Открытый урок по теме "Логарифмы и их свойства"
методическая разработка по математике
Методическая разработка открытого урока предназначена для закрепления материала по теме Логарифмы. В данной методичке представлены задания для устной и письменной работы, задания по теории и практике, приемры для разного уровня освоения знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 550.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО-Югры
«Междуреченский агропромышленный колледж».
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине «Математика»
Логарифмы и их свойства.
Разработал:
преподаватель Шмелёва А. В.
2024
Методическое обоснование
Дисциплина: Математика
Тема: Логарифмы и их свойства
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: практическое занятие
Цели:
дидактические: | - повторить определение логарифма; - закрепить основные свойства логарифмов; - способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий; - расширить знания, сферу, область применения знаний, умений и навыков; - научить самостоятельности анализа, выбору решений; - научить четко выражать свою мысль. |
развивающие: | - развивать логическое мышление и математическое моделирование; - развивать умение находить нужную литературу, обрабатывать информацию; - развивать эмоциональную сферу личности; - развивать умение наблюдать и умение делать выводы; - развивать навыки публичного выступления; -развивать общий кругозор. |
воспитательные: | - привить интерес к дисциплине; - обучать навыкам планирования деятельности; - формировать умения и навыки самообразования; - создать атмосферу эмоционального подъема; - воспитывать чувство ответственности и сопереживания. |
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны:
иметь представление: о логарифме
знать: определение логарифма, основные свойства логарифма
уметь: находить значение логарифма по определению, применять основные свойства логарифма, решать задачи практического содержания.
В результате проведения занятия формируются следующие ключевые компетенции выпускника:
учебно-познавательные – проявлять познавательную активность, уметь видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развивать креативные способности, логическое мышление;
информационные - осуществлять поиск и работать с большим объемом информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
коммуникативные - уметь логично, научно и доступно излагать свои мысли, математически грамотно говорить;
социальные - приобретать навыки работы в команде: умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию.
Обеспечение занятия: - опорный конспект
- карточки с дифференцированными заданиями;
- мультимедийный проектор с экраном;
- ноутбук;
- презентации.
Межпредметные связи: - история;
- информатика;
- культура речи;
Внутрипредметные связи:
- логическое мышление;
- основные математические определения;
Основные методы, применяемые на занятии:
- объяснительно-иллюстративный;
- эвристический;
- проблемный.
Ход занятия.
Этапы занятия | I | II | III | |||
1 | 3 | 4 | 5 | |||
Минуты | 2 | 6 | 15 | 12 | 8 | 2 |
Время | 2 | 8 | 25 | 37 | 43 | 45 |
План занятия.
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Повторение изученного материала
- Актуализация опорных знаний и умений
- Кроссворд
- Проверка знаний
- Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами необычный урок.
ХОЧУ: пожелать вам успехов в работе.
МОГУ: сообщить, что на уроке можно ошибаться, сомневаться и консультироваться.
УМЕЮ: надеюсь, что вы умело справитесь со всеми заданиями и трудностями.
ДЕЛАЮ: каждый выполняет задание по своим возможностям.
Пусть эти слова сегодня сопровождают нас в течение всего урока.
Итак, ребята, тема урока «Логарифмы и их свойства».
Сегодня на уроке мы повторим определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, которые значительно упрощают нахождение значений выражений, содержащих логарифмы, а в дальнейшем с их помощью мы будем решать логарифмические уравнения и неравенства.
И, для начала, сделаем небольшое упражнение для тренировки мозга. Это специальное упражнение из интеллектуального тренажера Келли для повышения интеллекта и тренировки памяти. Приложение 1.
II. Основная часть.
У вас на столе лежат различные задания и лист оценивания. Все достигнутые результаты вы будете заносить в таблицу, после чего подсчитаете баллы и оцените себя.
Некоторые задания для урока подобраны по уровню сложности и каждый уровень своего цвета:
- уровень А - легкие задания (желтый цвет),
- уровень В - средние задания (зеленый цвет),
- уровень С - более сложные задания (красный цвет).
- Повторение изученного материала.
1. Сформулируйте определение логарифма.
2. =b , a > 0 , a ≠ 1 , b > 0. Как называется это равенство?
2. Вычислите устно (где это возможно).
1) 6)
2) 7)
3) 8)
4) 9) ℓg ℓg10
5) 10)
3. Сформулируйте основные свойства логарифмов (написать их на доске).
4. Вычислите устно.
1).
;
2).
;
3).
;
4).
;
5).
;
6).
;
7).
;
8). 
А сейчас мы немного окунемся в историю возникновения логарифмов и посмотрим где они применялись тогда и сейчас. Слушайте внимательно, полученная информация пригодиться вам в дальнейшем.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Проверим знание определений и свойств логарифмов.
5. Вставьте пропущенные слова (устно):
1. Логарифмом числа b по ... а называется … степени, в которую нужно … основание а, чтобы получить число b.
2.Основание и число, стоящее под знаком логарифма, должны быть ...
3. Если основание а = ..., то такой логарифм называется десятичным и обозначается lgb.
6. Вам предлагается карточка, в которой, работая в паре, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой. Приложение 2.
1) loga 1 2) loga a 3) logc a + logc b 4) logc a – logc b 5) logabn 6) loganb 7) | 1) logс (a * b) 2) b 3)n * loga b 4) 0 5) 1 6) 7) |
Давайте проверим, что у вас получилось. И вы отметите сколько правильных пар вы нашли.
3. Кроссворд.
