Открытый урок по теме "Алгоритм Евклида" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Михайлова Екатерина Евгеньевна

Этот урок продолжает тему НОД и НОК в 5 классе. Обучающиеся знакомятся в алгоритмом Евклида как с еще одним способом нахождения НОД двух чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Признаки делимости. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное

5 класс

Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 2-изд., стереотип. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018

Цель  урока: - создание условий для закрепления учащимися признаков делимости, НОД и НОК; для осознанного и уверенного использования признаков делимости при решении примеров и задач; создание возможности для вывода и первичного осознания Алгоритма Евклида для нахождения НОД двух чисел.

Задачи:

  • создать условия для тренировки умения применять признаки делимости при решении примеров и задач;
  • предоставить возможность выбирать способы решения заданий в зависимости от  условий;
  • создать условия для тренировки умения исправлять допущенные ошибки на основе рефлексии собственной деятельности;
  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийных и групповых технологий.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальными заданиями, листы контроля и бланки ответов. 

Технологическая карта урока (см. ниже)

Самоопределение к деятельности (мотивация)

Актуализация знаний

Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи)

Построение проекта выхода из  затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания)

Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления)

Самостоятельная работа с последующим обсуждением решения

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия деятельности (итог урока)


Признаки делимости. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное

Ход урока

Степень вашего успеха зависит от вашего желания действовать.

Барбара Шер, писатель

Мы продолжаем изучать материал по теме «Признаки делимости».

Что нам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.)

Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (Надо повторить все необходимое.)

Устный счет: прочитайте высказывания. Если вы с ними согласны, выберите букву, которая стоит во втором столбике. Если не согласны, то выберите букву из третьего столбика. Из получившихся букв составьте слово. У тех, кто правильно расставит все буквы, получится название термина, часто используемого математиками.

высказывание

истина

ложь

56 008 не кратно 10

Р

Д

100 является делителем 5 240

И

О

27 000-380 делится на 10

Г

Л

58 134 кратно 2

И

И

932 + 728 не кратно 2

Т

М

318709 делится на 5

А

Е

9375 0008 кратно 1 000

Т

Л

14 300 + 70 делится на 100

Ь

Л

2 756 – 971 не делится на 2

Л

Д

5 не является делителем 2 305

И

Т

553 делится на 3

Л

И

3 является делителем 12 756

Р

И

347 022 не кратно 9

Т

О

45 921 делится на 3 и на 9

Е

М

9 999 кратно 9, но не кратно 3

Л

А

647 + 35831 не делится на 3

Г

Ь

Итак, вы готовы назвать слово, которое зашифровано на листочках? Что оно означает? (Алгори́тм (лат. al­go­rithmi — от арабского имени математика Аль-Хорезми) — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата).

Выходите к доске те, у кого на обратной стороне листочка написана буква, встречающаяся в слове АЛГОРИТМ. Постройтесь по порядку у доски. Какие алгоритмы нужно повторить, чтобы продолжить наш урок? Спасибо, садитесь на место.

Если у вас возникнут затруднения, что вы будете делать? (Будем стараться преодолевать их.)

Надеюсь, что сегодня работа будет успешной, и вы сможете разрешить вопросы, которые у вас остались по этой теме, и обязательно узнаете что-то новое!

Давайте начнем с теории.

Работа в парах: (проговори соседу по парте)

  1. Свойства делимости произведения.
  2. Свойства делимости суммы и разности.
  3. Алгоритм нахождения НОД.
  4. Алгоритм нахождения НОК.

Сегодня мы познакомимся с еще одним алгоритмом нахождения НОД, который будет помогать нам быстрее считать.

Это алгоритм носит имя древнегреческого математика Евклида. У вас на парте лежат желтые листочки. Возьмите их. Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ («да» или «нет») только в столбце ДО. Эти утверждения приведены, чтобы помочь нам внимательно посмотреть презентацию (видеофрагмент на экране).

ДО

утверждение

ПОСЛЕ

Этот алгоритм придумал Евклид, и поэтому он носит его имя.

Этот алгоритм можно встретить в школьных учебниках.

Этот алгоритм давно устарел и сейчас его никто не применяет.

Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце ПОСЛЕ.

Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Если да, то какой и почему?

А давайте попробуем и мы найти наибольший общий делитель с помощью алгоритма Евклида. На белых листочках записан алгоритм Евклида и задания, которые можно решить с его помощью. Задача № 1. Кто пойдет к доске?

Задача 1:

  1. Найти НОД (60; 45). Ответ 15.
  2. Найти НОД (126; 450). Ответ 18.
  3. Найти НОД (483; 1115). Ответ 23.

Задача 2:

Маша с Мишей собирались в магазин купить тетради. Миша говорит:

- Я куплю тетрадей на 165 рублей.

- А я – на 200 рублей, - не уступает ему Маша.

- Ничего не выйдет. Посчитай.

Маша принялась делить 200 рублей на цену тетради. И правда, получился остаток 5 рублей. Чему равна цена тетради?

Ответ: 15 рублей.

Задача 3.

Имеются две деревянные палки длиной 119см и 35см. Как разделить их на одинаковые части, не имея под рукой измерительных инструментов? Чему равны длины каждой такой части?

Ответ: 7см.

А если уж быть совсем точным, то в книге «Начала» алгоритм Евклида был записан именно так, как мы сейчас и сделали при решении этой задачи:

Пусть даны два отрезка длины a и b. Вычтем из большего отрезка меньший и заменим больший отрезок полученной разностью. Повторяем эту операцию, пока отрезки не станут равны. Если это произойдёт, то исходные отрезки соизмеримы, и последний полученный отрезок есть их наибольшая общая мера. Если общей меры нет, то процесс бесконечен. В таком виде алгоритм описан Евклидом и реализуется с помощью циркуля и линейки.

Физкультминутка.

Ответьте на вопросы «да» или «нет». Если ответ «да», мы встаем. Если  ответ «нет», то остаемся сидеть:

  1. Простое число имеет ровно два делителя. (да)
  2. Если четное число кратно девяти, то оно делится без остатка на 18. (да)
  3. Простое число не может быть четным. (нет)
  4. Если число кратно десяти, то оно делится и на два, и на пять. (да)
  5. Разность двух нечетных чисел – число нечетное. (нет)
  6. Единица – простое число. (нет)
  7. Произведение двух простых чисел – всегда число составное. (да)
  8. Если число кратно трем, то оно делится без остатка на девять. (нет)

А следующую задачу я нашла среди задач повышенной сложности для подготовки к олимпиадам. Но мы сейчас легко убедимся, что зная алгоритм Евклида, она очень просто решается. Кто хочет попробовать?

Задача 4.

Дима начертил в тетради прямоугольник со сторонами 232мм и 68мм и стал последовательно «отрезать» от него квадраты наибольшей величины. Узнайте, какой была сторона последнего квадрата, который «отрезал» Дима?

Ответ: 4мм.

Задача 5.

Треугольником прикрыто двузначное число, перевернутым треугольником – однозначное. Найдите эти числа.

Решение:

Разделим обе части равенства на 12.

Двузначное число должно оканчиваться на 0 или 5.

Ответ:

  1. 10 и 6;
  2. 15 и 9.

Задача 6.

Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 5 и на 9 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите их НОД и НОК.

Ответ:

  1. 180 и 810, НОД = 90, НОК = 1620;
  2. 270 и 720, НОД = 90, НОК = 2160;
  3. 360 и 630, НОД = 90, НОК = 2520;
  4. 450 и 540, НОД = 90, НОК = 2700.

Задача 7:

Найдите наименьшее трехзначное число, которое делится на 6. (102)

Задача 8:

Какие из чисел делятся на 15: 19 200, 767 128, 357, 23 615, 9 840, 4 431, 3 765, 433, 25 559, 10 003, 890 890? (19 200; 9 840; 3 765)

С какого признака удобнее начинать проверку, с 3 или с 5? Почему?

Задача 9:

В число  87 *350  вставь вместо звездочки цифру так, чтобы число делилось на 18. (4)

Что мы повторили? (Признаки делимости. Свойства делимости суммы и разности. Свойства делимости произведения. Алгоритмы нахождения НОД и НОК)

Что мы узнали нового? (Мы познакомились с алгоритмом Евклида.)

Что мы будем делать сейчас? (Запишем задание для домашней работы.)

С какой целью вы будете записывать домашнюю работу? (Чтобы потренироваться дома самим и выяснить, если у нас затруднения по данной теме.)

Какова была цель этого урока? (Выяснить умеем ли мы применять алгоритм Евклида, признаки делимости для решения задач.) Мы справились с этой задачей? (Да.)

Оцените свою работу, заполнив листок рефлексии.

Утверждения

«+» или «–»

Я знаю признаки делимости

Я знаю свойства делимости произведения

Я знаю свойства делимости суммы и разности

Я знаю алгоритм нахождения НОД

Я знаю алгоритм нахождения НОК

Я понял(а) алгоритм Евклида

Я могу применять алгоритм Евклида при решении задач

Я активно работал(а) на уроке

Я решил(а)  все задачи, запланированные на урок

Мне необходимо еще поучить признаки делимости

Мне необходимо еще поучить свойства делимости

Мне необходимо еще поучить алгоритмы нахождения НОД и НОк

Мне нужно проявлять больше активности при работе на уроке

Домашнее задание:

Задача 1:

  1. Найдите НОД (90; 54);
  2. Найдите НОД (969; 418).

Задача 2:

Вчера в цветочный магазин привезли 660 белых роз, 165 красных и 173 желтых. Целый день продавец магазина пытается составить наибольшее количество одинаковых букетов из красных и белых роз так, чтобы не осталось ни одной лишней. Но пока ничего не выходит. Зашедшая к ней в магазин дочка-пятиклассница быстро решила эту задачу, сообщив, сколько надо сделать букетов и какое количество каждого вида цветов в них войдет. Как рассуждала дочь Маша?

Задача 3:

Все самое важное и ценное Иван Иванович  хранит в сейфе, на котором кодовый замок, номер которого он забыл.  Код замка – семизначное число, состоящее из двоек и троек. Двоек больше, чем троек, а само число делится и на 3, и на 4. Помогите Ивану Ивановичу вспомнить код замка.

Задача 4:

Найдите наименьшее натуральное число, кратное 36, в записи которого встречаются все 10 цифр по одному разу.

Задача 5.

Докажите или опровергните утверждение: «Разность между трехзначным числом и суммой его цифр всегда делится на 9».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Древнегреческий мыслитель Евклид стал первым математиком Александрийской школы и автором одного из наиболее древних теоретических математических трактатов. Биография Евклида предположительно началась в 325 году до нашей эры (это примерная дата, точный год рождения неизвестен) в Александрии. Вероятно, Евклид происходил из богатой семьи, так как он учился в афинской школе Платона (на то время такое образование было доступно только состоятельным гражданам).

Слайд 3

О биографии этого ученого известно намного меньше, чем о его работах. Основное сочинение Евклида называется «Начала». Книги с таким же названием, в которых последовательно излагались все основные факты геометрии и теоретической арифметики, составлялись ранее Гиппократом Хиосским, Леонтом и Февдием.

Слайд 4

Однако Начала Евклида вытеснили все эти сочинения из обихода и в течение более чем двух тысячелетий оставались базовым учебником геометрии. Создавая свой учебник, Евклид включил в него многое из того, что было создано его предшественниками, обработав этот материал и сведя его воедино.

Слайд 6

Алгори́тм Евкли́да — эффективный алгоритм для нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел (или общей меры двух отрезков). Алгоритм назван в честь греческого математика Евклида, который впервые описал его. В самом простом случае алгоритм Евклида применяется к паре положительных целых чисел и формирует новую пару, которая состоит из меньшего числа и разницы между большим и меньшим числом. Процесс повторяется, пока числа не станут равными. Найденное число и есть наибольший общий делитель исходной пары. Евклид предложил алгоритм только для натуральных чисел и геометрических величин (длин, площадей, объёмов).

Слайд 7

Это один из старейших численных алгоритмов, используемых в наше время. Этот алгоритм не был открыт Евклидом, так как упоминание о нём имеется уже в Топике Аристотеля (IV век до н. э.). Для данного алгоритма существует множество теоретических и практических применений. Алгоритм используется при решении линейных диофантовых уравнений, является основным инструментом для доказательства теорем в современной теории чисел, например, таких как теорема Лагранжа о сумме четырёх квадратов и основная теорема арифметики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.

Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...