Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации (из опыта работы)
материал по технологии на тему

Выступление на педсовете по проблеме воспитания и обучения трудных подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пронина Р.В., к.п.н.,

учитель технологии

МБОУ СОШ №10 г. Чехова

Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации (из опыта работы)

(выступление на педагогическом совете, февраль 2015г.)

Одним из показателей эффективности работы средних общеобразовательных школ является динамика реабилитационного процесса обучающихся с трудностями в поведении и социализации, изменение их социального статуса, успешная социализация выпускников школы. Достижение этого сопряжено с решением проблем по преодолению педагогической и социальной запущенности подростков.

Перед педагогическим коллективом ставится задача введения в практику образовательного учреждения модели реабилитационного пространства, подразумевающего обновление содержания учебно-воспитательной работы. В результате чего ожидается рост качественных показателей обученности и социализации выпускников школы.

Модель  включает реабилитационное пространство в виде микросреды, которая находится внутри школьной образовательной среды, вписывается в учебно-воспитательный процесс, где педагоги и специалисты (социальный педагог, психолог, медицинская сестра) согласованно взаимодействуют, разрабатывая и внедряя в образовательный процесс коррекционно-реабилитационные программы.

В центре реабилитационного пространства находится ученик с проблемами в обучении и социализации. Основными показателями личности выпускника являются три параметра:

- знать и уметь выполнять этические нормы, принятые в обществе;

- обладать сформированными нравственными установками;

- иметь адекватную самооценку и уметь реально определить свое ближайшее будущее.

На педагогов ложится дополнительная нагрузка по реализации поставленной задачи.

Классный руководитель:

- составляет Сводную характеристику проблем неуспешности учащихся по своим параметрам;

- анализирует результаты диагностики, совместно со специалистами разрабатывает тактики и стратегии работы с учениками;

- планирует и осуществляет работу по преодолению выявленных проблем учащихся, повышению уровня их воспитанности, социализации методами воспитательного воздействия в режиме групповой и индивидуальной работ.

Учитель:

- проводит диагностические исследования по Листу наблюдения, составляет Сводную характеристику проблем неуспешности по своим параметрам;

- анализирует результаты диагностики, совместно со специалистами разрабатывает тактики и стратегии работы с учениками;

- проводит в рамках своего предмета работу по восстановлению и коррекции учебных навыков, повышению уровня знаний учащихся, повышению мотивации и формированию социальных компетенций;

- подбирает методики, дидактический материал для работы.

Социальный педагог:

- проводит диагностические исследования по Листу наблюдения, составляет сводную характеристику проблем неуспешности учащихся по своим параметрам;

- анализирует результаты диагностики, совместно со специалистами разрабатывает тактики и стратегии работы с учениками и их родителями;

- проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции поведения и профилактике правонарушений;

- осуществляет консультации и занятия с родителями по правовым нормам взаимоотношений их с детьми;

- обеспечивает информацией о нарушениях подростками учебного режима и правил поведения вне школы.

Педагог-психолог:

- проводит диагностические исследования по Листу наблюдения, составляет сводную характеристику проблем неуспешности учащихся по своим параметрам;

- анализирует результаты диагностики, совместно со специалистами разрабатывает тактики и стратегии работы с учениками и их родителями;

- планирует и осуществляет корреционно-развивающие занятия по психолого-медико-педагогическому сопровождению и поддержке обучающихся с целью повышения их личностного уровня;

- проводит консультации с родителями, организует работу родительского клуба.

Администрация школы:

- создает условия для реализации поставленных задач;

- оценивает эффективность коррекционно-реабилитационной работы педагогов и специалистов на определенных этапах;

- оказывает помощь в подборе методик и  разработке программ занятий с учащимися и родителями;

- осуществляет контроль и оказывает помощь в подготовке аналитических материалов, оформлении результатов.

Рассмотрим проблемы и риски, которые затрудняют успешное развитие и социализацию детей в условиях школы. Для этого рассмотрим Лист наблюдения. При составлении перечня проблем исходили не из того, что должен развивать педагог, учитель, психолог, а из того, что он может изменить, на что может повлиять, в чем может помочь воспитаннику. Параметры Листа отбирались с учетом значимости проблем и реальных возможностей школы в их преодолении.

