Открытый урок по теме "Логарифмы и их свойства"
методическая разработка по математике

Шмелёва Альбина Валиевна

Методическая разработка открытого урока предназначена для закрепления материала по теме Логарифмы. В данной методичке представлены задания для устной и письменной работы, задания по теории и практике, приемры для разного уровня освоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logarifmyiihsvoystva.docx550.05 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО-Югры

«Междуреченский агропромышленный колледж».

Методическая разработка открытого урока

по дисциплине «Математика»

Логарифмы и их свойства.

Разработал:

преподаватель Шмелёва А. В.

2024

Методическое обоснование

Дисциплина: Математика

Тема: Логарифмы и их свойства

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: практическое занятие

Цели:

дидактические:

- повторить определение логарифма;

- закрепить основные свойства логарифмов;

- способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий;

- расширить знания, сферу, область применения знаний, умений и навыков;

- научить самостоятельности анализа, выбору решений;

- научить четко выражать свою мысль.

развивающие:

- развивать логическое мышление и математическое моделирование;

- развивать умение находить нужную литературу, обрабатывать информацию;

- развивать эмоциональную сферу личности;

- развивать умение наблюдать и умение делать выводы;

- развивать навыки публичного выступления;

 -развивать общий кругозор.

воспитательные:

- привить интерес к дисциплине;

 - обучать навыкам планирования деятельности;

 - формировать умения и навыки самообразования;

- создать атмосферу эмоционального подъема;

- воспитывать чувство ответственности и сопереживания.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны:

иметь представление: о логарифме

знать: определение логарифма, основные свойства логарифма

уметь: находить значение логарифма по определению, применять основные свойства логарифма, решать задачи практического содержания.

В результате проведения занятия формируются следующие ключевые компетенции выпускника:

учебно-познавательные – проявлять познавательную активность, уметь видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной  проблемы, развивать креативные способности, логическое мышление;

информационные - осуществлять поиск и работать с большим объемом  информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

коммуникативные - уметь логично, научно и доступно излагать свои мысли, математически грамотно говорить;

социальные  - приобретать  навыки работы в команде: умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию.

Обеспечение занятия:   - опорный конспект

                                          - карточки с дифференцированными заданиями;

                                          - мультимедийный проектор с экраном;

                                          - ноутбук;

                                          - презентации.

Межпредметные связи:  - история;

- информатика;

- культура речи;

Внутрипредметные связи:

                                            - логическое мышление;                                   

- основные математические определения;

Основные методы, применяемые на занятии:

                                           - объяснительно-иллюстративный;

                                           - эвристический;

                                           - проблемный.

Ход занятия.

Этапы занятия

I

II

III

1

3

4

5

Минуты

2

6

15

12

8

2

Время

2

8

25

37

43

45

План занятия.

  • Организационный момент.
  • Основная часть.
  • Повторение изученного материала
  • Актуализация опорных знаний и умений
  • Кроссворд
  • Проверка знаний
  • Подведение итогов занятия.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами необычный урок.

ХОЧУ: пожелать вам успехов в работе.

МОГУ: сообщить, что на уроке можно ошибаться, сомневаться и консультироваться.

УМЕЮ: надеюсь, что вы умело справитесь со всеми заданиями и трудностями.

ДЕЛАЮ: каждый выполняет задание по своим возможностям.

Пусть эти слова сегодня сопровождают нас в течение всего урока.

Итак, ребята, тема урока «Логарифмы и их свойства».

Сегодня на уроке мы повторим определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, которые значительно упрощают нахождение значений выражений, содержащих логарифмы, а в дальнейшем с их помощью мы будем решать логарифмические уравнения и неравенства.

И, для начала, сделаем небольшое упражнение для тренировки мозга. Это специальное упражнение из интеллектуального тренажера Келли для повышения интеллекта и тренировки памяти. Приложение 1.

II. Основная часть.

У вас на столе лежат различные задания и лист оценивания. Все достигнутые результаты вы будете заносить в таблицу, после чего подсчитаете баллы и оцените себя.

Некоторые задания для урока подобраны по уровню сложности и каждый уровень своего цвета:

  • уровень А - легкие задания (желтый цвет),
  • уровень В - средние задания (зеленый цвет),
  • уровень С - более сложные задания (красный цвет).

  1. Повторение изученного материала.

1. Сформулируйте определение логарифма.

2. =b , a > 0 , a  1 , b > 0. Как называется это равенство?

   

                               

2. Вычислите устно (где это возможно).

1)                  6)

2)                    7)

3)                   8)

4)                   9) g g10

5)                     10)

3. Сформулируйте основные свойства логарифмов (написать их на доске).

4. Вычислите устно.

1). ;

2). ;

3). ;

4). ;

5). ;

6). ;

7). ;

8).

А сейчас мы немного окунемся в историю возникновения логарифмов и посмотрим где они применялись тогда и сейчас. Слушайте внимательно, полученная информация пригодиться вам в дальнейшем.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Проверим знание определений и свойств логарифмов.

5. Вставьте пропущенные слова (устно):

1. Логарифмом числа b по ... а называется … степени, в которую нужно … основание а, чтобы получить число b.

2.Основание и число, стоящее под знаком логарифма, должны быть ...

3. Если основание а = ..., то такой логарифм называется десятичным и обозначается lgb.

6. Вам предлагается карточка, в которой, работая в паре, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой. Приложение 2.

1) loga 1

2) loga a

3) logc a + logc b

4) logc a – logc b

5) logabn

6) loganb

7)

1) logс (a * b)

2) b

3)n * loga b

4) 0

5) 1

6)

7)

Давайте проверим, что у вас получилось. И вы отметите сколько правильных пар вы нашли.

