Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР "Умные пальчики"
проект

Галина Дмитриевна Безносова

Доказано, что и мысль,  и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения  работоспособности головного мозга.

Если при работе с ребенком с ТМНР мы хотим научить его  говорить (хотя бы попытаться), педагог  должен заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Но мелкая моторика рук развивает не только речь, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_pps.docx912.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»

Доклад

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР «Умные пальчики»

2025 г.

 «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Доказано, что и мысль,  и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения  работоспособности головного мозга.

Если при работе с ребенком с ТМНР мы хотим научить его  говорить (хотя бы попытаться), педагог  должен заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Но мелкая моторика рук развивает не только речь, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо, так как  вся будущая жизнь ребенка будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое.

Казалось бы, просто, однако ничего из этого ребенок не сможет выполнять, если его мелкая моторика не будет развита.

Наиболее типичными для обучающихся с ТМНР  являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Такая работа проводится в рамках реализации   проекта «Развитие мелкой моторики обучающегося на дому с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) «Умные пальчики»

 Прежде чем перейти непосредственно к проекту, расскажу о ребёнке, с которым реализуем проект: мальчику10 лет, третий год обучения по СИПР. Общая и мелкая моторика развиты недостаточно, координация движений нарушена. Связная речь отсутствует, есть звукоподражания, отдельные слоги и несколько слов. Ребёнок понимает обращённую речь на бытовом уровне. Понимает простые речевые инструкции. Навыки самообслуживания не сформированы.

Переходим непосредственно к проекту «Умные пальчики». Проект рассчитан на один учебный год.

Цель: Преодоление недостатков развития мелкой моторики посредством игровой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формирование мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  2. Развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений.
  3. Развитие изобразительных и графических навыков.
  4. Развитие двигательной памяти, произвольности и точности движений.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
  • Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать свои действия.
  • Развитие глазомера, точности движений пальцев рук, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Заинтересованность родителей в совершенствовании мелкой моторики детей в быту дома, пополнение их знаний по данной теме.
  • Развитие речи детей, мышления, познавательного интереса, творчества, воображения.

План осуществления проекта.

I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Содержание деятельности 1 этапа:

        диагностика уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка у детей на входе в программу;

        создание предметно-развивающей среды для практического решения задач, поставленных программой.

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

I НАПРАВЛЕНИЕ - коррекционная работа с ребёнком, направленная на формирование и развитие мелкой моторики в специально организованной деятельности, в совместной деятельности учителя и ребёнка, во время проведения  бытовых процессов.

II НАПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие с родителями

Цель: установить партнерские отношения с родителями, объединить усилия в процессе формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.

  Более подробно остановимся на работе по первому направлению: коррекционной работе с ребёнком. Данная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса и развитию двигательных функций руки

Примерный перечень материалов и оборудования:

  • массажные мячики;
  • прищепки разных цветов;
  • пальчиковый бассейн;
  • карточки с описанием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр;
  • игры-шнуровки;
  • пособие по застегиванию  пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
  • мозаика, пазлы;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • пластмассовые и деревянные фигурки;
  • сенсорные дорожки;
  • образцы графических рисунков;
  • образцы «пальчиковых шагов»;
  • обводки, трафареты;
  • природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).

Предметно-развивающую среду рекомендуется изменять с учетом практического опыта ребёнка.

Основные формы работы с детьми по развитию мелкой моторики  - игры и упражнения.

Пальчиковые игры и упражнения.       Тантамарески - это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.

Приёмы Су-Джок терапии.

Игры с сыпучими материалами (крупами, песком, солью и др.)

Игры с предметами: счетными палочками, пуговицами. прищепками

Работа с пластилином

Шнуровки, упражнения с нитками.

Сенсорные дорожки.

Штриховки, рисование, раскрашивание, работа с трафаретами

        II НАПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие с родителями

Цель: установить партнерские отношения с родителями, объединить усилия в процессе формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.

Участие родителей в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями:

  • Печатные рекомендации, памятки.
  • Консультирование и беседы (проводятся по мере необходимости).
  • Методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в полугодие и по мере необходимости) - включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.

Собранный методический и практический материал по развитию мелкой моторики детей предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.

III ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Цель: диагностика уровня развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья на выходе из программы.

  • Мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  • Разработка рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики рук.
  • Сообщение на ШМО: «Творческое развитие детей с интеллектуальными нарушениями в процессе игр на развитие мелкой моторики»
  • Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук ребенка.

Работа по реализации проекта продолжится до конца учебного года, и будут подведены итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.

Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     ...

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     ...

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики  (образовательная область «Познание») для детей группы «О...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...