Ударение. Слогоритмические схемы слов. 2 класс.
план-конспект урока
Конспект открытого логопедического занятия длявторого класса с авторскими разработками, которые помогут глубже понять специфику преподавания темы об ударении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ: «УДАРЕНИЕ.СЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СХЕМЫ СЛОВ»
2 КЛАСС
Проводит: Вехарева Надежда Федоровна
учитель-логопед ГБУ ЦППМСП
школьного логопункта школы №552
Специалист высшей категории
Место проведения: ГБУ СОШ №552
Дата и время проведения: 06 мая 2024 г. в 10.00
Технологическая карта логопедическая урока.
Тема логопедическая: «Ударение. Слогоритмические схемы слов».
Тема лексическая: «Птицы».
Тема грамматическая: «Согласование числительных с существительными»
Класс: 1 класс
Тип: закрепление
Цель: совершенствование навыка определения места ударения в слове
Задачи:
- Образовательные:
- совершенствовать навык правильной постановки ударения в словах;
- совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
- совершенствовать умение определять ударный слог в словах;
- учить составлять слогоритмические схемы слов;
- развивать навык согласования числительных с существительными;
- актуализировать знания о роли гласных звуков и букв;
- актуализировать знания о предложении и тексте;
- обогащать словарный запас по лексической теме «Птицы»;
- Развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать силу голоса;
- развивать темпо-ритмическую организацию речи;
- совершенствовать артикуляционную моторику;
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- развивать слухоречевую память;
- развивать внимание;
- развивать отсроченную память;
- развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- Воспитательные:
- формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
- воспитывать трудолюбие;
- прививать навыки индивидуальной работы;
- воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к животному миру;
- воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;
Оборудование урока: тетради, учебные принадлежности, конверты, демонстрационные карточки, разрезные карточки, презентация к уроку.
Этапы | Деятельность | Оборудование урока | Время | |
Учителя | Учащихся | |||
1. Организационный момент | Приветствие учителя и учеников. | Учащиеся приветствуют гостей | 1мин | |
2. Актуализация знаний • пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме • учащиеся определяют направления в изучаемой теме. | -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, кто это такие? Как назвать их одним словом? -Правильно. Давайте сначала их всех назовём. -Сейчас по очереди Вам необходимо называть птиц, меняя их количество в соответствии с числами на картинках, при этом, обращая внимание на направление стрелочек, сопровождать свою речь движениями. Прошу внимательно слушать друг друга и запоминать. Игра «Испорченное предложение» -Ребята, сейчас я прочитаю предложение с ошибкой, ваша задача исправить ошибки и правильно повторить. -«На птичьем двор жить разные птица» -Правильно. Запомните это предложение, позже оно нам пригодится. Ребята, а что такое «птичий двор»? -Молодцы. А теперь мы вернёмся к нашим картинкам. Ребята, назовите только зимующих птиц? Почему их так называют? -Назовите только перелётных? Почему их так называют? -А какая птица может быть и перелётной (дикой), и домашней? -Верно, молодцы. | - Это птицы. -Голубь, синица, ворона, лебедь, утка, сорока, жаворонок, воробей, сова Учащиеся выполняют упражнение. Ребята исправляют ошибку в предложении и повторяют его верно. -На птичьем дворе живут разные птицы. - Это место, где живут домашние птицы. -Голубь, синица, ворона, сорока, воробей, сова. Это птицы, которые никуда не улетают зимой. -Жаворонок, лебедь, утка. Это птицы, которые улетают в тёплые края. -Утка | Слайд №2 На экране картинки птиц с числами, под картинками стрелочки. Например: 1 голубь-5 голубей, 3 синицы-6 синиц, 2 вороны-7 ворон, 2 воробья-6 воробьёв, 3 совы-9 сов, 1 жаворонок-2 жаворонка, 4 утки-5 уток, 2 лебедя-8 лебедей. Слайд №3 Картинка «Птичий двор» |
7 мин. |
