Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка

Вероника Васильевна Бражкина

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."

Повышение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), достижение образовательных результатов напрямую зависит от правильно организованного психолого-педагогического сопровождения, которое организуется и реализуется через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для организации образовательной среды (пространства) и достижения образовательного результата обучающимся с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_30.10.23.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка

Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

Учитель-дефектолог Бражкина В.В.

30.10.2023 г.

      Повышение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), достижение образовательных результатов напрямую зависит от правильно организованного психолого-педагогического сопровождения, которое организуется и реализуется через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для организации образовательной среды (пространства) и достижения образовательного результата обучающимся с ОВЗ.

       Учитель-дефектолог – это один из ведущих специалистов сопровождения, который выполняет функции связующего звена психолого-педагогического сопровождения, реализует диагностические, коррекционные и просветительские задачи. Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют нормативно-правовую базу деятельности учителя-дефектолога.    

     Значимым событием для сообщества учителей-дефектологов стал приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 № 73027), в котором представлены трудовые действия, функции, определённые для учителей дефектологов при работе с детьми разных нозологических групп.                  

       В соответствии с данным приказом учителю-дефектологу предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, к трудовым действиям, куда включены в том числе, отбор и использование в организации работы методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся, программно-методических и учебно-дидактических материалов в соответствии с потребностями детей, а также требования, предъявляемые к необходимым знаниям и умениям.                                                              

      В своей работе учитель-дефектолог общеобразовательной организации руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ 29 декабря 2012 года;                          - Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;                                                                                                               - Приказ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2021г., регистрационный № 63180);                                                                        - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712);                           - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 №64100);                                                                                    - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712);                                                                                                      - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;                                                           - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;                                                          - Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;                                                                                                          - Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74229) (ФОП НОО);        - Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223) (ФОП ООО);        - Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП НОО ОВЗ);                                                     - Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ);                                                     - Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71930) (ФАООП УО);                                                                                                            - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2023 г. № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2023 г., регистрационный № 73027);                                                                       - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;                                                                                                             - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);                               - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;                                              - Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;                                                                             - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;  - Распоряжение Минпросвещения России от 6.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;                    - Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».                                                        В связи с тем, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не разработано примерное Положение об оказании дефектологической помощи, где были бы представлены образцы рабочей документации, образовательная организация самостоятельно разрабатывает локальный акт, регламентирующий деятельность учителя-дефектолога.                                   Это может быть:                                                                                                        -Положение о работе учителя-дефектолога;                                                          -Положение о дефектологической службе. Далее Положение.                          В данных Положениях могут раскрываются организационные и содержательные аспекты деятельности учителя-дефектолога в конкретной образовательной организации, исходя из специфики её функционирования и режима работы.

      На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»: продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителей-дефектологов устанавливается 20 часов в неделю. 18 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми, что включает в себя проводимые занятия и короткие перерывы между ними. Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др. Два часа отводятся на иную деятельность, включая консультирование, ведение документации и пр.

Периодичность и продолжительность коррекционных занятий.                Периодичность коррекционных занятий устанавливается учебным планом АООП образовательной организации, а также может быть определена решением школьного психолого-педагогического консилиума. Продолжительность дефектологических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:                       в 1 (дополнительном) и 1 классах – групповое занятие до 40 мин, индивидуальное – до 20 мин.                                                                                во 2 – 11(12) классах - групповое занятие 40-45 мин, индивидуальное –20-45 мин.

Периодичность и продолжительность проведения дефектологической диагностики. Устанавливается в соответствии с программой коррекционной работы АООП образовательной организации. Дефектологическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, положительностью не менее 15 календарных дней каждое.                                                                           Входное диагностическое мероприятие подразумевает проведение дефектологического обследования обучающихся:                                                -поступивших в первый класс;                                                                                 -по запросу родителей;                                                                                               -по запросу педагогических работников;                                                                       -углублённое обследование обучающихся, имеющих заключения ПМПК и получающих дефектологическую помощь с целью разработки индивидуального плана коррекционно-развивающей работы / программа. На основании сравнения данных, полученных в результате входной и контрольной диагностики, проводится мониторинг динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП.                                  Рекомендуемая предельная наполняемость группы обучающихся из расчёта на одну штатную единицу должности учителя-дефектолога. Согласно п. 39 приказа № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице учителя дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с заключениями ПМПК).            Для обучающиеся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) рекомендуемая наполняемость не менее 25 человек. (Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».)
Примерный список документации учителя-дефектолога может содержать:

-Положение о работе учителя-дефектолога;

-Должностная инструкция учителя-дефектолога;

-Рабочая программа учителя-дефектолога;

-Годовой план работы учителя-дефектолога;

-Протоколы дефектологического обследования;

-График работы учителя-дефектолога;

-Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;

-Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем дефектологом;

-Журнал посещаемости занятий. Может вестись в журналах коррекционно-развивающих занятий

-Журнал учёта диагностической работы

-Журнал консультаций

-Годовой отчёт учителя-дефектолога

Образовательная организация самостоятельно определяет, какую документацию и в какой форме необходимо вести учителю-дефектологу и утверждает в Положении.

Учитель-дефектолог разрабатывает рабочие программы коррекционных

курсов на каждую нозологическую группу на определённый уровень

образования в соответствии с учебным планом АООП образовательной

организации.

Структура рабочей программы учителя-дефектолога должна

соответствовать ФАОП НОО, ФАОП ООО и содержать:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику коррекционного курса;

3) цели и задачи изучения коррекционного курса;

4) место коррекционного курса в учебном плане;

5) основные содержательные линии коррекционного курса;

6) содержание коррекционного курса (по годам обучения);

7) планируемые результаты освоения коррекционного курса;

8) тематическое планирование.

       В процессе дефектологической диагностики используются

диагностические методики и материалы мониторинга, подбираемые каждым

педагогическим работником в соответствии с нозологической группой

обучающихся. В качестве диагностических материалов могут быть использованы следующие пособия:

• Абрамова А.Ю. «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций ребёнка»;

• Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;

• Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико нейропсихологическая диагностика);

• Медведева А. «Материал для проведения комплексного нейродефектологического исследования младших классов (1 – 4 классы)»;

• Радченкова С.А. «Диагностический материал для обследования обучающихся 1 – 4 классов»;

• Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка»;

• Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте».

Форма протокола дефектологического обследования утверждается Положением.

Для каждого класса необходимо подобрать диагностический

материал в соответствии возрастными и психолого-педагогическими

особенностями обучающихся.

Для мониторинга динамики развития обучающихся может быть использована 5-балльная шкала, так как при оценивании результатов освоения программы коррекционной работы ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП ООО рекомендует применять уровневую шкалу, например: 3 балла – значительная динамика, 2 балла – удовлетворительная динамика, 1 балл – незначительная динамика, 0 баллов – отсутствие динамики. Разница количественных показателей результатов дефектологической диагностики в начале и конце учебного года будет отражать динамику развития обучающегося. На основании результатов, полученных в ходе обследования, учитель дефектолог формулирует заключение и рекомендации для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В заключении указывается основная проблема обучающегося, связанная с

освоением образовательной программы, и преимущественные нарушения в

структуре дефекта, которые привели к её возникновению. Например:

-специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности;

-специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;

-недостаточная сформированность учебных навыков вследствие низкого уровня мыслительных операций.

Рекомендации определяют основные направления коррекционной работы

и должны соответствовать заключению психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК). Можно выделить следующие направления коррекционно развивающей работы (Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение

учащихся с задержкой психического развития в условия системы

коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 2007. - №2.):

-сенсорное и сенсомоторное развитие;

-формирование пространственно-временных представлений;

-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

-коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале;

-восполнение образовательных дефицитов по учебным предметам на

основе индивидуальных приёмов формирования учебных навыков.

-нормализация ведущей деятельности возраста (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты).

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление

(одно или несколько), которое служит основой для построения

индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.

Рекомендуемая литература:

1. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 32-40.

2. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в

общеобразовательной школе. [Текст] – М.: Школьная пресса, 2008. 112 с.

3. Гладкая В.В. Карта психолого-педагогического обследования учащихся с

трудностями в обучении [Текст]: Минск: АПО, 2009, – 70 с.

4. Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие

познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями

в обучении [Текст]: Изд. «Речь», Минск, 2023. 2-е изд. - 115 с.

5. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического

развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения

[Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.

6. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического

развития в общеобразовательной школе [Текст]: (практические

материалы) / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с

нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47-54.

7. Жеребор Ю. В. Журнал учёта работы учителя-дефектолога [Текст]:

Издательство: Учитель, Москва, 112 с.

8. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клиниконейропсихологическая диагностика). – М.: Изд. н/о «Компес-центр»,

1993, - 193 с.

9. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц

и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст]/ А. Д.

Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -

2014. - № 6. - С. 22-32

10.Радченкова С.А. Могу учиться. Рабочая тетрадь дефектолога для занятий

с детьми с ОВЗ, 1 – 4 классы. [Текст]: Изд. «Центр развития человека

«Успешный человек будущего», Москва, 2018.

11.Холодова О. Юным умницам и умникам. Задания по развитию

познавательных способностей. Рабочие тетради 1 – 4 классы. [Текст]:

Изд. «РОСТ», Москва, 2007.

12.Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д., Дети с ЗПР в

общеобразовательной школе. Книга №1. («Воспитание и обучение детей

с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4) [Текст]:

Издательство «Школьная пресса», Москва, 2005, - 96 с.

13.Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие задания. Тесты, игры,

упражнения, 1-4 классы. [Текст]: Изд. «ЭКЗАМЕН», Москва, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта»

Абрамкина Л.М. Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. – Профессиональное развитие педагогических и управленческих кад...

Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования.

Материалы методических объединений. Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования....

Деятельность учителя-дефектолога в условиях внедрения ФГОС

Деятельность учителя-дефектологав условиях  внедрения ФГОС...

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ОВЗ в системе образования, где немалую долю играет и работа узкмх специалистов....

Статья по самообразованию «Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования»

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ...

«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»

Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают т...

Специфика работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индиви...