Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
материал по теме

Лобанова Светлана Владимировна

Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения    у детей дошкольного возраста

1.Организация полноценной речевой среды.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, сначала механического, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот  процесс. Поэтому рекомендации родителям могут быть такими:

  1. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
  2. Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
  3. Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести 2-3 раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. А излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

2. работа по развитию артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, уточнялись и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет   3-5 минут. Каждое упражнение проводится 5-6 раз:

  1. - «ЛОПАТОЧКА»- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5секунд.
  2. - «ЧАШЕЧКА»- рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  3. - «ИГОЛОЧКА»- рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  4. - «ГОРКА»- рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10секунд.
  5. - «ТРУБОЧКА»- рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5секунд.
  6. - «КАЧЕЛИ» - рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  7. - «ЛОШАДКА»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Следить, чтобы нижняя челюсть была почти неподвижна.
  8. - «МАЛЯР» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Следить, чтобы подбородок при этом не шевелился (придержать его рукой).

3.организация работы по развитию речевого дыхания.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные игры и упражнения:

  1. Дуть на легкие шарики, играть на музыкальных духовных инструментах;
  2. Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри,
  3. Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (играть в «футбол»).
  4. Необходимо проводить ежедневно дыхательную гимнастику:
  1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – и одновременно сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6раз).
  2. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывать отдыхающую указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. Во время выдоха широко открыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5-6раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Направления в профилактике нарушений звукопроизношения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Консультация для родителей о профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Полезные советы родителям о том, как поддерживать зрение ребёнка в норме...

Офтальмотренажеры как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Около девяноста процентов всей полученной информации об окружающем его мире ребенок познает, используя свой зрительный орган. В наше время нагрузка на глаза детей очень большая, а отдыхают они только ...