3.Этап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ). • организация активной работы. Постановка учебной задачи. Работа с голосом. Актуализация знаний о роли гласных звуков и букв | Работа с голосом. -Ребята, посмотрите на доску. Что на ней написано? -Расскажите пожалуйста о трёх важных ролях, которые играют гласные звуки и буквы в русском языке. -Правильно. Сегодня на занятии мы уделим особое внимание теме ударения и слогообразующей роли гласных. Итак, мой следующий вопрос, когда мы ставим ударение в слове, что у нас прежде всего работает? -Верно. Так как только на гласную может падать ударение, то как такая гласная звучит? -Сейчас мы выполним упражнение на развитие силы вашего голоса и добавим движения. Буква, которая написана заглавным шрифтом- это ударная гласная, мы её «позвали-поймали» - хлопнули в ладоши, строчные гласные- безударные, их мы произносим тихо, «отпускаем», хлопая по столу. Если мы «выключим» голос и оставим только звуки от наших движений, то мы услышим неречевой ритм. А вы уже знаете, что ритм есть во всём, и в словах он тоже есть. -Что задаёт ритм словам? -Да, ударная гласная образует ударный слог (громкий хлопок), и он звучит громче и дольше безударных слогов, а безударная гласная образует безударный слог (тихий стук по столу), и он звучит тише и короче. Таким образом, получается слогоритм. Записывается он соответствующей схемой. Слайд №4. | - На доске строчные и заглавные гласные буквы. -Гласные образуют слоги, гласные влияют на звуковой состав слова, только гласные могут быть ударными или безударными. -Ударение- это работа голоса. -Она звучит громче и дольше других гласных звуков в слове. Учащиеся выполняют упражнение по очереди. -Слоги и ударение. Дети вспоминают, озвучивают слово с выделением ударного слога и повторяют движения. | Слайд №4 Например: Кукушка | 5 мин. |
4. Словарная работа… • удовлетворение познавательных «запросов»; Работа со слогоритмом. | -Ребята, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. - Теперь мы вернёмся к нашим птичкам. Я буду воспроизводить слогоритм, а ваша задача подобрать под него подходящее название птицы и запомнить его. Развитие отсроченной памяти. -Ребята, вспомните все названные слова и запишите их по памяти в тетрадь. Далее проверка. Слайд №5 -На дереве слогоритмические схемы слов, которые мы только что обсуждали и картинки птичек. -Произнесите слово, выделяя ударный слог голосом, воспроизведите ритм и скажите, к какой схеме оно подойдёт для удобства схемы пронумерованы. | Дети записывают число. Дети называют слова и запоминают их. Дети записывают слова по памяти в тетрадь. Дети проговаривают слова, голосом выделяя ударный слог, воспроизводят ритм. Затем выбирают верную схему. | Тетради, ручки, карандаши Слайд №5 Дерево. Жаворонок Голубь Синица Воробей Сова | 10 мин. |
5. Физкультминутка | Логоритмика:
| Стоя, дети выполняют логоритмические упражнения | «Щеголяет кукушонок в рубашонке с капюшоном» | 3 мин. |
6. Формирование отношения к тексту. | Развитие долговременной памяти -Ребята, мы уже повторили, что слова состоят из слогов, а что состоит из слов? -Правильно. Ребята, вспомните пожалуйста предложение, которое было в самом начале нашего занятия. Отступите одну строчку от ранее записанных слов и запишите предложение в тетрадь. | -Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Дети отступают строчку, вспоминают предложение и записывают его в тетрадь. | «На птичьем дворе живут разные птицы.» | 3 мин. |
7. Этап «РЕФЛЕКСИИ» Закрепление знаний об ударении и слогоритмах. Работа в тетради и с карточками с предложениями | Игра «Конверты». -Ребята, а вы знаете, что голуби ранее использовались для передачи посланий и назывались почтовыми голубями. Один из таких почтовых голубей прилетел ко мне сегодня с утра и передал письма специально для вас. Но для того, чтобы их открыть, сначала нужно каждому из вас начертить на конверте слогоритмическую схему своего имени, тогда конверт можно будет открыть. -Отхлопайте ритм своих слов-имён. Внутри разрезные карточки с предложениями, где слова стоят в неверном порядке и не согласованы в числе. Слайд №6 -Ребята, поставьте слова в правильном порядке и «подружите» их между собой, чтобы у вас получилось предложение. Первое слово переставлять не нужно- оно стоит на своём месте. -Ребята, очень хорошо. Мы уже вспоминали, что слова состоят из слогов, а что состоит из предложений? -Правильно. Как и слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу, так и предложения в тексте должны идти в правильном, логичном порядке. Первое предложение из текста у вас уже записано в тетради, прочитайте. -Какое предложение логично будет записать следующим? -Отлично. Перепишите предложения в тетрадь в соответствии с нашими рассуждениями. Числа записывайте словами. -Давайте прочитаем получившийся текст целиком. -О ком этот текст? -Как его можно озоглавить? -Напишите своё название. -Ребята, в первом предложении по очереди воспроизведите слогоритм 2,3,4,5 слова. | Дети выполняют задание
Ребята открывают конверты. Дети прохлопывают ритм. Дети исправляют предложения, зачитывают сначала неверный вариант, затем правильный. -Текст состоит из предложений.
