Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.
    статья на тему

    Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие  мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития пальцев рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. [1]

    Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. [3]

    Нарушение речи  является достаточно распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического восприятия и других процессов, у детей возникнут трудности в общении с окружающими, а также определенные изменения личности, когда закомплексованность будет мешать ему учиться, и раскрывать природные и интеллектуальные возможности.

    Так же у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Отмечаются трудности в  воспроизведении поз руки и пальцев, затруднения  при выполнении попеременных движений,  движения неточные, неплавные и т.д.

    В условиях нашего детского сада, на логопедическом пункте оказывается специализированная логопедическая помощь детям нуждающихся в коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, лексико – грамматического строя речи и т.д.  

    Учитывая взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и  развития речи ребенка (об этом говорилось ранее) одним из направлений работы учителя – логопеда, и является формирование и развитие пальцевой моторики у детей дошкольного возраста.

    Для этого, с  целью развития мелкой моторики пальцев рук, в своей работе я использую различные виды пальчиковой гимнастики. Работу по развитию мелкой моторики  провожу систематически, уделяя ей 3 – 5 мин ежедневно.  Пальчиковая гимнастика проводится  и в начале занятия – для разминки, и в середине – для отдыха, а так же в качестве дополнительной паузы - наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания; и в конце занятия. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе.]

    Также в работе по развитию мелкой моторики пальцев рук  применяю самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Массаж может производиться взрослым или самостоятельно самим ребенком. Упражнения использую как с речевым  и без речевого сопровождения.

    Вот некоторые упражнения без использования  речевого сопровождения: поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны, разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца; интенсивные движения пальцев вперед-назад, вверх-вниз, по кругу;  сгибание-разгибание всех пальцев одновременно и т.д.

    Так же использую массаж с использованием предметов: массаж поверхностей ладоней  мячиками – ежиками, прыгунками, шишками; массаж шестигранными карандашами (грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания,  снимают напряжение); массаж грецкими орехами (каштанами) и т.д.

    Особенно ребята любят выполнять такой вид упражнения как конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов. Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать каких - либо предметы или живых существ. Это помогает так же ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, мы разыгрываем сценки или небольшие сказки, распределив роли между логопедом и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

    И игры со спичками, палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений, предметов, складывание колодцев. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

    Так же использую: игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры; игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивают хорошую тренировку пальцев; игры с разноцветными прищепками, стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев; собирание пирамидок, матрешек, кубика - Рубика и игрушек-вкладышей; нанизывание бус, рисование по трафарету букв, геометрических фигур; штриховку; рисование – соединение фигур по точкам, пунктирным линиям; раскрашивание и штриховка рисунков.

    Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики подобраны в всоответсвии с последовательности лексических тем на весь учебный год.

    При такой целенаправленной работе идет развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников с нарушением речи, а также развитие связной речи, мышления и других психических функций.

    Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д. Подготавливают руки к письму.

    Литература:

    1. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч.1. М., 1930.– 238 с.

    2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

    3. Озеров В.П. Психомоторные особенности человека./ Озеров В.П. – Дубна: Феникс 2002. – 316 с.

    4. Плотникова Н.А. Основные направления реализации равных возможностей в образовании детей с нарушениями речи в условиях детского сада /Н.А. Плотникова //Дошкольное образование в XXI веке: материалы Междунар. науч.-практ. семинара.. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Премена», 2010. – 339.с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие моторики у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата»

    Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья....

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке...

    Советы родителям детей имеющих нарушение звукопроизношения

    Исправление звукопроизношения.Артикуляционная гимнастика...

    Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

    Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...

    ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Упражнения на формирование правильного дыхания при нарушении звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

    Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

    Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...