Открытый урок по теме Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем (9 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Кубасова Елена Вильевна

Урок "Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем". 9 класс


Цели

учебные:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний, учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема;
  • тренировка в составлении блок-схем алгоритмов;
  • стимулирование интереса учащихся к изучаемой на уроке теме и предмету "Информатика" в целом;

развивающие:

  • развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие познавательного интереса;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
  • развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести диалог с одноклассниками.

Оборудование урока:

  • Компьютеры, объединённые в локальную сеть;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска.

Использованные программы

  • MyTestX
  • MS PowerPoint
  • ActivInspire
  • MS WindowsMedia

Технологическая карта урока

Этап урока

Время (мин.)

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент

1

_

Приветствует учащихся. Настраивает обучающихся на учебную деятельность. Объявляет тему и цели урока.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Словесные, наглядные.

воспроизведение на доске цели и плана урока;

 

флипчарт

 

 

2

Объяснение нового материала

9

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся.

Конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы учителя.

Словесные наглядные.

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала.

 

флипчарт

 

Фронтальный и индивидуальный опрос

3

Актуализация умений и навыков

4

 

Предоставляет карточки-задания. Формулирует цель задания. Контролирует выполнение задания.

Выполняют предложенное задание на карточках

Словесные, наглядные,

практические

Флипчарт, раздаточный материал

Групповая форма работы

4

Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам

5

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

Словесные, наглядные,

практические

флипчарт

 

Фронтальный и индивидуальный опрос

5

Физкультминутка

1

-

Проводит физкультминутку

Выполняют движения за учителем

Наглядные, двигательные

Музыкальный фрагмент

-

6

Отработка работы по блок-схемам

8

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

Словесные, наглядные,

практические

флипчарт

 

Фронтальный и индивидуальный опрос

7

Компьютерное тестирование

15

MyTestX

Определяет задание.  Контролирует выполнение задания. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, оценивает работу учащихся.

Выполняют тестирование на ПК.

Практические

MyTestX

Тестирование на ПК

8

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1

_

Возвращает учеников к цели урока и опрашивает детей о её выполнении. Подводит итог обсуждению, формулирует выводы.

Дети отвечают на вопросы

Словесные

флипчарт

Фронтальный и индивидуальный опрос

9

Домашнее задание

1

_

Диктует домашнее задание

Записывают в дневник: составить блок-схему для сказки «Репка»

Словесные, наглядные

 

 

Файл с презентацией находится здесь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок "Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем". 9 класс

Цели

учебные: 

  • углубление, обобщение и систематизация знаний, учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема;
  • тренировка в составлении блок-схем алгоритмов;
  • стимулирование интереса учащихся к изучаемой на уроке теме и предмету "Информатика" в целом;

развивающие: 

  • развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие познавательного интереса;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

воспитательные: 

  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
  • развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести диалог с одноклассниками.

Оборудование урока: 

  • Компьютеры, объединённые в локальную сеть;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска.

Использованные программы

  • MyTestX
  • MS PowerPoint
  • ActivInspire
  • MS WindowsMedia

Технологическая карта урока

Этап урока

Время (мин.)

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент

1

_

Приветствует учащихся. Настраивает обучающихся на учебную деятельность. Объявляет тему и цели урока.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Словесные, наглядные.

воспроизведение на доске цели и плана урока;

флипчарт

2

Объяснение нового материала

9

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся.

Конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы учителя.

Словесные наглядные.

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала.

 

флипчарт

Фронтальный и индивидуальный опрос

3

Актуализация умений и навыков

4

Предоставляет карточки-задания. Формулирует цель задания. Контролирует выполнение задания.

Выполняют предложенное задание на карточках

Словесные, наглядные,

практические

Флипчарт, раздаточный материал

Групповая форма работы

4

Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам

5

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

Словесные, наглядные,

практические

флипчарт

Фронтальный и индивидуальный опрос

5

Физкультминутка

1

-

Проводит физкультминутку

Выполняют движения за учителем

Наглядные, двигательные

Музыкальный фрагмент

-

6

Отработка работы по блок-схемам

8

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

Словесные, наглядные,

практические

флипчарт

Фронтальный и индивидуальный опрос

7

Компьютерное тестирование

15

MyTestX

Определяет задание.  Контролирует выполнение задания. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, оценивает работу учащихся.

Выполняют тестирование на ПК.

Практические

MyTestX

Тестирование на ПК

8

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1

_

Возвращает учеников к цели урока и опрашивает детей о её выполнении. Подводит итог обсуждению, формулирует выводы.