Дети читают: «На птичьем дворе живут разные птицы.» Дети последовательно зачитывают предложения. - Во дворе щиплют травку три гуся. - В курятнике живут четыре курицы и два петуха. - У водопоя один индюк и пять уток. Дети выполняют упражнение. Ученики читают текст. - О домашних птицах. Ребята предлагают свои варианты. Дети записывают. Дети выполняют упражнение. Каждый ученик воспроизводит слогоритм одного слова в соответствии с полученными знаниями и умениями. | Тетради, карандаши Слайд №6 Разрезные карточки с предложениями: Во, щиплют, 3 гусь, дворе, травку. В, живут, курятнике, 4 куриц, 2 петух, и. У, 5 утка, водопоя, и, 1 индюков. Текст — это высказывание, которое состоит из двух и более предложений. Для того чтобы верно определить, перед нами текст или набор предложений, необходимо помнить про ключевые признаки текста: Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Предложения объединены общей темой. Слайд №6 На слайде остаютсяпредложения в допустимом для текста порядке. «На птичьем дворе живут разные птицы.» | 10мин. |
8. Итог урока Соотнесение старых и новых представлений; | Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня? Вам понравилось занятие? Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | - Мы говорили об ударении, о гласных звуках и буквах, о роли, которую они играют в слогообразовании. Говорили о слогоритмах. -Говорили про разных птиц: зимующих, перелётных, домашних. -Вспомнили, что такое предложение и текст. | 2 мин. | |
9. Домашнее задание | -Рассмотрите внимательно картинку «Птичий двор». Внимательно изучите её. Найдите и посчитайте всех птиц. - Узнайте больше о почтовых голубях и подготовьте небольшой рассказ о них. | Ребятам вручается картинка «Птичий двор» | Картинка «Птичий двор» | 1 мин |
10. Самооценка работы | - Оцените свою работу на уроке. | Дети выбирают подходящий смайл. | Карточки со смайликами. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема характеристики класса
Как можно составить характеристику класса...

Открытый урок по теме Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем (9 класс)
Урок "Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем". 9 классЦели учебные:углубление, обобщение и систематизация знаний, учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема...
Методическая разработка урока "Ажурное вязание по схемам", 7 класс
Актуальность: на занятии девочки приобретают начальные сведения и навыки работы со схемами вязания, у них формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству и посредством изготовления цвет...

Презентация "Прямая речь. Предложения и схемы. 5 класс (По Ладыженской)"
Презентацию можно вывести на интерактивную доску. Анимация в презентации появляется по щелчку. Сначала учитель показывает предложение, затем обучающиеся составляют его схему в тетради. После этого на ...
Конспект занятия "Дифференциация ударения в двусложных словах"
Логопедическое занятия для подгруппы обучающихся 2 класса с речевым заключением ОНР - III уровень. Занятие коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития....