Перечень включаемых в лист наблюдения пунктов разработаны коллегиально и приняты на педагогическом совете. Проблемы дифференцированы по профилям наблюдателей.

№п.п

Проблемы. Шифр учащегося.

Сумма

1

Тревожность

2

Агрессивность

3

Проблемы общения

4

Снижен самоконтроль

5

Проблемы с обучаемостью

6

Отношения с родителями

7

Проблемы с моторикой

8

Проблемы с устной речью

9

Проблемы с письменной речью

10

Проблемы с памятью

11

Отклонения в психическом здоровье

12

Неполная семья

13

Неисполнение родительских обязанностей

14

Трудности в семье (алкоголь, болезнь и др.)

15

Проблемы с жильем

16

Финансовые трудности в семье

17

Возраст не соответствует классу

18

Совершил преступление

19

Совершил правонарушение

20

Употребляет алкоголь

21

Употребляет ПАВ

22

Курит

23

Проблемы с лицами иной национальности

24

Прогуливает школу

25

Прогуливает уроки

26

Опаздывает на уроки

27

Не принят коллективом

28

Не хочет участвовать в коллективных мероприятиях

29

Не идет на контакт с педагогом

30

Неадекватная реакция на замечания

31

Неустойчив к дурному влиянию

32

Не подчиняется правилам поведения

33

Использует нецензурные выражения в разговоре

34

Использует нецензурные выражения в гневе

35

Проблемы с этическими требованиями поведения

36

Проблемы с отношением к культурным ценностям

37

Проблемы с отношениями к труду

38

Проблемы с нравственными установками

39

Уровень знаний по предмету

40

Мешает учителю на уроке

41

Отвлекает от занятий других учащихся

42

Часто отвлекается на уроке

43

Не воспринимает инструкцию с первого раза

44

Не умеет обратиться за помощью

45

Нет интереса к учебному предмету

Итого:

Учитываемые показатели:

46

Сколько школ поменял

47

С какого класса учится в данной школе

48

Видимые отклонения в физическом здоровье

3

Рассмотрим технологию работы с Листом наблюдений. По результатам наблюдения за трудным подростком в течение сентября, выявляются проблемы, которые вводятся в столбец «Проблемы». Имена учащихся зашифрованы. Например, Иванов Егор, ученик 8кл.  Имеет шифр И-8.  Каждый специалист заполняет определенные пункты: с 1-6  психолог; с 7- 11 — дефектолог; с 12-22, 46-47 — социальный педагог; с 23-38 — классный руководитель; с 39-45 — учитель. Показатели пунктов 11, 46, 47, 48 — неизменны и используются для сведения при принятии решений. В графе 11 «Отклонения в психическом здоровье» выставляется две оценки: 3 балла, если ученик стоит на учете у психиатра, 0 баллов, если не стоит.

Результаты исследований (наблюдений, диагностики) оцениваются баллами:

- 0 — отсутствие проблемы;

- 1 — скорее нет, чем есть;

- 2 — скорее есть, чем нет;

- 3  - явное наличие проблемы.

Приведем примеры одной из проблем эмперических показателей по профилям.

1.  Профиль «Педагог-психолог». Проблемы с общением: 0 — спокоен в общении с другими, дружелюбен; 1 — иногда проявляет признаки враждебности; 2 — часто проявляет враждебность по отношению к другим людям; 3 — в общении всегда враждебен.

2. Профиль «Учитель». Проблема «Мешает учителю на уроке»: 0 — никогда не мешает учителю на уроке; 1 — иногда мешает учителю на уроке; 2- часто мешает учителю на уроке; 3 — постоянно мешает учителю на уроке.

3. Профиль «Классный руководитель». Проблема «неустойчив к дурному влиянию»: 0 — устойчив к дурному влиянию. Самодостаточен; 1 — иногда может попасть под дурное влияние, бывали разовые случаи; 2 — внушаем, может попасть под дурное влияние; 3 — легко попадает под дурное влияние, подвержен дурному влиянию в высокой степени.