Дети отвечают на вопросы

Словесные

флипчарт

Фронтальный и индивидуальный опрос

9

Домашнее задание

1

_

Диктует домашнее задание

Записывают в дневник: составить блок-схему для сказки «Репка»

Словесные, наглядные


Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели урока.

2. Объяснение нового материала.

3. Актуализация умений и навыков.

Групповая форма работы.

Задания для первой группы:

Задания для второй группы:

После проверки выполнения заданий обобщаются знания по видам алгоритма и фигурам, применяемых в блок-схемах.  

4. Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам:

Задание 1. Составьте алгоритм вычисления выражения у =4х+a

На естественном языке:                

На языке блок-схем:

1. Ввести х

2. Ввести a

3.у=4х+a

4. Вывести у

Физкультминутка.

Задание 2: "Пословицы и поговорки в блок-схемах"

На слайдах показаны блок-схемы пословиц и поговорок. Задача ребят - назвать их.

5. Контроль знаний по теме "Алгоритм и его свойства"

Ребята выполняют тест "Алгоритм и его свойства», записанный в электронном виде с помощью программы "Редактор тестов".

Тестовые задания по теме "Алгоритм и его свойства"

6. Итог урока.

7. Домашнее задание. Для сказки "Репка" составить блок-схему.


Приложение 1.

Индивидуальные задания

 

1.

  • Вариант 1. Составить алгоритм по следующему условию: нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе
  • Вариант 2. Составить алгоритм по следующему условию: по результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовила хорошие подарки (48 шт.). Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары - женщинам.

3.

2. 

4.



Предварительный просмотр:

Задание для второй группы

Найдите соответствие (соедините стрелками):

Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна серия действий, либо другая - …

Циклический

Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно - …

Разветвляющийся

Алгоритм, в котором серия действий многократно повторяется - …

Линейный



Предварительный просмотр:

Задание для первой группы

Найдите соответствие (соедините стрелками):

Циклический

Разветвляющийся

Линейный



Предварительный просмотр:

Индивидуальные задания

1.

Вариант 1. Составить алгоритм по следующему условию: нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе.

Вариант 2. Составить алгоритм по следующему условию: по результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовила хорошие подарки (48 шт.). Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары – женщинам.

2.

3.

4.



Предварительный просмотр:

Алгоритм и его свойства

Задание #1

Вопрос:

Алгоритм - это ...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) правила выполнения определенных действий

2) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд

3) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей

4) набор команд для компьютера

5) протокол вычислительной сети

Задание #2

Вопрос:

Укажите наиболее полный перечень способов записи алгоритмов:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) словесный, графический, псевдокод, программный

2) словесный

3) графический, программный

4) словесный, программный

5) псевдокод

Задание #3

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как результативность заключается в том, что:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)

2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма

Задание #4

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как массовость заключается в том, что:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)

2) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа

4) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

5) способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости

Задание #5

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как дискретность заключается в том, что:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)

2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма

Задание #6

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как понятность заключается в том, что:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)

2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма

Задание #7

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как детерминируемость заключается в том, что:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости

2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма

Задание #8

Вопрос:

Алгоритм называется линейным:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

3) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

4) если он представим в табличной форме

5) если он включает в себя вспомогательный алгоритм

Задание #9

Вопрос:

Алгоритм называется циклическим:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных

3) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

4) если он представим в табличной

5) если он включает в себя вспомогательный алгоритм

Задание #10

Вопрос:

Алгоритм включает в себя ветвление, если:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных

3) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

4) если он представим в табличной форме

5) если он включает в себя вспомогательный алгоритм

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 3;

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (1 б.) Верные ответы: 4;

4) (1 б.) Верные ответы: 3;

5) (1 б.) Верные ответы: 1;

6) (1 б.) Верные ответы: 2;

7) (1 б.) Верные ответы: 1;

8) (1 б.) Верные ответы: 3;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 2;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Открытый урок по теме "Алгоритмы с ветвлениями" 4 класс

Урок расчитан на 40 минут.Включает: актуализацию знаний, изучение нового материала, самостоятельную работу....

Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»

Урок  английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...

Открытый урок по теме "Почему я учу английский язык" 8 класс

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

Урок по теме "Алгоритм и его свойства"

Урок информатики для 9 класса построен с использованием деятельностного метода обучения....

Презентация открытого урока по теме "Правила" к учебнику "Английский язык"5 класс под ред.И.В.Лариновой

Это обобщающий урок,который дает возможность детям повторить  модуль,объединяющий весь грамматический материал ( модальные глаголы),лексику (правила в школе,дорожные и спортивные правила),тексты ...

Открытый урок по теме "Алгоритм Евклида" 5 класс

Этот урок продолжает тему НОД и НОК в 5 классе. Обучающиеся знакомятся в алгоритмом Евклида как с еще одним способом нахождения НОД двух чисел....