Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.
материал на тему

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления описательного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_zhigaylo_a.v.docx803.92 КБ

Предварительный просмотр:

Қостанай қаласы әкімдігінің  Қостанай қаласы

әкімдігінің білім  бөлімінің № 2 бөбекжай бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли – сад № 2 акимата города Костаная                                                                  отдела образования акимата города Костаная»

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Учитель-логопед Жигайло А.В.

Костанай, 2016 г.

Специфическая направленность логопедической работы

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами всех специалистов (учителя - логопеда, воспитателей, тифлопедагога, психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и др.).

Группы для занятий комплектуются из детей, направленных ПМПК. Работа логопеда планируется на основе результатов обследования. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте. Кроме этого в ней отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.).

Виды документации и её оформление не отличаются от общепринятых (кроме учета зрительных нагрузок).

В работе с детьми с нарушением зрения логопед опирается на следующие принципы (Л.И.Плаксина):

1.        Принцип дифференцированного подхода в организации коррекционной помощи детям, которая должна учитывать состояние зрения, степень выраженности зрительного дефекта, характера зрения и особенности познавательного развития.

2.        Принцип единства педагога и ребёнка, где обязательным является внимательное изучение ребёнка в процессе деятельности, а весь процесс воздействия строится на основе учёта интересов и психических возможностей ребёнка.

3.        Принцип сочетания педагогического и лечебного воздействия. Это позволяет извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, и проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.

При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции зрительно. Поэтому при организации коррекции произношения необходимо подключить все виды анализаторов. Тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.

На  подготовительном этапе, перед проведением артикуляционной гимнастики эффективным средством будет являться использование логопедического массажа и  самомассажа лица. Это способствует подготовке мышц артикуляционного аппарата, помогает ребёнку тактильно ощутить, уточнить и закрепить строение артикуляционного аппарата, а также способствует снятию напряжения в речедвигательном аппарате.

При знакомстве с пособиями (муляжи, макеты, дидактическая кукла) важно для себя отметить начальный и конечный пункт обследования. В противном случае у ребенка может не сложиться целостное впечатление о воспринимаемом объекте. Особое внимание уделяется размеру, поверхности, четкости, яркости иллюстраций и других изображений.

Часто знакомство с артикуляционным аппаратом проводиться совместно (сопряжено) со взрослым, а затем ребенок выполняет движения самостоятельно. Это даёт возможность судить о правильности и точности, полученных ребёнком представлений, а если нужно, исправить их.

Говорить следует чётко, доступно так чтобы ребёнок понял, что данное слово служит для обозначения определённого действия. Слово должно быть неразрывно связано с действием. Логопед является «образцом» того или иного артикуляционного упражнения (дает ребенку возможность тактильно прикоснуться к своим органам артикуляции). Основными способами постановки звуков являются механический и смешанный. Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

Задачей логопеда, тифлопедагога, психолога, воспитателей является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь. Работа строится по единому лексическому плану.

Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, не верное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования.

Для детей с низкой остротой зрения можно использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой. При косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета, поэтому материал для звукового анализа можно заменить: гласные – круг, твёрдые согласные – квадрат, мягкие согласные – треугольник. При нистагме и косоглазии очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Поэтому логопед должен строго регламентировать работу. Например: 10 минут - работа на доске, 10 минут – работа за столом (в тетради). Необходимо отмечать значком начало письма в тетради или чтения в учебнике (яркой точкой, стрелочкой).

У детей с нарушениями зрения может наблюдаться снижения внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что сказывается на интонационном оформлении речи – в её бедности и монотонности. Однако развивающаяся способность к речевой подражательности помогает преодолеть этот недостаток.

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь детей при правильном воздействии развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной, центральной задачей.

Одной из основных задач дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и речи, является развитие навыков связной речи. Изучив особенности психического и речевого развития старших дошкольников, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи развития речи и мышления. Часто некоторые психические процессы развиваются недостаточно полно, что влияет на развитие речи. Существует ряд методик развития речи дошкольников (А.М.Бородич, Ф.А.Сохин, О.И.Соловьева, О.С.Ушакова и др.). Однако не все эти методики можно использовать в полной мере, поскольку развитие психоречевых возможностей дошкольников, должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей развития. Многие дети старшего дошкольного возраста имеют такие нарушения, как: бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения, низкая переключаемость внимания, недостаточный объем памяти, несовершенство логического мышления.

Ведущий логопед г. Москвы Татьяна Александровна Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР по составлению описательных рассказов на основе схем.  Взяв данную методику за основу дидактического пособия, мы предлагаем применять ее не только в логопедической практике, но и для развития психических процессов дошкольников.

Нами разработаны 20 электронных презентаций в программе Power point. Каждая презентация содержит в себе схему и алгоритм по применению, с возможными вариантами ответов детей (в качестве образца). Каждая схема представляет собой таблицу, разделенную на 6 квадратов, обозначающих  определенные признаки, характеризующие предмет либо явление. (Рис. 1, Рис. 2)

Рисунок 1 – Схема для описания и сравнения времен года

Рисунок 2 – Схема для описания и сравнения игрушек

Схемы могут быть использованы как в электронном, так и в бумажном варианте. Все схемы разработаны с учетом лексических тем, наиболее часто используемых на занятиях в детском саду.

Благодаря использованию данных схем происходит:

        учет индивидуальных особенностей дошкольников;

        соблюдение принципа наглядности в обучении;

        использование современных педагогических технологий в практике дошкольного обучения и воспитания;

        совершенствование лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи (составление связных рассказов с опорой на схемы);

        развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

 Положительная динамика психоречевого развития отмечается у большинства старших дошкольников, занимающихся по схемам. Исходя из собственного опыта и положительных результатов, рекомендуем применение данного дидактического пособия воспитателям для занятий по развитию речи, внимания, памяти, мышления.

Список литературы:

1.        Журнал «Семейный доктор» (N7) Июль 1999 г.

2.        Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1990.

3.        Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.

4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=581825

5. http://refdb.ru/look/2425627-p7.html

6.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2bc68a4c43a89421316d26_0.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

"ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

В условиях массового дошкольного учреждения и в логопедических группах сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые вместе с тем не только не ослабят их физическое и...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...