Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществоведения
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведения. Составляющие здоровья человека. Дидактические игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Здоровьесберегающие технологии
на уроках истории и обществоведения
Учитель: Гулидова Марина Петровна,
учитель первой квалификационной категории
Зеленогорск, 2023 г
Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках истории и обществоведения
Как же решаются поставленные учителем задачи на уроках истории?
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
- Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
- Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к само регуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Физическое здоровье
Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. На каждом уроке слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз.
Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы).
На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, т.к. обучающимся необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.
Психоэмоциональное здоровье
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие обучающихся.
Со слабыми детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими обучающимися.
Современное общество волнует как физическое, так и моральное здоровье наших детей, в частности такие негативные тенденции как потери нравственных идеалов, потребительское настроение, нежелание трудиться, распространение наркомании, курения, употребления спиртных напитков, преступности. Необходимо организовать передачу знаний по предотвращению отдельных болезней на уроках.
Например:
- при изучении темы «Древняя Русь» рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых людей были чеснок и лук?»;
- при изучении темы «Образование Киевской Руси» обращается внимание на физическое и нравственное здоровье человека.
- при изучении эпохи Средневековья подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
Социально-нравственное здоровье
На уроках обществоведения обозначается, что значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами. Обсуждая экологические проблемы и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Обучающиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
На уроках истории применяется дидактическая игра «Аукцион имен» (игра отражает систему ценностей нравственных качеств человека и его взаимоотношений с внешним миром).
Эта игра проводится на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из обучающихся может купить её, т. е., подняв руку, назвать любое историческое лицо (например, богатырь Алеша Попович) описать его нравственные и физические качества (ответ: правильно питался, вёл здоровый образ жизни, поэтому был сильным, волевым и т.д.).
Дидактическая игра «Отгадай героя». Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры (Он был заточен в монастырь? Подсыпали отраву в еду? Пострадало его здоровье? и др.). Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
"Здоровьесберегающие технологии на уроке истории"
Комплекс упражнений для здоровьясбережения, разработанный для выполненияи во время урока, в частности, истории....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".
Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...