3. Кроссворд.

В заключение хочу предложить кроссворд, разгадав который вы узнаете, где применяются логарифмы. Из букв, расположенных в выделенных клетках, нужно составить слово.

Вопросы:

1. loga 1= … .

2. В определении логарифма loga b = x, число а называется … .

3. Разность логарифмов равна логарифму ... .

4. Логарифмом числа b по основанию а, называют ... степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.

5. Кто изобрел логарифмы?

6. Логарифм с основанием 10 называется … .

7. Операцию нахождения логарифма называют … .

8. Логарифм произведения чисел равен ... логарифмов от этих чисел.

Получили буквы: А, К, З, Ы, У, М. Где же применяются логарифмы? В музыке.

А для того, чтобы узнать, как же применяются логарифмы в музыке, ваше домашнее задание: подготовить небольшое сообщение «Логарифмы и музыка».

4. Проверка знаний.

Задание 5. Вам предложены задания на вычисление логарифмических выражений. Задания 3-х уровневые. Каждый выбирает тот, которым сможет овладеть. Приложение 3.

1 уровень (оранжевый цвет)

2 уровень (зеленый цвет)

Вычислить:

Вычислить:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

3 уровень (красный цвет)

Вычислить:

1.

2.

3.

4.

5.

III. Подведение итогов занятия.

Заполнение оценочного листа, выставление оценок.

Вы сегодня логарифмы порешали,
Определения и свойства вспоминали.
Нужно будет вам их вычислять,
На экзаменах уметь их применять.
Остается вам успехов пожелать,
Про логарифмы, конечно, не забывать!

Спасибо за урок!

Литература.

  • Колмогоров А.И., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И. Алгебра и начала анализа, учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, Просвещение, Москва, 2008;
  • Ткачева М.В. Алгебра и начала математического анализа 11 кл. Тематические тесты ЕГЭ, Просвещение, Москва, 2012;
  • Рурукин А.Н., Бровкова Е.В., Лупенко Г.В., Пыжова Г.А. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа к УМК Колмогорова А.И., Вако, 2014;
  • http://festival.1september.ru/articles/580639/ ;
  • http://festival.1september.ru/articles/613116/ ;
  • http://проф-обр.рф/publ/14-1-0-92.

Приложение 1

Приложение 2

Задание 2. Вам предлагается карточка, в которой, работая в паре, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой.

1) loga 1

1) logс (a * b)

2) loga a

2) b

3) logc a + logc b

3) n * loga b

4) logc a – logc b

4) 0

5) logabn

5) 1

6) loganb

6)

7)

7)

Приложение 3

Задание 5. Вам предложены задания на вычисление логарифмических выражений. Задания 3-х уровневые. Каждый выбирает тот, которым сможет овладеть.

1 уровень (оранжевый цвет)

2 уровень (зеленый цвет)

Вычислить:

Вычислить:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

3 уровень (красный цвет)

Вычислить:

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 4

Логарифмы и их свойства.

Логарифмом положительного числа b по основанию a, где а>0, а≠1 называется показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить b

Основное логарифмическое тождество:

, а>0, a≠1, b>0

Основные свойства логарифмов:

1. .

Если основание и число равны, то логарифм всегда равен 1, так как любое число в 1 степени равно самому себе;

2. .

Если логарифм от числа 1, то он всегда равен 0, так как любое число в степени 0 равно 1;

3. .

Если число логарифма является произведением, то его можно разложить как сумму логарифмов;

4. .

Если число логарифма является делением, то его можно разложить как разность логарифмов;

5. .

Если число логарифма имеет степень, то она выносится вперед (перед логарифмом);

6. .

Если основание логарифма имеет степень, то она выноситься вперед (перед логарифмов) в перевернутом виде.

Кроссворд.

Задание: вам необходимо разгадать кроссворд, а результате чего вы узнаете, где применяются логарифмы. Из букв, расположенных в выделенных клетках, нужно составить слово.

Вопросы:

1. loga 1= … .

2. В определении логарифма loga b = x, число а называется … .

3. Разность логарифмов равна логарифму ... .

4. Логарифмом числа b по основанию а, называют ... степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.

5. Кто изобрел логарифмы?

6. Логарифм с основанием 10 называется … .

7. Операцию нахождения логарифма называют … .

8. Логарифм произведения чисел равен ... логарифмов от этих чисел.

Где же применяются логарифмы?   _____________________________________

Оценочный  лист

Фамилия, имя

Группа

 задания

Баллы

1

2

3

4

5

6

Кроссворд

Всего

Отметка

Оцените ваше настроение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок" Тригонометрические функции и их свойства" с использованием ЭОР

Материала урока можно использовать при повторении свойств тригонометрических функций. Указаны сайт и странички ЭОР, конкретно задания...

Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс

Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....

Открытый урок Равнобедренный треугольник и его свойства

Урок проводился перед директорами школ района. Все дали отличные резолюции. Тема совещания "Переход основной школы к обучению по новым ФГОС". Содержание урока: после повторения изученного материала (п...

Презентация к открытому уроку на тему "Применение распределительного свойства умножения"

Цель урока: отработать умение применять распределительное свойство умножения при:1.Упрощении выражений;2.При решении уравнений;3.При решении задач;Задача: научиться рациональным приемам счета....

Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»

Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...

Конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.

Предлагаю конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел, учителям, которые ведут математику в 6 классе по учебнику Виленкину....

Открытый урок по теме "Признаки и свойства параллельных прямых". 7 класс. Геометрия.

Открытый урок по теме "Признаки и свойства параллельных прямых". 7 класс. Геометрия....