Разработка урока по учебному предмету «История Отечества». Тема: Битва на Куликовом поле. 7 класс
план-конспект урока (7 класс)

Тема урока "Битва на Куликовом поле" ракрывает борьбу русского народа за независимость с могущественным врагом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulikovskaya_bitva.doc775 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Разработка урока

по учебному предмету «История Отечества»

7 класс

Тема: Битва на Куликовом поле.

Разработчик: Гулидова Марина Петровна,

                       учитель первой квалификационной категории

Зеленогорск, 2023 г

Тема: Битва на Куликовом поле.

Цель: показать борьбу русского народа за независимость.

Задачи: 

Образовательные: выявить понимание факторов, определяющих  победу или поражение в битве;

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу.

Термины о понятия: полк, пехота, воевода.

Оборудование и материалы: схема Куликовской битвы, картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», Лента времени, учебники, тетрадь, атлас.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Желаю вам удачи и хороших оценок!

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя.

Ввиду обширности и многоплановости содержания урок проводится без проверки знаний по содержанию прошлого урока.

Перед началом изучения учитель говорит, что в течение урока нужно обсудить вопрос, почему русский народ  победил в Куликовской битве.

На доске записан вопрос:

«Почему Русь поднялась на открытую борьбу против ига Золотой Орды?»

- Почему Орда смогла собрать большое и хорошо вооружённое войско?

Краткая беседа по вопросам.

Учитель записывает:

«Куликовская битва - 8 сентября 1380 г.» и напоминает, что это событие и дату надо запомнить (обучающиеся записывают дату  в тетрадь).

Изучение данной темы проводится на основе рассказа  о Куликовской битве (обучающиеся слушают рассказ)

Утром 8 сентября 1380 года русские войска переправились через реку Дон и вышли на Куликово поле (показ пути продвижения русских на крате), обучающиеся следят за показом на карте.

Работа со схемой.

- Почему Дмитрий Иванович выбрал для битвы поле? (очень удобное для расположения войск поле).

- Почему оно так называлось? (здесь гнездовались птицы кулики)

- Как Дмитрий построил свои войска? (с помощью схемы учитель рассказывает о боевом порядке русского войска), (обучающиеся слушают объяснения учителя, рассматривают рисунок-схему.

Словарная работа: пехота, воевода.

- Чем были вооружены русские воины? (демонстрация иллюстрации «Утро на Куликовом поле»). Обучающиеся рассматривают иллюстрацию, перечисляют вооружение, доспехи русских. Используют слова, написанные на доске: рогатина, секира.

Работа с иллюстрацией «Поединок Пересвета с Челубеем»

Беседа по иллюстрации (обучающиеся рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, участвуют в беседе по иллюстрации).

- Где находился русский воин, а где монгольский?

- Чем закончился поединок?

- Что означал поединок перед боем по традициям того времени?

Работа с текстом учебника (о заключительном этапе битвы).

Один обучающийся читает указанный учителем абзац, остальные следят.

- Чем закончилась битва? (обучающиеся дают ответ)

- Почему русский народ победил в Куликовской битве? (обучающиеся участвуют в разборе вопроса, высказывают свои мнения.

 Учитель конкретизирует, дополняет ответы обучающихся (на доске заранее записаны ответы).

Учитель кратко проговаривает изученный материал, делает вывод (обучающиеся слушают вывод по теме).

Первичное закрепление нового материала

Беседа по вопросам:

(обучающиеся участвуют в беседе, дают полные ответы)

- Когда проходила Куликовская битва?

- Где проходила Куликовская битва?

- Кто руководил русским войском?

- Чем закончилась битва?

- Почему Дмитрий  получил прозвание «Донской»?

Подведение итогов

Комментарии, объявление отметок за работу (обучающиеся слушают комментарии учителя)

Схема «Куликовская битва»

IMG_256

Картина А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»

IMG_256

Картина  М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»

IMG_256

Лента времени

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 8 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 8 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

АООП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 7-9 классы

АООП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 7-9 классы...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету «История отечества». 8 класс

Рабочая программа по предмету: «История Отечества» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 9 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 9 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения на дому учебного предмета "История Отечества" 7 класс. 2024-2025 г.

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения на дому учебного предмета "История Отечества" 7 класс....