4. Профиль «Социальный педагог». Проблема «Употребляет алкоголь»:  0 — не употребляет алкоголь; 1 — иногда употребляет слабоалкогольные напитки; 2 — часто употребляет слабоалкогольные напитки; 3 — употребляет алкоголь систематически, состоит на учете у нарколога.

После составления Листа наблюдения и анализа возникших проблем выбираются направления коррекции либо по группам,  либо индивидуальные. Составляется план коррекционных мероприятий, определяются специалисты, кто будет заниматься данной проблемой.

Приведем примеры общих ориентиров коррекции. Так, по проблеме «Уровень знаний по предмету» или «Освоение материала урока» учителю необходимо применить следующее:

-  создать план индивидуальной работы с учащимся;

- активизировать деятельность на уроке: игровые методики, выстраивание конструктивных взаимоотношений с учащимися, привлечение их к внеурочной деятельности, подбор дидактических материалов и др.

Если ребенок неустойчив к дурному влиянию, то психолог, социальный педагог выстраивают с ним социальное сопровождение, помогают выбрать значимое лицо, установление доверия с родителями, составляют план проведения превентивных мероприятий.

Если ребенок агрессивен в разных ситуациях, необходимо совместное воздействие всех педагогов и специалистов по следующим направлениям: развитие эмоционально-личностной сферы, повышение личностного роста, применение ювентальных технологий применения, связь с родителями и согласованность единых требований к ребенку.

В образовательном учреждении должны применяться Единые педагогические требования к учащимся всеми педагогическими работниками и специалистами школы.

                                             

                                                        4

Можно выделить следующие требования:

1. Опоздание учащегося на урок.

2. Отсутствие у учащегося школьных принадлежностей.

3. Срывы уроков. Отказ от деятельности на уроке.

4. Нецензурная брань, оскорбительные выражения и циничные разговоры.

5. Прогулы (одноразовые и длительные).

6. Неподготовленность к уроку (нет выполненного домашнего задания и др.)

На каждого ученика составляются индивидуальные планы коррекции проблем. Приведем пример. Ученик 8 класса Иванов Егор (Шифр И-8).

Учащийся

Проблема

Программа коррекцион-ной работы

Содержание коррекционных занятий

Взаимосвязь специалистов

И-8

Проблемы  обучаемости

Психолого-педагогическое консультирование по преодолению учебных трудностей

1. Самоопределение ученика относительно предмета консультирования.

2. Контрольная работа для выявления учеником собственных ошибок.

3. Работа над ошибками, выбор учеником ошибки, над которой он будет работать.

4. Реконструкция и анализ собственного способа действий.

5. Изменение способа действий.

Контрольная работа для выявления недостатков способа.

Учитель, психолог, классный руководитель

Неуверенность

Выбор профессии

1. Работа по образу будущего.

2. Составление карты интересов учащегося.

3. Привлечение к экскурсии в профессиональные учебные заведения.

4. Работа с родителями.

Классный руководитель, специалист по профориентации.

Злоупотребление алкоголя

Привлечение к здоровому образу жизни

1. Консультации медиков.

2. Запись к спортивную секцию и контроль над посещаемостью.

3. Консультирование родителей.

4. Индивидуальные беседы.

5. Просмотр видеороликов о вреде алкоголя.

Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог.

В апреле месяце проводится вторая диагностика и в конце года  заполняется Лист наблюдения по каждому учащемуся. Анализируются показатели, делаются выводы.

                                                       5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ как компонент образовательной среды школы»

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому о...

Проблема снятия трудностей при обучении французскому языку (из опыта работы)

В данном пособии автором обобщен опыт работы по снятию трудностей при обучении французскому языку: описаны методические приемы, помогающие усвоить лексику, грамматику в более доступной, в том числе иг...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Выступление на педсовете "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации"

В выступлении "Модель реабилитационного пространства  как компонент образовательной среды  школы для детей с трудностями  в обучении и социализации" приводятся примеры организ...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...