Родительское собрание «Профилактика и противодействие деструктивному поведению подростков»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Курбатова Екатерина Валерьевна

Методическая разработка 2025

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_med.razrabotki_2025.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

XVII областной конкурс на лучшую методическую разработку по профилактике социально-негативных проявлений

среди детей и подростков

Родительское собрание

«Профилактика и противодействие деструктивному поведению подростков»

Автор: социальны педагог

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

Курбатова Екатерина Валерьевна

Адрес: Иркутская обл., р.п. Чунский

Чунского района, ул Ленина, 71

тел. 89646597652

e-mail. class="c7 c15">

январь, 2025 г.

Проблема агрессивного поведения обучающихся в обществе достаточно актуальна в наши дни. Поэтому профилактика девиантного поведения несовершеннолетних становится одним из основных направлений воспитательной работы. Многообразие деструктивных форм поведения, увеличение численности несовершеннолетних с девиантным поведением, сложность и своеобразие предпосылок отклоняющегося поведения обусловливают необходимость проведения профилактической работы, направленной на оказание помощи обучающемуся в процессе его социализации, сдерживание роста девиации.

Целевая аудитория: родители обучающихся 5 - 9 классов;

Продолжительность родительского собрания по времени: 30-40 минут;

Форма проведения: родительское собрание с участие психолога, социального педагога, инспектора ПДН;

Методы работы: лекция, дискуссии;

Место проведения: МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский, каб. 309

Материалы (оборудование): ноутбук, проектор, экран.

Цель родительского собрания:

Сформировать у родителей представление о девиантном поведении детей.

Задачи родительского собрания:

#1054;беспечение системного комплексного подхода педагогических работников образовательного учреждения в организации профилактической деятельности со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

#1054;казание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся, родителям, педагогам в решении проблем по вопросам обучения и развитию обучающихся, профилактики правонарушений.

#1056;азработка методических рекомендаций по профилактике и коррекции деструктивного поведения обучающихся в образовательной среде.

Выступление социального педагога:

Число семей «группы риска» растет, так же растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. И, казалось бы, благополучная, полная, обеспеченная семья может попасть в «группу риска», если у вашего ребенка наблюдается деструктивное поведение.

Деструктивное поведение – это противоречащее поведение, нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральны ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт. Это поведение, включает, непослушание, открытое неповиновение, вербальную и физическую агрессию, гиперактивность, импульсивность, лживость, воровство, вандализм и злоупотребление психоактивными веществами.

Причинами деструктивного поведения могут являться:

  • непонимание в семье, вызов семье;
  • нежелание быть как все;
  • желание утвердиться, привлечь к себе внимание;
  • неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;
  • дань моде;
  • жестокие компьютерные игры, копирование образцов западной культуры;
  • не организована внеурочная занятость;
  • вызов обществу, возможность проявить протест;
  • любопытство, стремление познать и испытать как можно больше;
  • не знание законов.

Очень часто причиной может стать:

  1. Стиль семейного воспитания (где сильный может легко обидеть слабого; младший не уважительно относится к старшим; негативное отношение к животным и т.д.);
  2. Чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающее безопасности ребенка (насилие в семье; буллинг в школе или в обществе, возможно потеря близкого человека и т.д.);
  3. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами неудовлетворение определенных потребностей (в качестве наказания, лишение ребенка телефона, запрет гулять, отказать в покупке чего-либо и т.д.);
  4. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Проявления у несовершеннолетних деструктивного поведения могут стать источником опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребёнка не редко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.)

Ребенок, поведение которого считается разрушительным (деструктивном), отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства;
  • суицидальное поведение;
  • нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;
  • склонность к депрессии;
  • неспособность сопереживать;
  • тревожность, перерастающая в грубость;
  • интернет зависимость, патологическая страсть к азартным играм;
  • изменения в поведении (рисует жуткие и пугающий картины; уходы из дома; использование в речи нехарактерных выражений, слов и др.);
  • изменение во внешнем виде (появление синяков и царапин; нежелание следить за внешним видом; появление у ребенка собственного источника дохода и др.).

Если вы заметили у своего ребенка единовременно наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях. Вашему ребенку требуется психологическая помощь.

Выступление школьного психолога:

Для выявления детей и подростков с нарушениями поведения школьными психологами используются диагностические методики.

Каждый психолог может выбрать из широкого набора приведенного примерного пакета диагностических методик именно те методические средства, которые необходимы для проведения обследования конкретного подросток и оценки его особенностей развития и поведения.

Примерный перечень методик, предназначен для обследования несовершеннолетних подросткового возраста (11-15 лет)

  1. Метод наблюдения за поведением подростка и взаимодействием его со взрослыми в ситуации обследования.
  2. Беседа.
  3. Анализ материалов личного дела.
  4. Таблицы Шульте.
  5. Отсчитывание по Крепелину.
  6. Исследование мнестической деятельности (методика «10 слов»).
  7. Методика «Пиктограмма».
  8. Запоминание короткого рассказа.

Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений.

Институтом социализацией детей является Семья и Школьная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально – этические ориентиры и общая направленность поведения.

