Конспект логопедического занятия по теме «Семья» с обучающимися с системным недоразвитием речи при умственной отсталости (вар.1). (1 класс)
план-конспект урока
Цель: закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 784.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме «Семья»
с обучающимися с системным недоразвитием речи при умственной отсталости
(вар.1).
(1 класс)
Подготовила:
учитель-логопед
Рудакова А.В.
Тема: «Семья»
Коррекционно-образовательные цели:
• активизировать словарь по теме «семья»;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных;
• упражнять в подборе антонимов;
• обучать составлению рассказа по картине.
Коррекционно-развивающие цели:
• формировать связную речь;
• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Оборудование: сюжетная картина «Семья», предметные картинки: мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, картинка с ребусом (семья).
Ход занятия:
I. Орг. момент.
1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» с су-джок (массажируем колечками сначала пальцы правой руки, затем пальцы левой руки).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
II. Сообщение темы занятия.
Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).
- Какая это цифра?
- Какая буква?
- А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»). Показ сюжетной картинки «Семья»
Сегодня мы отправимся в гости к мальчику Саше и его сестре Ане и будем говорить о семье.
III. Активизация словаря.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных, антонимов (игра с мячом).
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Саша и Аня живут в дружной семье. Как члены семьи обращаются ласково друг к другу?
«Назови ласково членов семьи».
мама – мамочка и т. д. папа, баба, деда, дочь, сын, брат, сестра.
2. «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
3. Подбор определений к существительным. Расскажите Саше и Ане, какие ваши родители, бабушка, дедушка.
Игра с мячом «Какой? Какая?»
Мама – добрая красивая, ласковая…..
Папа – сильный, смелый, храбрый…
Семья – большая, дружная, крепкая….
Бабушка – любимая, добрая, заботливая…
Дедушка – умный, сильный, веселый…..
4. Образование сравнительной степени прилагательных. Кто в Сашиной и Аниной семье старше, а кто младше?
“Кто старше (младше)?”
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или папа?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?
5. Употребление антонимов. Назовите противоположные качества людей.
Игра “Наоборот”
Мальчик полный – (мальчик худой).
Человек больной – (здоровый).
Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный).
Старший – (младший).
Толстый – (тонкий).
Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая).
Добрый – (злой).
Сильный – (слабый).
IV Физминутка
Раз, два, три, четыре | Большой палец зажат в кулачок. |
Кто живёт в моей квартире? | Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного. |
Раз, два, три, четыре, пять- | Сжимать и разжимать все пальчики. |
Всех могу пересчитать: | Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Папа, мама, брат, сестрёнка, | Сжимать и разжимать все пальцы. |
Кошка Мурка, | Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Два котёнка, | Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок. |
Мой щенок, | Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок. |
Щегол, | Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок. |
И я - | Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок. |
Вот и вся моя семья! | Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. |
6. Игра с мячом “Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Саши есть мяч. Мяч чей? (Сашин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Аня носит платье. Платье чьё? (Анино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
7. Дидактическая игра «Хлопки» - игра на развитие слухового внимания.
хлопните в ладоши, когда услышите название члена семьи.
Мама, папа, доктор, бабушка, дедушка, директор, сын, дворник, дочь, брат, сестра, продавец, внук, сосед, внучка, тётя, дядя, учитель, отец, шофер, мать.
V. Составление рассказа по сюжетной картине.
Расскажите, как семья Саши и Ани проводит вечер.
Составление предложений по вопросам.
Что делает папа?
Что делает мама?
Что делает бабушка?
Что делает девочка?
Что делает мальчик?
Игра «Парочки» на внимание
https://learningapps.org/view40375003
Итог занятия
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Семья".
Конспект логопедического занятия по кррекции аграмматической дисграфии для учащихся 2 - 3 классов....

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня Тема: «Огород. Овощи»
Систематизация знаний и развитие речевой активности по теме «Овощи»....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...

Основные направления работы с детьми с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.
Основные направления работы с детьми с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.У детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости оказываются несформированными в большей и...







