Организация коррекционно-образовательного процесса
учебно-методический материал
Сравнительная таблица психического развития при различных нарушениях в развитии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица психического развития при различных нарушениях в развитии.
| Характеристика |
Нарушение зрения | |
Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского | Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции |
Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго | Дефицитарное развитие |
Специфические особенности развития | Большая точность в распознавании эмоциональных состояний собеседника. Отсутствует отражение переживаний в мимике, жестах, позе. Характерна высокая самооценка и низкий уровень притязаний. Большинство относится неадекватно к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его. Изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм». Происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Активное речевое общение становится обходным путём в развитии. Типично системное недоразвитие речи. Слабое использование неязыковых средств общения. Свойственна избирательность. Формируются обеднённые, деформированные и неустойчивые зрительные образы. Схематизм зрительного образа. Трудность выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота. Страдает восприятие пространства. Слух и осязание являются основными средствами восприятия. Важным компонентом является мышечно-двигательная чувствительность. |
Особенности обучения | Формирование мыслительных операций осуществляется в более поздние сроки и с большими трудностями. Большой диапазон индивидуальных различий в объёме памяти. Недостаточное осмысление запоминаемого материала. Для запоминания необходимы многочисленные повторения, логическая обработка материала, уточнение образов. Наблюдается реминисценция. Замедленное формирование различных форм деятельности. Нуждаются в специальном направленном обучении. Замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность. Высокая чувствительность к оценке своих действий. |
Нарушение слуха | |
Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского |
Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции |
Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго | Дефицитарное развитие |
Специфические особенности развития | Замедленное развитие. Дети не осваивают гуление, слоги, слова или осваивают их с большим опозданием. В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых детей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Упрощение психической деятельности. Ребёнку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Нарушение речи. Если ребёнок совершенно глухой, то без специальной коррекции он не сможет овладеть речью и останется глухонемым. Обострение зрительного и тактильного восприятия. Сниженная двигательная активность и координация. Сложности концентрации внимания и соотнесения слова и предмета. Более позднее овладение понятийным мышлением.
|
Особенности обучения | Сниженный объём внимания. Дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов. Низкий темп переключения. Ребёнку с нарушением слуха требуется определённое время для окончания одного учебного действия и перехода к другому. Трудности в распределении внимания. Школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребёнок с нарушениями слуха при этом испытывает серьёзные затруднения. Особенности памяти: образная память развита лучше, чем словесная. Ребёнку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала. Особенности мыслительной деятельности: формирование всех стадий мышления в более поздние сроки, увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, стереотипия мышления при решении задач различного вида. |
Нарушение ОДА
| |
Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского |
Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции |
Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго | Дефицитарное развитие |
Специфические особенности развития | У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. Замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у воспитанников. Двигательные расстройства могут иметь различную степень выраженности: при тяжёлой степени ребёнок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельности, не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети ходят неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических приспособлений. При лёгкой степени дети ходят самостоятельно, но их движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей проявляются в виде повышенной возбудимости, раздражительности, у других — в виде заторможенности, вялости. Может иметь место личностная незрелость, проявляющаяся в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и житейских вопросах, неадекватности самооценки. Трудности в овладении программным материалом выражены недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы. |
Особенности обучения | Коррекционная направленность всего процесса обучения. Возможная психолого-педагогическая социализация. Посильная трудовая реабилитация. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка. Комплексный характер коррекционно - педагогической работы. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка. Использование адаптированных образовательных программ. Они составлены с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальной адаптации. Важно предусмотреть различные варианты проведения занятий (индивидуальный план): в образовательной организации и на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Введение адаптационного учебного цикла. Он направлен на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, на обеспечение социальной и профессиональной адаптации, на формирование общих компетенций, связанных с работой с информацией. Использование специальных методов, приёмов и средств обучения. В том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий. Наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования. Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью. Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды. Максимальное расширение образовательного пространства — выход за пределы образовательной организации. |
Умственная отсталость
