Ударение. Слогоритмические схемы слов. 2 класс.
план-конспект урока

Вехарева Надежда Федоровна

Конспект открытого логопедического занятия длявторого класса с авторскими разработками, которые помогут глубже понять специфику преподавания темы об ударении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ: «УДАРЕНИЕ.СЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СХЕМЫ СЛОВ»

2 КЛАСС

Проводит: Вехарева Надежда Федоровна

учитель-логопед ГБУ  ЦППМСП

школьного логопункта школы №552

Специалист высшей категории

Место проведения: ГБУ СОШ №552

Дата и время проведения: 06 мая 2024 г. в 10.00

Технологическая карта логопедическая урока.

Тема логопедическая: «Ударение. Слогоритмические схемы слов».

 Тема лексическая: «Птицы».

Тема грамматическая: «Согласование числительных с существительными»

Класс: 1 класс

Тип: закрепление

Цель: совершенствование навыка определения места ударения в слове

Задачи:

  • Образовательные:
  • совершенствовать навык правильной постановки ударения в словах;
  • совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
  • совершенствовать умение определять ударный слог в словах;
  • учить составлять слогоритмические схемы слов;
  • развивать навык согласования числительных с существительными;
  • актуализировать знания о роли гласных звуков и букв;
  • актуализировать знания о предложении и тексте;
  • обогащать словарный запас по лексической теме «Птицы»;
  • Развивающие:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать силу голоса;
  • развивать темпо-ритмическую организацию речи;
  • совершенствовать артикуляционную моторику;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • развивать фонематический анализ и синтез;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • развивать слухоречевую память;
  • развивать внимание;
  • развивать отсроченную память;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • Воспитательные:
  • формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
  • воспитывать трудолюбие;
  • прививать навыки индивидуальной работы;
  • воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к животному миру;
  • воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;

Оборудование урока: тетради, учебные принадлежности, конверты, демонстрационные карточки, разрезные карточки, презентация к уроку.

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя и учеников.

Учащиеся приветствуют гостей

1мин

2. Актуализация знаний

• пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

• учащиеся определяют направления в изучаемой теме.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, кто это такие? Как назвать их одним словом?

-Правильно. Давайте сначала их всех назовём.

-Сейчас по очереди Вам необходимо называть птиц, меняя их количество в соответствии с числами на картинках, при этом, обращая внимание на направление стрелочек, сопровождать свою речь движениями. Прошу внимательно слушать друг друга и запоминать.  

Игра «Испорченное предложение»

-Ребята, сейчас я прочитаю предложение с ошибкой, ваша задача исправить ошибки и правильно повторить.

-«На птичьем двор жить разные птица»

-Правильно. Запомните это предложение, позже оно нам пригодится. Ребята, а что такое «птичий двор»?

-Молодцы. А теперь мы вернёмся к нашим картинкам. Ребята, назовите только зимующих птиц? Почему их так называют?

-Назовите только перелётных? Почему их так называют?

-А какая птица может быть и перелётной (дикой), и домашней?

-Верно, молодцы.

- Это птицы.

-Голубь, синица, ворона, лебедь, утка, сорока, жаворонок, воробей, сова

Учащиеся выполняют упражнение.

Ребята исправляют ошибку в предложении и повторяют его верно.

-На птичьем дворе живут разные птицы.

- Это место, где живут домашние птицы.

-Голубь, синица, ворона, сорока, воробей, сова. Это птицы, которые никуда не улетают зимой.

-Жаворонок, лебедь, утка. Это птицы, которые улетают в тёплые края.

-Утка

Слайд №2

На экране картинки птиц с числами, под картинками стрелочки.

Например: 1 голубь-5 голубей, 3 синицы-6 синиц, 2 вороны-7 ворон, 2 воробья-6 воробьёв, 3 совы-9 сов, 1 жаворонок-2 жаворонка, 4 утки-5 уток, 2 лебедя-8 лебедей.

Слайд №3 Картинка «Птичий двор»

 

7 мин.

3.Этап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

• организация активной работы. Постановка учебной задачи.

Работа с голосом. Актуализация знаний о роли гласных звуков и букв

Работа с голосом.

-Ребята, посмотрите на доску. Что на ней написано?

-Расскажите пожалуйста о трёх важных ролях, которые играют гласные звуки и буквы в русском языке.

-Правильно. Сегодня на занятии мы уделим особое внимание теме ударения и слогообразующей роли гласных. Итак, мой следующий вопрос, когда мы ставим ударение в слове, что у нас прежде всего работает?

-Верно. Так как только на гласную может падать ударение, то как такая гласная звучит?

-Сейчас мы выполним упражнение на развитие силы вашего голоса и добавим движения. Буква, которая написана заглавным шрифтом- это ударная гласная, мы её «позвали-поймали» - хлопнули в ладоши, строчные гласные- безударные, их мы произносим тихо, «отпускаем», хлопая по столу.  Если мы «выключим» голос и оставим только звуки от наших движений, то мы услышим неречевой ритм. А вы уже знаете, что ритм есть во всём, и в словах он тоже есть.

-Что задаёт ритм словам?

-Да, ударная гласная образует ударный слог (громкий хлопок), и он звучит громче и дольше безударных слогов, а безударная гласная образует безударный слог (тихий стук по столу), и он звучит тише и короче. Таким образом, получается слогоритм. Записывается он соответствующей схемой. Слайд №4.

- На доске строчные и заглавные гласные буквы.

-Гласные образуют слоги, гласные влияют на звуковой состав слова, только гласные могут быть ударными или безударными.

-Ударение- это работа голоса.

-Она звучит громче и дольше других гласных звуков в слове.

Учащиеся выполняют упражнение по очереди.

-Слоги и ударение.

Дети вспоминают, озвучивают слово с выделением ударного слога и повторяют движения.

Слайд №4 Например:

Кукушка  

5 мин.

4. Словарная работа…

• удовлетворение познавательных «запросов»;

Работа со слогоритмом.

-Ребята, открываем тетради и записываем сегодняшнее число.

- Теперь мы вернёмся к нашим птичкам. Я буду воспроизводить слогоритм, а ваша задача подобрать под него подходящее название птицы и запомнить его.

Развитие отсроченной памяти.

-Ребята, вспомните все названные слова и запишите их по памяти в тетрадь. Далее проверка.

 Слайд №5

-На дереве слогоритмические схемы слов, которые мы только что обсуждали и картинки птичек.

-Произнесите слово, выделяя ударный слог голосом, воспроизведите ритм и скажите, к какой схеме оно подойдёт для удобства схемы пронумерованы.

Дети записывают число.

Дети называют слова и запоминают их.

Дети записывают слова по памяти в тетрадь.

Дети проговаривают слова, голосом выделяя ударный слог, воспроизводят ритм. Затем выбирают верную схему.

Тетради, ручки, карандаши

Слайд №5 Дерево.

Жаворонок

Голубь

Синица

Воробей

Сова

10 мин.

5. Физкультминутка

Логоритмика:

  1. Скороговорка с движениями, чётким проговариванием с постепенным ускорением

Стоя, дети выполняют логоритмические упражнения  

«Щеголяет кукушонок в рубашонке с капюшоном»

3 мин.

6. Формирование отношения к тексту.

Развитие долговременной памяти

-Ребята, мы уже повторили, что слова состоят из слогов, а что состоит из слов?

-Правильно. Ребята, вспомните пожалуйста предложение, которое было в самом начале нашего занятия. Отступите одну строчку от ранее записанных слов и запишите предложение в тетрадь.

-Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.

Дети отступают строчку, вспоминают предложение и записывают его в тетрадь.

«На птичьем дворе живут разные птицы.»

3 мин.

7. Этап «РЕФЛЕКСИИ»

Закрепление знаний об ударении и слогоритмах.

Работа в тетради и с карточками с предложениями

Игра «Конверты».

-Ребята, а вы знаете, что голуби ранее использовались для передачи посланий и назывались почтовыми голубями. Один из таких почтовых голубей прилетел ко мне сегодня с утра и передал письма специально для вас. Но для того, чтобы их открыть, сначала нужно каждому из вас начертить на конверте слогоритмическую схему своего имени, тогда конверт можно будет открыть.

-Отхлопайте ритм своих слов-имён.

