаточное развитие зрительной памяти

     Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

     В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.

     Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго

Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

Дефицит нейродинамических процессов мозга

     Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.

     Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.

Как можно помочь ребёнку?

     Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.

1. Развитие тактильного образа буквы

     Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.

Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:

– знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);

– лепить буквы из пластилина;

вырезать;

– делать из проволоки;

– рисовать на песке, манке пальцем;

– рисовать мелками;

– толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);

– обводить по контуру;

– водить пальцем по шершавой букве;

– готовить печенье в форме букв;

– складывать буквы из фасоли, гороха;

– конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;

– достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);

– превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;

– рисовать буквы в воздухе;

– угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;

– искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);

– определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;

– пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.

Можно уже предложить задания со словами и текстами:

– нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;

– вписывание изучаемой графемы маленького размера в её большой контур;

– в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или графема, которую он чаще путает на письме);

– игра в «Лото», Memorу с буквами.

2. Развитие зрительного восприятия

– поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);

– угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);

– называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);

– отыскивание предмета по его тени («найди тень»);

– поиск предметов, наложенных друг на друга;

– опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание;

– поиск изображений по фрагменту рисунка;

– составление целого предмета из разрезанной картинки;

– игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди ошибку», «найди различия»;

– игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;

– игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;

– игра «Лото» — соединить фигуру и предмет с похожей формой.

3. Развитие зрительной памяти

– запомнить несколько картинок и найти их среди других;

– воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;

– вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?»;

– старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;

–  «Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.

4. Развитие зрительно-пространственной функции

– Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.

– Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»). Только после этого переходить на закрепление этих понятий в окружающем пространстве.

– Называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади.

– Воспроизведение фигуры, сложенной из палочек.

– Графические диктанты по клеточкам, в том числе поиск клада в комнате по графической схеме.

– Игра «Робот». У взрослого есть пульт управления, и он отправляет команды ребёнку: «Сделай шаг вперёд», «Сделай 2 прыжка вправо», «Сделай 3 шага назад и 1 прыжок влево».

– Игра «Муха». Чертим квадрат (3×3 или 5×5), в середину ставим муху. Ребёнок передвигает её в соответствии с вашей инструкцией (вверх, влево, вниз, вправо, две клеточки влево, одну клеточку вниз). Как только муха покидает пределы квадрата, ребёнок должен быстро хлопнуть в ладоши, иначе она улетает в окно. После закрепления этого уровня можно переходить на следующий — следим за мухой без пальчика, третий уровень — представляем движение мухи с закрытыми глазами.

5. Повышение энергетического тонуса

Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:

– режим дня;

– регулярные прогулки на улице и занятия спортом (бассейн);

– закаливание;

– бассейн;

– массаж/самомассаж;

– пить больше чистой негазированной воды;

– качание на балансире (для повышения общего тонуса);

– удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание;

– режим и качество питания (разнообразная и здоровая пища с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, белков и жиров);

– при необходимости — сезонное применение комплекса витаминов (по согласованию с врачом);

– сон не менее 9–10 часов в сутки;

– подвижные игры, игры с правилами вместо гаджетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок «не запоминает» буквы».

В статье приводятся некоторые методы работы, помогающие детям запоминать зрительный образ букв....

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...

Мастер-класс для родителей "Как научить ребенка запоминать буквы"

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться. Н...

Ребенок не запоминает буквы. Основные причины. Рекомендации родителям.

На начальном этапе изучения образ буквы у первоклассника ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву. Регулярные занятия по изучению буквы...

Памятка в родительский уголок "Ваш ребенок плохо запоминает буквы?Что делать?"

Памятка в родительский уголок "Ваш ребенок плохо запоминает буквы? что делать?"...

Памятка в родительский уголок"Что делать, если ребенок плохо запоминает буквы?

Памятка в родительский уголок"Что делать, если ребенок плохо запоминает буквы?...

Четыре основных причины серьезных нарушений поведения ребенка

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить...