Специфика деятельности учителя-дефектолога в составе ПМПК
консультация
В методической разработке представлены основные направления деятельности учителя-дефектолога в рамках ПМПК
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика деятельности учителя-дефектолога
в составе ПМПК
Деятельность учителя-дефектолога в составе Психолого-медико-педагогической комиссии обладает определённой спецификой.
В ситуации реализации в настоящее время Федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, вида (варианта), формы и режима реализации образовательной программы, наиболее важным для консультирования является мнение и результаты оценки особенностей ребенка именно учителем-дефектологом. Хотя в целом, особенности алгоритмизации деятельности, анализ наблюдения за ребенком, формирование первичной гипотезы дефектолога аналогичны всем другим специалистам ПМПК, все эти показатели должны быть приведены подробно именно в дефектологическом обследовании.
Основная задача учителя-дефектолога на ПМПК – определить обученность, и соответственно, обучаемость ребенка.
Будучи ограниченным во времени дефектолог может предлагать ребенку задания не из всего арсенала диагностических материалов, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их, а также анализируя в сфере решения собственных задач результаты обследования ребенка другими специалистами.
Обученность у дошкольников определяется:
- возрастным показателем;
- уровнем развития игровой и продуктивной деятельности;
- соответствие умений, навыков, знаний и представлений, которыми владеет ребенок.
В соответствии с ФГОС такие нормативы заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Обученность у детей школьного возраста определяется соответствующей программой обучения.
Уровни усвоения программы:
- программа в целом усвоена
- программа усвоена не полностью: не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении задания
- программа усвоена частично: не усвоена программа по одному из предметов
- программа не усвоена.
Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание.
Условно можно выделить три уровня обучаемости:
- достаточный уровень обучаемости: ребенок понимает смысл задания, способен выполнить задание самостоятельно или при оказании незначительного объема организующей или стимулирующей помощи.
- недостаточный уровень обучаемости: ребенок понимает смысл задания, но нуждается в организующей, стимулирующей помощи при выполнении задания по алгоритму.
- низкий уровень обучаемости: ребенок не понимает смысла задания, не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом.
В ходе обследования детей дошкольного возраста дефектолог определяет:
- соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем возрасту;
- степень отставания или опережения в сформированности знаний, умений, навыков и представлений, соотнеся их с усредненными возрастными показателями;
- является ли отставание/опережение равномерным или парциальным;
- возможности и условия обучения ребенка.
В ходе обследования детей школьного возраста дефектолог определяет:
- соответствуют ли знания по основным предметам (обучение грамоте, русский язык, письмо, математика), требованиям программы, по которой ребенок обучается;
- степень усвоения программы: усвоена ли программа в достаточном объеме, не усвоена, усвоена не полностью или частично;
- есть ли знания за предыдущие года обучения. Если ребенок учится в первом классе и программный материал не усваивает, дефектолог оценивает сформированность предпосылок к школьному обучению;
- условия и возможности обучения ребенка.
Специфика деятельности сурдопедагога по оценке особенностей развития ребенка с нарушением слуха.
Сложной проблемой продолжает оставаться оценка особенностей развития ребенка с нарушенным слухом, которая связана с трудностями дифференциации глухоты, частичной потери слуха, снижения интеллекта, речевых нарушений, поскольку особенности психического развития могут иметь сходные внешние проявления с некоторыми другими вариантами отклонений в развитии (отсутствие или недоразвитие речи, коммуникативные проблемы).
Если ребенок дошкольного возраста с нарушенным интеллектом не владеет словесной речью, применяются невербальные задания, где условия вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов.
Если дошкольник/школьник с трудом слухо-зрительно воспринимает устную речь, для объяснения можно использовать заранее приготовленные таблички с заданиями (инструкции), жестовый язык или дактилологию. В ситуации, когда ребенок слухо-зрительно воспринимает устную речь, все задания предъявляются устно.
В зависимости от возраста ребенка и цели всей психолого-педагогической диагностики, выделяют следующие задачи деятельности сурдопедагога на ПМПК:
- Подтверждение нарушения слуха у ребенка, педагогическая оценка поражения слуховой системы, соотнесения данных педагогического и медицинского обследования.
- Уточнение диагноза (в том числе определение дополнительных нарушений) и выявление индивидуальных особенностей ребенка, способных повлиять на конкретику специальных образовательных условий.
- Оценка эффективности медицинской технической (слухопротезирование / кохлеарное имплантирование) коррекции слуха.
- Изучение уровня развития слухового восприятия и речи.
Педагогическое обследование слуха включает:
- аудиологический аспект – анализ документации аудиологического обследования слуха;
- сурдопедагогический аспект – оценка состояния слуховой функции, соотнесение данных медицинского и педагогического обследования, оценка эффективности медицинской технической (слухопротезирование / кохлеарное имплантирование) коррекции слуха, изучение уровня развития слухового восприятия и речи.
Требования к проведению процедуры обследования ребёнка с нарушенным слухом:
- адаптация инструкции в соответствии с уровнем речевого развития глухого/слабослышащего ребенка и возможностями восприятия устной речи;
- использование вспомогательных средств для предъявления задания/инструкции: естественные жесты, применение дактилологии, жестовой речи, символов и условных обозначений, письменные задания и др.;
- включение в процедуру обследования обучающихся, более простых заданий, которые раскрывают алгоритм действий, необходимых ребенку для выполнения диагностических задач;
- включение системы оказания помощи в соответствии с разными уровнями трудностей ребенка с нарушенным слухом: психологическая/эмоциональная поддержка, дополнительная помощь по содержанию задания, помощь выбора способа действий/переноса его в решение следующего задания и др.;
- пересмотр процедуры оценивания и анализа результатов с учетом особенностей развития данной категории детей и использованных в процедуре обследования видов помощи.
Технология деятельности тифлопедагога по оценке особенностей развития ребенка с нарушениямизрения.
На этапе знакомства тифлопедагога с ребенком с нарушением зрения, пришедшим на ПМПК необходимо изучить:
- психолого-педагогическую характеристику (если ребенок ранее посещал занятия тифлоспециалиста или образовательную организацию для детей с нарушениями зрения);
- медицинскую документацию для обязательного учета наличия в анамнезе ребенка неврологической симптоматики (выписка из истории болезни по ведущему нарушению (заключение врача-офтальмолога), в т.ч. прогноз развития зрительной патологии, и другие документы, раскрывающие особенности поражения зрительного аппарата.
Это позволяет тифлопедагогу (в рамках возникающей у него собственной диагностической гипотезы) быстро сориентироваться в имеющемся у него диагностическом материале для обследования ребенка с учетом его индивидуальных зрительных возможностей, а также наметить ряд дополнительных вопросов (в рамках специфического зрительного анамнеза) для беседы с родителями.
К задачам деятельности тифлопедагога на ПМПК относятся:
- Педагогическая оценка специфики зрительного восприятия.
- Оценка сформированности компенсаторных функций.
- Определение соответствия актуального уровня сформированности компенсаторных навыков (в зависимости от возраста ребенка – жизненных компетенций) биологическому возрасту ребенка (с учетом времени наступления зрительной патологии).
- Выявление в процессе обследования ребенка с глубокой зрительной патологии признаков стереотипий (навязчивых стереотипных движений), вербализма.
- Выявление дополнительных факторов, осложняющих визуальные возможности ребенка.
- Определение уровня развития ребенка, его готовности к обучению/воспитанию (в соответствии с возрастом).
- Оценка индивидуальных особенностей его познавательной деятельности, связанных с возможностью коррекции и компенсацией зрительной недостаточности.
- Определение необходимых специальных образовательных условий (в т.ч. специального оборудования и специальной дидактики) для обучения ребенка.
- Определение основных (стратегических) направлений коррекционно-развивающих занятий с ребенком, обусловленных, в первую очередь, характером зрительных нарушений.
Акцент в проводимом обследовании делается на умении ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением, на состоянии и возможностях работы сохранных анализаторов, сформированных механизмах компенсации зрительной функции.
В собственном протоколе по результатам обследования ребенка с нарушением зрения и в самом заключении тифлопедагог ПМПК может отразить следующее:
- для детей дошкольного возраста: в зависимости от организации дошкольного уровня образования, которое посещает или будет посещать ребенок, определяющее значение имеет наличие в учреждении тифлопедагога. При отсутствии данного специалиста необходимость в специализированных занятиях также разъясняется родителям, также для родителей и педагогов, работающих с ребенком, даются рекомендации следующего содержания:
- зрительная нагрузка (время непрерывной работы, допустимые дидактические игры, виды и размеры пособий, вид плоскости для работы, фон, стимульный материал);
- необходимо с учетом зрительного диагноза и назначенного офтальмологом лечения, отразить, как будет видеть ребенок;
- определить место ребенка за столом во время фронтальных занятий и индивидуальных игр с дидактическими пособиями. Как относительно посадки ребенка за столом должен располагаться источник света (естественный и искусственный), учитывая наличие или отсутствие светобоязни;
- с учетом диагноза рекомендовать комплекс зрительной гимнастики и условия её реализации (время проведения, количество подходов за день, рекомендуемые упражнения по снятию зрительного напряжения после интенсивной нагрузки).
- для детей школьного возраста: помимо вышеперечисленных рекомендаций к дошкольному возрасту, в заключении отражается необходимость применения специализированных технических средств (в т.ч. тифлотехнических) индивидуального пользования. Слабовидящему учащемуся с прогрессирующим заболеванием необходимо рекомендовать изучение и использование рельефно-точечной системы обозначение Л.Брайля или обучение по программам, ориентированным на образовательные способности слепых с остаточным зрением. Рекомендации также должны содержать коррекционные области, в которых ребенок нуждается:
- ориентировка в пространстве (мобильность в самостоятельном передвижении с использованием трости для слепых или слабовидящих);
- курс социально-бытовой ориентировки (самообслуживание, домоводство), специализированные компьютерные курсы (основы тифлоинформационных технологий);
- рельефное рисование и черчение (тифлографика);
- адаптивная физкультура и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Специфика деятельности учителя-дефектолога ЦПМПК"
В презентации определены направления работы, отражено содержание деятельности учителя-дефектолога центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Представлены методы педагогического обследования...

«Специфика деятельности учителя-дефектолога в составе ПМПК»
В методической разработке представлены основные направления деятельности учителя-дефектолога в рамках ПМПК, методики, используемые для диагностического обследования де...

«Особенности обследования и разработка рекомендаций для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата учителем-дефектологом в условиях ПМПК»
В данной методической разработке описаны основные виды нарушений опорно-двигательного апарата, особенности диагностического обследования детей с НОДА, варианты АООП для категории таких детей, даны рек...

«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»
Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."Повышение качества образо...

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Данная презентация раскрывает специфику профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве: задачи и основные направления работы....