Внутри разрезные карточки с предложениями, где слова стоят в неверном порядке и не согласованы в числе. Слайд №6

-Ребята, поставьте слова в правильном порядке и «подружите» их между собой, чтобы у вас получилось предложение. Первое слово переставлять не нужно- оно стоит на своём месте.

-Ребята, очень хорошо. Мы уже вспоминали, что слова состоят из слогов, а что состоит из предложений?

-Правильно. Как и слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу, так и предложения в тексте должны идти в правильном, логичном порядке. Первое предложение из текста у вас уже записано в тетради, прочитайте.

-Какое предложение логично будет записать следующим?

-Отлично. Перепишите предложения в тетрадь в соответствии с нашими рассуждениями. Числа записывайте словами.

-Давайте прочитаем получившийся текст целиком.

-О ком этот текст?

-Как его можно озоглавить?

-Напишите своё название.

-Ребята, в первом предложении по очереди воспроизведите слогоритм 2,3,4,5 слова.  

Дети выполняют задание

 

Ребята открывают конверты.

Дети прохлопывают ритм.

Дети исправляют предложения, зачитывают сначала неверный вариант, затем правильный.

-Текст состоит из предложений.

 

Дети читают: «На птичьем дворе живут разные птицы.»

Дети последовательно зачитывают предложения.

- Во дворе щиплют травку три гуся.

- В курятнике живут четыре курицы и два петуха.

- У водопоя один индюк и пять уток.  

Дети выполняют упражнение.

Ученики читают текст.

- О домашних птицах.

Ребята предлагают свои варианты.

Дети записывают.

Дети выполняют упражнение.

Каждый ученик воспроизводит слогоритм одного слова в соответствии с полученными знаниями и умениями.

Тетради, карандаши

Слайд №6

Разрезные карточки с предложениями:

Во, щиплют, 3 гусь, дворе, травку.

В, живут, курятнике, 4 куриц,  2 петух, и.

У, 5 утка, водопоя, и, 1 индюков.  

Текст — это высказывание, которое состоит из двух и более предложений. Для того чтобы верно определить, перед нами текст или набор предложений, необходимо помнить про ключевые признаки текста: Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Предложения объединены общей темой.

Слайд №6 На слайде остаютсяпредложения в допустимом для текста порядке.

«На птичьем дворе живут разные птицы.»

10мин.

8. Итог урока

Соотнесение старых и новых представлений;

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали сегодня?

Вам понравилось занятие?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

- Мы говорили об ударении, о гласных звуках и буквах, о роли, которую они играют в слогообразовании. Говорили о слогоритмах.

-Говорили про разных птиц: зимующих, перелётных, домашних.

-Вспомнили, что такое предложение и текст.

2 мин.

9. Домашнее задание

-Рассмотрите внимательно картинку «Птичий двор». Внимательно изучите её. Найдите и посчитайте всех птиц.

- Узнайте больше о почтовых голубях и подготовьте небольшой рассказ о них.

Ребятам вручается картинка «Птичий двор»

Картинка «Птичий двор»

1 мин

10. Самооценка работы

- Оцените свою работу на уроке.

Дети выбирают подходящий смайл.

Карточки со смайликами.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема характеристики класса

Как можно составить характеристику класса...

Схема характеристики класса

Примерная схема характеристики классного коллектива...

Открытый урок по теме Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем (9 класс)

Урок "Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем". 9 классЦели учебные:углубление, обобщение и систематизация знаний, учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема...

Методическая разработка урока "Ажурное вязание по схемам", 7 класс

Актуальность:  на занятии девочки приобретают начальные сведения и навыки работы со схемами вязания, у них формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству и посредством изготовления цвет...

Презентация "Прямая речь. Предложения и схемы. 5 класс (По Ладыженской)"

Презентацию можно вывести на интерактивную доску. Анимация в презентации появляется по щелчку. Сначала учитель показывает предложение, затем обучающиеся составляют его схему в тетради. После этого на ...

Опорные схемы 6 класс

урок географии...

Конспект занятия "Дифференциация ударения в двусложных словах"

Логопедическое занятия для подгруппы обучающихся 2 класса с речевым заключением ОНР - III уровень. Занятие коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития....