Специфика работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
материал

Атрохова Евгения Сергеевна

Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают, в данном случае, школьники 1-5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

 

Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают, в данном случае, школьники 1-5 классов.

В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Цель логопедического сопровождения: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Задачи логопедического сопровождения: 

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Пути реализации данных задач: 

  • организация речевого мониторинга;
  • логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);
  • проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;          участие в работе школьного ПМПК.

Особенности речевого развития детей с ОВЗ 

Развитие речи обучающихся в организации для детей с ОВЗ  характеризуется целым рядом отклонений.

Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

Этапы логопедического сопровождения: 

  • диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий);
  • коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося;
  • оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное         обследование,         сравнительный         анализ         результатов         первичного         и повторного обследований).

I этап логопедического сопровождения начинается с всестороннего обследования речи ребенка.  

Параметры речевого обследования:

  • состояние органов артикуляции,
  • фонематическое восприятие,
  • общая и мелкая моторика,
  • слоговая структура,
  • грамматический строй,
  • навыки чтения и письма.

Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования, отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объѐмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.  

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Особенности логопедической работы с обучающимися в образовательной организации для детей с ОВЗ 

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика         и         коррекция         звукопроизношения         (постановка,         автоматизация         и дифференциация звуков речи);  
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;  
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  •  развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

 

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребѐнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определѐнную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

«Логопедические занятия» - курс, подводящий обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.

В своей работе я успешно использую УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» издательства «Просвещение».

УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» представляет собой комплект специальных методических пособий и специальных дидактических материалов, используемых в коррекционно-педагогической работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы НОО.

Комплект состоит из двух блоков: ЧТЕНИЕ и ПИСЬМО, а также сопровождается методическим материалом для специалиста.  

Кроме этого, применяю для коррекции нарушений следующие программные продукты:

  • Компьютерная программа «Игры для Тигры».
  • Компьютерный практикум для логопедических занятий на основе программнометодического комплекса «Радуга в компьютере».
  • Электронное пособие: «Учимся правильно говорить».
  • Компьютерная обучающая программа «Баба-Яга учится читать»  
  • В коррекционной работе я применяю программные продукты логопедического портала «Мерсибо» Развивающие и обучающие интерактивные игры на развитие моторики, речи, памяти, внимания, обучения чтению и счету, развития кругозора, логики и творческих способностей.

 

Обеспечение здоровьесберегающих условий.

Во время занятия чередуются различные виды деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не превышает 7-10 минут. Занятия проводятся с детьми не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия не превышает 40 минут. Занятия проводятся с соблюдением санитарно – гигиенических правил и норм. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей проводятся физкультурные минутки.

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идѐт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребѐнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идѐт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: 

         медицинским работником;

         педагогом-психологом;  

         учителями.

Осуществляется связь логопеда с родителями. 

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется коррекционно-логопедическая работа. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь         с         педагогами         образовательной         организации;         совместно         с         педагогами отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, готовится документация для школьного консилиума и ПМПК.

Работа школьного ПМПК

Этапы сопровождения:

  • Сбор информации.
  • Анализ информации.
  • Выработка рекомендаций.
  • Консультирование.
  • Решение проблемы.
  • Анализ выполнения рекомендаций.
  • Дальнейший анализ развития ребенка.

Формирование правильной речи представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит как от профессионального уровня учителя – логопеда, так и от рациональной организации логопедической работы.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья"  

  1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2013г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).  
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования для детей с НОДА.  
  4. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учебное пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160с.
  5. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006. 7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

8. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...

Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования.

Материалы методических объединений. Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования....

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ОВЗ в системе образования, где немалую долю играет и работа узкмх специалистов....

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Статья по самообразованию «Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования»

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ...

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье раскрываются особенности деятельности учителя-логопеда в процессе  инклюзивного образования. Ключевые слова: направления деятельности учителя-логопеда, инклюзивное о...

Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."Повышение качества образо...