| |
Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского |
Отклонения, вызванные отставанием в развитии |
Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго | Недостаточное развитие |
Специфические особенности развития | Быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшая выносливость. Замедленный темп и объём восприятия. Формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Отсутствует характерное для здорового ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир, сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Недостаточная познавательная активность, выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Замедленный характер развития, непоследовательность, стереотипность, некритичность мышления. Характерна задержка становления речи, понимания обращённой речи Ограниченность словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью. Недостаточная дифференцированность эмоций, их неадекватность по силе и содержанию, зависимость от эмоций оценочных суждений и мышления. |
Особенности обучения | Адаптация программ учебных дисциплин, дидактических материалов, учебных пособий. Объём и глубина изучаемого материала должны быть снижены, его структура упрощена. Использование специфических методов и приёмов, облегчающих усвоение учебного материала. Формирование интереса к учебному материалу. С этой целью используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, действиям по речевой инструкции. Смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности. Проведение физических разминок. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Умственно отсталые дети лучше усваивают материал, который имеет для них личностную значимость. |
Задержка психического развития
| |
Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского | Отклонения, вызванные отставанием в развитии
|
Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго | Недостаточное развитие |
Специфические особенности развития | Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Сниженная работоспособность вследствие повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости. Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации. Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются легкие нарушения речевых функций. Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. |
Особенности обучения | Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным. Для них достаточно трудно обучаться по программе общеобразовательной школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность. Дети с задержкой психического развития недостаточно вдумываются в смысл предложенного задания и затрудняются в вычленении словесного образца, так как он не всегда обозначен специальным словом образец и располагается в различных упражнениях по-разному: в самом начале упражнения, в середине его либо в конце. Они не соотносят имеющийся образец с инструкцией, не анализируют его; образец не определяет в нужной мере последующей деятельности детей. При обучении детей с ЗПР следует применять особые коррекционно-педагогические воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. |
Расстройства аутистического спектра
| |
Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского | Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития
|
Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго | Асинхронное развитие |
Специфические особенности развития | Сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Ребёнок может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у него брезгливость, опасность-нарушение пищевого поведения. В силу большого количества страхов ребёнок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира. Трудности в концентрации внимания. Дети с трудом сосредотачивают внимание на чём-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость. Дети хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх), а в остальном плохая память. Трудности в произвольном обучении, неспособность осмыслять причинно-следственные связи в происходящем, конкретность мышления. Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Каждый случай заболевания очень индивидуален. РАС может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностям. |
Особенности обучения | В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РАС может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от коллектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей. Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, отмечаются пассивность и невнимательность на уроках. В школьном возрасте для этих детей характерно усиление стремления к «творчеству». Они пишут стихи, рассказы, сочиняют истории, героями которых они являются. Появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Часто это бывают случайные, малознакомые люди. Но по-прежнему отсутствует потребность в активной совместной жизни со взрослыми, в продуктивном общении с ними. Учеба в школе не складывается в ведущую учебную деятельность. Дети с аутизмом лучше усваивают материал, когда соблюдается четкий порядок. Значительно повысит интерес ребенка использование интерактивных занятий, ролевые игры. Необходимо стимулировать правильное поведение и мотивацию к учебе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

Использование современных образовательных технологий и методик в коррекционно - образовательном процессе учителя – логопеда.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии...
Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ
Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ (реферат)...
Организация коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ
реферат на тему: " Организация коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ"...

Организация коррекционно-образовательной работы в старшей группе
МБДОУ «ЦРР - Д/с «Золушка» Учитель-логопед: Рогалёва Н. А. Организация коррекционно-образовательной работы в старшей группе.Эффективность коррекционно-воспитательной работы...

Отчет учителя-логопеда ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Струковой Л.А. «Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-образовательном процессе"
Отчет учителя-логопеда о применении в работе инновационных образовательных технологий...
