Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР "Умные пальчики"
проект
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Если при работе с ребенком с ТМНР мы хотим научить его говорить (хотя бы попытаться), педагог должен заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Но мелкая моторика рук развивает не только речь, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 912.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»
Доклад
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР «Умные пальчики»
2025 г.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Если при работе с ребенком с ТМНР мы хотим научить его говорить (хотя бы попытаться), педагог должен заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Но мелкая моторика рук развивает не только речь, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо, так как вся будущая жизнь ребенка будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое.
Казалось бы, просто, однако ничего из этого ребенок не сможет выполнять, если его мелкая моторика не будет развита.
Наиболее типичными для обучающихся с ТМНР являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Такая работа проводится в рамках реализации проекта «Развитие мелкой моторики обучающегося на дому с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) «Умные пальчики»
Прежде чем перейти непосредственно к проекту, расскажу о ребёнке, с которым реализуем проект: мальчику10 лет, третий год обучения по СИПР. Общая и мелкая моторика развиты недостаточно, координация движений нарушена. Связная речь отсутствует, есть звукоподражания, отдельные слоги и несколько слов. Ребёнок понимает обращённую речь на бытовом уровне. Понимает простые речевые инструкции. Навыки самообслуживания не сформированы.
Переходим непосредственно к проекту «Умные пальчики». Проект рассчитан на один учебный год.
Цель: Преодоление недостатков развития мелкой моторики посредством игровой деятельности.
Задачи проекта:
- Формирование мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- Развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений.
- Развитие изобразительных и графических навыков.
- Развитие двигательной памяти, произвольности и точности движений.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
- Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать свои действия.
- Развитие глазомера, точности движений пальцев рук, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- Пополнение развивающей среды.
- Заинтересованность родителей в совершенствовании мелкой моторики детей в быту дома, пополнение их знаний по данной теме.
- Развитие речи детей, мышления, познавательного интереса, творчества, воображения.
План осуществления проекта.
I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Содержание деятельности 1 этапа:
диагностика уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка у детей на входе в программу;
создание предметно-развивающей среды для практического решения задач, поставленных программой.
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
I НАПРАВЛЕНИЕ - коррекционная работа с ребёнком, направленная на формирование и развитие мелкой моторики в специально организованной деятельности, в совместной деятельности учителя и ребёнка, во время проведения бытовых процессов.
II НАПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие с родителями
Цель: установить партнерские отношения с родителями, объединить усилия в процессе формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.
Более подробно остановимся на работе по первому направлению: коррекционной работе с ребёнком. Данная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса и развитию двигательных функций руки
Примерный перечень материалов и оборудования:
- массажные мячики;
- прищепки разных цветов;
- пальчиковый бассейн;
- карточки с описанием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр;
- игры-шнуровки;
- пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
- мозаика, пазлы;
- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
- пластмассовые и деревянные фигурки;
- сенсорные дорожки;
- образцы графических рисунков;
- образцы «пальчиковых шагов»;
- обводки, трафареты;
- природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).
Предметно-развивающую среду рекомендуется изменять с учетом практического опыта ребёнка.
Основные формы работы с детьми по развитию мелкой моторики - игры и упражнения.
Пальчиковые игры и упражнения. Тантамарески - это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.
Приёмы Су-Джок терапии.
Игры с сыпучими материалами (крупами, песком, солью и др.)
Игры с предметами: счетными палочками, пуговицами. прищепками
Работа с пластилином
Шнуровки, упражнения с нитками.
Сенсорные дорожки.
Штриховки, рисование, раскрашивание, работа с трафаретами
II НАПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие с родителями
Цель: установить партнерские отношения с родителями, объединить усилия в процессе формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.
Участие родителей в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями:
- Печатные рекомендации, памятки.
- Консультирование и беседы (проводятся по мере необходимости).
- Методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в полугодие и по мере необходимости) - включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.
Собранный методический и практический материал по развитию мелкой моторики детей предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.
III ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Цель: диагностика уровня развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья на выходе из программы.
- Мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
- Разработка рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики рук.
- Сообщение на ШМО: «Творческое развитие детей с интеллектуальными нарушениями в процессе игр на развитие мелкой моторики»
- Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук ребенка.
Работа по реализации проекта продолжится до конца учебного года, и будут подведены итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.
Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики (образовательная область «Познание») для детей группы «О...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Проект по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР "Активные пальчики"
Развитие и движение пальцев рук...