В заключение хочу предложить кроссворд, разгадав который вы узнаете, где применяются логарифмы. Из букв, расположенных в выделенных клетках, нужно составить слово.
Вопросы:
1. loga 1= … .
2. В определении логарифма loga b = x, число а называется … .
3. Разность логарифмов равна логарифму ... .
4. Логарифмом числа b по основанию а, называют ... степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.
5. Кто изобрел логарифмы?
6. Логарифм с основанием 10 называется … .
7. Операцию нахождения логарифма называют … .
8. Логарифм произведения чисел равен ... логарифмов от этих чисел.
Получили буквы: А, К, З, Ы, У, М. Где же применяются логарифмы? В музыке.
А для того, чтобы узнать, как же применяются логарифмы в музыке, ваше домашнее задание: подготовить небольшое сообщение «Логарифмы и музыка».
4. Проверка знаний.
Задание 5. Вам предложены задания на вычисление логарифмических выражений. Задания 3-х уровневые. Каждый выбирает тот, которым сможет овладеть. Приложение 3.
1 уровень (оранжевый цвет) | 2 уровень (зеленый цвет) |
Вычислить: | Вычислить: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
3 уровень (красный цвет) |
Вычислить: |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
III. Подведение итогов занятия.
Заполнение оценочного листа, выставление оценок.
Вы сегодня логарифмы порешали,
Определения и свойства вспоминали.
Нужно будет вам их вычислять,
На экзаменах уметь их применять.
Остается вам успехов пожелать,
Про логарифмы, конечно, не забывать!
Спасибо за урок!
Литература.
- Колмогоров А.И., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И. Алгебра и начала анализа, учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, Просвещение, Москва, 2008;
- Ткачева М.В. Алгебра и начала математического анализа 11 кл. Тематические тесты ЕГЭ, Просвещение, Москва, 2012;
- Рурукин А.Н., Бровкова Е.В., Лупенко Г.В., Пыжова Г.А. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа к УМК Колмогорова А.И., Вако, 2014;
- http://festival.1september.ru/articles/580639/ ;
- http://festival.1september.ru/articles/613116/ ;
- http://проф-обр.рф/publ/14-1-0-92.
Приложение 1
Приложение 2
Задание 2. Вам предлагается карточка, в которой, работая в паре, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой.
1) loga 1 | 1) logс (a * b) |
2) loga a | 2) b |
3) logc a + logc b | 3) n * loga b |
4) logc a – logc b | 4) 0 |
5) logabn | 5) 1 |
6) loganb | 6) |
7) | 7) |
Приложение 3
Задание 5. Вам предложены задания на вычисление логарифмических выражений. Задания 3-х уровневые. Каждый выбирает тот, которым сможет овладеть.
1 уровень (оранжевый цвет) | 2 уровень (зеленый цвет) |
Вычислить: | Вычислить: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
3 уровень (красный цвет) |
Вычислить: |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Приложение 4
Логарифмы и их свойства.
Логарифмом положительного числа b по основанию a, где а>0, а≠1 называется показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить b
Основное логарифмическое тождество:
, а>0, a≠1, b>0
Основные свойства логарифмов:
1.
.
Если основание и число равны, то логарифм всегда равен 1, так как любое число в 1 степени равно самому себе;
2.
.
Если логарифм от числа 1, то он всегда равен 0, так как любое число в степени 0 равно 1;
3.
.
Если число логарифма является произведением, то его можно разложить как сумму логарифмов;
4.
.
Если число логарифма является делением, то его можно разложить как разность логарифмов;
5.
.
Если число логарифма имеет степень, то она выносится вперед (перед логарифмом);
6.
.
Если основание логарифма имеет степень, то она выноситься вперед (перед логарифмов) в перевернутом виде.
Кроссворд.
Задание: вам необходимо разгадать кроссворд, а результате чего вы узнаете, где применяются логарифмы. Из букв, расположенных в выделенных клетках, нужно составить слово.
Вопросы:
1. loga 1= … .
2. В определении логарифма loga b = x, число а называется … .
3. Разность логарифмов равна логарифму ... .
4. Логарифмом числа b по основанию а, называют ... степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.
5. Кто изобрел логарифмы?
6. Логарифм с основанием 10 называется … .
7. Операцию нахождения логарифма называют … .
8. Логарифм произведения чисел равен ... логарифмов от этих чисел.
Где же применяются логарифмы? _____________________________________
Оценочный лист | |
Фамилия, имя Группа | |
№ задания | Баллы |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
Кроссворд | |
Всего | |
Отметка | |
Оцените ваше настроение: | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок" Тригонометрические функции и их свойства" с использованием ЭОР
Материала урока можно использовать при повторении свойств тригонометрических функций. Указаны сайт и странички ЭОР, конкретно задания...

Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс
Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....

Открытый урок Равнобедренный треугольник и его свойства
Урок проводился перед директорами школ района. Все дали отличные резолюции. Тема совещания "Переход основной школы к обучению по новым ФГОС". Содержание урока: после повторения изученного материала (п...

Презентация к открытому уроку на тему "Применение распределительного свойства умножения"
Цель урока: отработать умение применять распределительное свойство умножения при:1.Упрощении выражений;2.При решении уравнений;3.При решении задач;Задача: научиться рациональным приемам счета....

Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»
Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...

Конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.
Предлагаю конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел, учителям, которые ведут математику в 6 классе по учебнику Виленкину....

Открытый урок по теме "Признаки и свойства параллельных прямых". 7 класс. Геометрия.
Открытый урок по теме "Признаки и свойства параллельных прямых". 7 класс. Геометрия....












































