В школе проходят различные мероприятия для профилактики деструктивного поведения:

  • Включение вопросов профилактики деструктивного поведения в урочную деятельность;
  • Включение вопросов профилактики деструктивного поведения в предметные недели;
  • Включение вопросов профилактики деструктивного поведения в предметные олимпиады школьного тура учителя-предметники Всероссийской олимпиады школьников;
  • Классные часы по профилактике деструктивного поведения обучающихся;
  • Общешкольные мероприятия по профилактике деструктивного поведения обучающихся 1 раз в четверть;
  • «Всемирный день здоровья»;
  • Месячник безопасности;
  • Месячник профориентации;

Тематические дни:

  • «Всемирный день борьбы с алкоголизмом»;
  • «День толерантности»;
  • «День правовой помощи детям»;
  • «Международный день инвалидов»;
  • «День волонтёра»;
  • «Всемирный день здоровья»;
  • «Международный день семьи»;
  • «Международный день детского телефона доверия»;
  • «Международный день борьбы с табакокурением».

Рекомендации для родителей:

  1. Интересуйтесь делами вашего ребёнка, событиями его жизни (какие взаимодействия с учителями, с кем дружит и тд), так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.
  2. Учите правилам безопасного поведения, в том числе в сети Интернет, так вы научите ребёнка нести ответственность за собственную безопасность.
  3. Показывайте ребёнку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребёнка авторитетом, так вы сформируете у ребёнка пример правильного поведения.
  4. Формируйте у ребёнка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию, так он выработает внутреннее устойчивое стремление к развитию в противовес саморазрушению.
  5. Поддерживайте ребёнка в ситуациях неудач, помогайте пережить тяжелый чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги), так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.
  6. Вырабатывайте неприязненное отношение у ребенка е деструктивным поступкам других людей («это плох», «так нельзя», «человек обижающий другого - слабый человек» и т.п.), формируйте у ребенка ценностное отношение жизни, добру, труду, здоровью и т.д., так вы создадите у ребенка прочную внутреннюю опору.
  7. Обращайте внимание на резкие изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком психического или психологического неблагополучия ребёнка. Часто изменения являются следствием взросления вашего ребенка и нуждаются в их поддержании и развитии.
  8. Беседуйте с ребёнком , выясняйте мотивы его поступков («Зачем ты так сделал?», «Для чего тебе?»), твк вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное противоречием, поймете потребности ребёнка, научите ребенка осознанному поведению.
  9. Делитесь с ребенком собственным детскими, юношеским опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддержите в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний, так вы поддержите в ребенке веру в его «нормальность», в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.

Выступления инспектора ПДН:

Уважаемые родители! Хочу вам напомнить, что как правило, подростки с деструктивным поведением, очень часто совершают правонарушения, за которые наступает административная и даже уголовная ответственность:

  • С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенными ими самостоятельно, а так же причиненный ими вред.

В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).

  • С 14 лет – уголовная ответственность наступает за некоторые виды преступления.
  • С 16 лет – полная уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.

Лицо признается достигшим определенного возраста на следующие за днем рождения сутки.

Какие правонарушения будут относится к административным?

  • Проституция;
  • Мелкое хищение (сумма украденного не превышает стоимости 1 000 рублей, если более 1000 рублей, то это уже уголовная статья);
  • Мелкое хулиганство (роспись стен зданий, нарушение покоя граждан в определенное время суток, нанесение телесных повреждений, нецензурная брань в общественных местах и тд);
  • Распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии опьянения;
  • Уничтожение или повреждение чужого имущества;
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб и тд.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗА КОТОРЫЕ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ С 14 ЛЕТ!

Давайте посмотрим какие это правонарушения:

  • умышленное убийство;
  • умышленное причинение вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • кража;
  • грабеж;
  • разбой;
  • вымогательство;
  • неправомерное завладение автомобилем;
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества;
  • терроризм;
  • захват заложника;
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (действия совершены с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
  • вандализм (осквернение зданий или иных сооружений; порча имущества в общественном транспорте и тд.).

Уважаемые папы и мамы! ПОМНИТЕ!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей

ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Родительское собрание "Профилактика употребления вредных веществ среди подростков"

Перед  презентацией родителям  учащихся был  показан социальный  ролик о вреде ПАВ.Затем даны рекомендации....

Методическое пособие по профилактике и противодействию деструктивного поведения несовершеннолетних (подготовлено ГМО педагогов-психологов г.Северобайкальска)

В настоящее время в сети Интернет отмечается следующая градация вовлеченности активных профилей по направлениям:анархизм - 228 157 аккаунтов;подражание криминальному поведению - 233 800 аккаунтов;скул...

Презентация родительского собрания "Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних"

Презентация родительского собрания "Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних"...

Родительское собрание «Профилактика деструктивного поведения обучающихся»

Деструктивный вид поведения - отклонение от общепринятой нормы поведения, морали и носит разрушительный характер. Чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходн...

Родительское собрание "Профилактика деструктивного поведения подростков"

Родительское собрание «Профилактика деструктивного поведения подростков»Цель: формирование у родителей положительной мотивации на участие в профилактической работе школы.Задачи:- повышение...