Комплекс практических упражнений, объединяющих психологическую, телесную и образовательную составляющие для помощи детям с трудностями в обучении с учетом психосоматики
консультация

демидова елена анатольевна

Трудности в обучении детей часто имеют глубокие психосоматические корни. Понимание связи между психическим состоянием и физическим здоровьем может помочь родителям, учителям и психологам разработать более эффективные стратегии для поддержки детей в их образовательном процессе. Важно помнить, что каждая трудность — это возможность для роста и развития как для ребенка, так и для взрослых, окружающих его.

Существует множество методов, которые могут помочь в решении эмоциональных проблем, связанных с обучением. Вот комплекс практических упражнений, объединяющих психологическую, телесную и образовательную составляющие для помощи детям с трудностями в обучении с учетом психосоматики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Picture backgroundКомплекс практических упражнений, объединяющих психологическую, телесную и образовательную составляющие для помощи детям с трудностями в обучении с учетом психосоматики

I. Диагностика и Осознание (Прежде чем действовать):

1.  "Карта Моего Тела и Учебы":

       Цель: Осознать связь между трудностями в обучении и телесными ощущениями.

       Упражнение: Попросите ребенка нарисовать контур тела. Предложите разными цветами отметить:

  • Где в теле он чувствует напряжение/дискомфорт/боль, когда думает о школе или выполняет сложные задания (например, голова - мигрени, живот - "бабочки", шея/плечи - напряжение).
  • Где он чувствует легкость/силу/радость, когда что-то получается.
  • Возле каждой зоны подписать, с каким предметом/ситуацией связаны ощущения.
  • Обсуждение: Аккуратно обсудите рисунок: "Интересно, почему живот болит именно перед математикой? Что происходит в этот момент?"

2.  "Дневник Настроения и Тела": (Для детей постарше)

       Цель: Отслеживать взаимосвязь эмоций, телесных ощущений и успешности в учебе.

       Упражнение: Простая таблица с колонками: Время/Ситуация (урок, домашняя работа)/Эмоция (страх, злость, радость)/Ощущения в теле (голова, живот, сердцебиение и т.д.)/Что помогло/ухудшило состояние.

       Анализ: Вместе с ребенком ищите закономерности (например, "перед диктантом всегда болит голова и дрожат руки").

II. Упражнения на Снижение Тревоги и Стресса (Базовый уровень):

3.  "Дыхание Друга":

       Цель: Быстрое успокоение нервной системы.

       Упражнение: Положить руку на грудь, другую на живот. Дышать так, чтобы двигалась только рука на животе (диафрагмальное дыхание). Считать: вдох на 4 счета, задержка на 2, выдох на 6 счетов. Представить, что выдыхаете напряжение как темный дым, вдыхаете спокойствие как свет. Ключевое: Делать «до», «во время» (если возможно) и «после» стрессовой учебной ситуации.

4.  "Заземление" (5-4-3-2-1):

       Цель: Вернуть ощущение "здесь и сейчас" при тревоге или панике.

       Упражнение: Попросите ребенка найти и назвать вслух:

  • 5 вещей, которые он ВИДИТ вокруг.
  • 4 вещи, которые он может ПОТРОГАТЬ (и потрогать их!).
  • 3 звука, которые он СЛЫШИТ.
  • 2 запаха, которые он чувствует (или вспоминает).
  • 1 вкус во рту (или вспомнить приятный вкус).

Применение: Перед контрольной, при сильном волнении.

5.  "Прогрессивная Мышечная Релаксация для Детей":

       Цель: Осознать и снять мышечные зажимы.

       Упражнение: Лежа или сидя удобно. Попросите ребенка сильно-сильно сжать кулаки (как будто выжимает сок из апельсина) на 5-7 секунд, затем резко расслабить и почувствовать разницу. Повторить для разных групп мышц: руки (согнуть в локтях), плечи (поднять к ушам), лицо (зажмуриться, наморщить нос), живот (напрячь как камень), ноги (вытянуть и напрячь). Делать перед сном или перед сложной деятельностью.

III. Упражнения на Работу с Эмоциями и Ограничивающими Убеждениями:

6.  "Рюкзак Тревог":

       Цель: Символически "снять" груз тревожных мыслей.

       Упражнение: Представить, что все тревоги и страхи ("опоздаю", "получу двойку", "учительница будет ругать") – это тяжелые камни в рюкзаке за спиной. Попросить ребенка детально описать эти "камни". Затем вместе "достать" их по одному и оставить на воображаемой полке перед выполнением задания. После урока можно "забрать" обратно или "выбросить".

7.  "Смена Персонажа":

       Цель: Преодолеть страх ошибки, снизить перфекционизм.

       Упражнение: Предложить ребенку выполнить сложное задание не от своего имени, а от имени любимого героя (супергероя, персонажа мультфильма), который не боится ошибаться. Или от имени "Ученого-Исследователя", для которого ошибка – просто интересный результат эксперимента.

8.  "Аффирмации-Короткометражки":

       Цель: Заложить позитивные установки.

