СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

абдулина марина наильевна

Аннотация: В статье раскрываются особенности деятельности учителя-логопеда в процессе  инклюзивного образования.

 Ключевые слова: направления деятельности учителя-логопеда, инклюзивное образование,  задачи в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абдулина Марина Наильевна, учитель-логопед  ГБОУ СОШ № 2                                                  п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

Аннотация: В статье раскрываются особенности деятельности учителя-логопеда в процессе                             инклюзивного образования.

Ключевые слова: направления деятельности учителя-логопеда, инклюзивное образование,                            задачи в работе учителя-логопеда.

    В настоящее время особую актуальность приобретает инклюзивное образование, основанное на том, что все дети, несмотря на имеющиеся ограничения здоровья, включены в общую систему образования и обучаются совместно со своими сверстниками. С каждым годом всё более увеличивается число детей с речевыми нарушениями, поступающих в начальную школу. Основное количество детей с нарушениями в речевом развитии обучается в условиях общеобразовательной школы, где осуществляется регулярная, целенаправленная логопедическая помощь.  Как учитель-логопед, я  провожу коррекционную работу, которая направлена на преодоление допустимых трудностей при усвоении образовательной программы, связанной с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,  увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда.

 Непосредственно моя коррекционная работа, направлена на преодоление трудностей при усвоении образовательной программы, связанной с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

Наша школа – это образовательное учреждение, которое пошло навстречу желанию родителей обучать у нас своего ребенка. Ученик перевёлся к нам из другого образовательное учреждения в 3 класс.

Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального обследования, я выяснила характер нарушения речевой деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей. На основе диагностики определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Так, в соответствии с ФГОС направлениями коррекционно-логопедического воздействия выступают:

- преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

- совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Начало школьной жизни для ребёнка  сложилось проблематично. У него было замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-странственного гнозиса, что отражалось на восприятии и узнавании букв, фонематическом анализе, конструктивном праксисе. Характерны специфические ошибки письма: неправильное написание букв (зеркальное, смешение письменных букв), трудности понимания сложных слов при чтении и смысла прочитанного. Также наблюдались трудности полноценной коммуникативной деятельности, нарушения саморегуляции, отмечались разнообразные недостатки познавательной деятельности, моторики.

 Главной задачей для меня стало получение полной информации об особенностях развития ребенка, так как ребёнок поступил в нашу школу без заключения комиссии ПМПк. Кроме того, необходимо было наладить тесный контакт с семьей ребёнка, выяснить желания мамы, узнать у нее физиологические и психические особенности ребенка.

Ученик был направлен на комиссию, по результатам комплексного- медико- педагогического обследования установлено, что ребёнок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации образовательных условий. Заключение мальчика: парциальная несформированность компонентов психической деятельности преимущественно  когнитивного компонента. Темп деятельности замедленный, работоспособность снижена, быстро утомляется, не удерживает алгоритм задания. Обучаемость значительно снижена, требуется организующая и направленная помощь. Истощаем при увеличении объёма предлагаемого материала. Объём знаний о ближайшем окружении и предметном мире значительно снижен. Системное недоразвитие речи, 2 уровень речевого развития. Алексия, аграфия, акалькулия.

Целью моей деятельности являлось создание условий, которые способствовало бы выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащегося с ограниченными возможностями здоровья  для успешного усвоения образовательной программы.  Индивидуальные и групповые занятия проводились  по коррекционным программам, которые разрабатываются в соответствии с речевыми нарушениями и возрастом. 

В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.

-тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап, компетентная подача материала;

-использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

- использование компьютерных технологий и технических средств обучения.

На логопедических занятиях ребёнок включается в коллективную работу,  проводится индивидуальная помощь, создаются оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ используются  следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память( запись  на доске основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.  

Комплексы упражнений включают в себя: дыхательные упражнения,  телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики.

7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

 За период обучения я ни разу  не столкнулась с тем, что дети были недовольны, что Никита  оказался в их группе. Мальчик стал открытый, активно и искренне реагирует на свои положительные результаты.

В нашей школе  также  разработана программа по  внеурочной деятельности «Ловкие пальчики, послушный язычок».  Эта программа направлена на работу с детьми, имеющими не только речевые нарушения, но и моторное недоразвитие. Целью ее является коррекция недостатков в формировании мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Письмо детей-дизартриков отличается неустойчивостью почерка, не четким написанием графических элементов, отсутствием наклона, неровностью, распространены также такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, пропуски, замены букв, неверные синтаксические связи слов в предложении (согласование, управление). Самостоятельное письмо детей-дизартриков отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропуском членов предложения и служебных слов.

Поэтому большое внимание я уделяю работе над формированием письменной речи и графо-моторных навыков.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

1. Вводный этап:

• - пробуждение интереса, стимуляция внимания;

• - знакомство со средой;

• - развитие внимания, связанного с координацией движений;

• - развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

2. Тренировочный этап:

• - тренировка усвоенных специальных движений;

• - сравнение качеств осязаемых предметов;

• - развитие внимания, связанного с координацией движений;

• - развитие пространственной ориентации;

• -манипуляции с предметами;

• - дыхательные упражнения.

3. Творческий этап:

• - формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

• - развитие тонких тактильных ощущений;

• - развитие умения действовать по инструкции;

• -творческая деятельность по инструкции учителя- логопеда (выкладывание мозаики,  композиции из манки…)

• - развитие умения выстраивать композиции по образцу, словесной инструкции и самостоятельно.

4. Закрепляющий этап:

• - усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

• - закрепление представлений об окружающем мире;

• - „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций.

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. В своей работе с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприятий, веду просветительскую работу по формированию адекватного понимания особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, «инвалидности», развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также знакомство с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители принимают активное участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

Таким образом, использование различных технологий и методов работы при создании условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение, так как направлена не только на преодоление имеющихся речевых нарушений у детей с ОВЗ, но и на их успешную адаптацию в образовательном пространстве. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии - одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...

Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования.

Материалы методических объединений. Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования....

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ОВЗ в системе образования, где немалую долю играет и работа узкмх специалистов....

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Статья по самообразованию «Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования»

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ...

Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»

Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»...

Специфика работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.

Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индиви...