       Упражнение: Вместе с ребенком придумать короткие, ритмичные, позитивные фразы, связанные с учебой, и сопровождать их действиями:

  • "Мой мозг гибкий, учится легко!" (Пальчиковая гимнастика).
  • "Я справляюсь шаг за шагом!" (Шаги на месте).
  • "Ошибка – мой помощник в учебе!" (Дружелюбный жест рукой).

   Важно: Утверждения должны быть реалистичными и приниматься ребенком. Повторять регулярно.

IV. Упражнения на Интеграцию Тела и Ума в Процессе Обучения:

9.  "Письмо Телом":

       Цель: Снять напряжение с рук, улучшить моторику, активировать мозг.

       Упражнение:

  • Писать буквы/слова/решать примеры крупно в воздухе (рукой, носом, локтем, ногой!)
  • Писать пальцем на песке, манке, крем-брюле.
  • Лепить буквы/цифры из пластилина.
  • Обводить буквы наждачной бумагой для тактильных ощущений.

10. "Динамические Паузы с Смыслом":

       Цель: Восстановить концентрацию, снять статическое напряжение, закрепить материал.

       Упражнение: Короткие (2-5 мин) активные перерывы:

  • Попрыгать, называя слова на определенное правило/тему.
  • Хлопать в ладоши под ритм таблицы умножения.
  • Изобразить пантомимой изучаемое понятие (глаголы действия, природные явления, историческое событие).
  • Сделать несколько асан йоги (например, "дерево" для баланса, "кошка-корова" для гибкости спины).

11. "Кресло-Качалка для Мозга": (Для дислексии/дисграфии, СДВГ)

       Цель: Использовать ритмичные движения для улучшения обработки информации.

       Упражнение: Чтение или заучивание материала, сидя на фитболе, балансировочной доске (качалка) или просто ритмично покачиваясь на стуле. Ритм помогает синхронизировать работу мозга.

V. Упражнения на Создание Безопасной Среды и Ресурсных Состояний:

12. "Мое Место Силы":

       Цель: Создать внутренний ресурс спокойствия и уверенности.

       Упражнение: Помочь ребенку представить реальное или воображаемое место, где он чувствует себя абсолютно безопасно, спокойно и сильным (пляж, лесная поляна, комната с игрушками). Попросить задействовать все органы чувств (что видит, слышит, чувствует запах, осязает). "Закрепить" это состояние простым якорем (например, прикосновение к запястью большим пальцем). Тренироваться "входить" в это состояние по якорю перед уроками или при стрессе.

13. "Ритуал Начала и Окончания Уроков/Домашки":

       Цель: Структурировать время, снизить тревогу неопределенности, создать психологическую границу.

       Упражнение: Создать короткий (1-2 мин) предсказуемый ритуал:

  • Начало: Глубокий вдох/выдох, поставить бутылку с водой на стол, сказать установку ("Я готов!"), пожать руку себе или родителю.
  • Окончание: Убрать все со стола, глубокий вдох/выдох, сказать "Я молодец, что поработал!", небольшое приятное действие (объятия, любимая песенка).

Ключевые Принципы Применения:

1.  Системность и Регулярность: Упражнения дают эффект при постоянном, а не разовом применении. Включите 1-2 в ежедневную рутину.

2.  Добровольность и Игра: Предлагайте упражнения как игру, эксперимент. Не заставляйте. Будьте гибкими.

3.  Индивидуальный Подход: То, что помогает одному, может не подойти другому. Наблюдайте за реакцией ребенка. Адаптируйте.

4.  Сотрудничество: Работайте в связке с педагогами, школьным психологом и, если необходимо, детским психотерапевтом (особенно при выраженных психосоматических симптомах).

5.  Безоценочность: Фокус на процессе и ощущениях, а не на "правильности" выполнения упражнения.

6.  Терпение: Изменения требуют времени. Не ждите мгновенных чудес.

7.  Родительское Состояние: Ваше спокойствие и уверенность – важнейший ресурс для ребенка. Работайте и над своим состоянием.

Важно помнить: Эти упражнения – инструменты поддержки. Если трудности в обучении стойкие и сопровождаются выраженными психосоматическими симптомами (частые боли, рвота, обмороки, энурез, сильные тики), обязательна консультация с детским неврологом, психоневрологом и клиническим психологом/психотерапевтом для исключения медицинских причин и получения комплексной помощи. Психосоматика требует глубокого и часто индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома

Цель данной программы-содействие  социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...

Оказание помощи детям с трудностями в обучении

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения или трудности в об...

Система мер своевременной помощи детям, испытывающим трудности обучения и индивидуальной адаптации.

Делюсь опытом работы с ребенком с глубокой умственной отсталостью при индивидуальном обучении....

Выступление на педсовете "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации"

В выступлении "Модель реабилитационного пространства  как компонент образовательной среды  школы для детей с трудностями  в обучении и социализации" приводятся примеры организ...

Психологическое консультирование - целевая группа "Дети, испытывающие трудности в обучении". Структура трудностей

Огромное количество запросов, с которыми обращаются родители - трудности ребенка, связанные с обучением в школе. Предложенная таблица является попыткой систематизировать все возможные трудности. Матер...