Выступление на семинаре по дефектологии "Личностное развитие детей через формы внеклассной работы"
статья
Роль внеурочной трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка с нарушением интеллекта труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение в коррекционных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время.
На внеурочных занятиях обучающиеся раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои умения и навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская образовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление
на семинаре по дефектологии
на тему:
«Личностное развитие детей через формы внеклассной работы»
Подготовил учитель трудового обучения:
Холодова Е.А.
Февраль 2023 г.
Роль внеурочной трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка с нарушением интеллекта труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение в коррекционных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время.
На внеурочных занятиях обучающиеся раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои умения и навыки.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что эти дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением и воспитанием в специальной школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить обучающихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Обучающиеся младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной. Обучающиеся старших классов занимаются в основном одним из видов труда - швейным, столярным, поварским, слесарным, картонажно-переплетным делом и др., включая и работы по самообслуживанию.
На внеклассных занятиях обучающиеся имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Так, например, учащимся младших классов не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции, учащимся старших классов — слишком простые, не интересные для них виды работ. Надо иметь также, в виду, что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношению к программному материалу, задания.
Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые обучающиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе. Помимо того, что внеклассные занятия тесно связаны с уроками трудового обучения и общеобразовательными предметами, они еще имеют связи и с другими видами и формами детской самодеятельности. К ним относятся, например, кукольный и теневой театры. А это предполагает изготовление поделок из дерева, металла, бумаги, папье-маше, изготовление декораций, шитье костюмов и т. д.
Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки.
Кружок - это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы обучающихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу.
Во время занятий творческим трудом в кружках решаются следующие задачи:
- коррекция познавательной сферы ребенка;
- развитие аналитико-синтетических способностей, возможности сравнивать и обобщать;
- знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;
- воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства;
- развитие интереса к духовному миру человека;
- развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни;
- развитие творческих способностей.
Таким образом, в кружковой работе все сферы психической деятельности детей с нарушениями интеллекта «работают», осуществляется комплексное воздействие на развитие личности ребёнка.
В кружках желательно объединять обучающихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но в нашем случае такое желание нужно возбуждать у школьников с нарушениями интеллекта разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.
Во многом интерес обучающихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы дети узнавали новое, успевали выполнить намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения детей друг с другом и руководителем.
В коррекционных школах это могут быть кружки технического моделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, «Умелые руки», вышивки, «Изонить», «Волшебная бумага», «Мягкая игрушка» и др. Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы обучающихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. В большинстве случаев это те обучающиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению.
Единственный недостаток этой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те обучающиеся, которые наиболее остро нуждаются в этой работе, те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе. Руководителям кружков следует проявить максимум внимания к таким детям, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.
Работы детей в кружках декоративно-прикладного творчества не перестают удивлять их красоте, своеобразию и качеству. Невозможно представить, что такие прекрасные изделия могут делать дети. Тем не менее, это рождено детской фантазией и сделано детскими руками.
Творческая деятельность детей должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. Необходимо организовывать выставки детских работ, так как это создает ситуацию успеха, является стимулом для дальнейшего развития и творческого роста обучающихся. Выставка создает благоприятные условия для творческого общения и сотрудничества, для вдохновения и поиска новых идей.
В нашей школе организованы кружки «Юный столяр», «Бумажная фантазия», «Бисероплетение», «Волшебная игла». Ребятами создано много красивых работ, которые организованы на выставках в мастерских и кабинетах, где они занимаются.
Также обучающиеся нашей школы принимают активное участие в выставках- конкурсах разного уровня, это региональные, республиканские, районные и заочные в сети Интернет. Это позволяет обучающимся не только сравнивать свои и чужие достижения, но и получать адекватную оценку собственного творческого роста.
Каждый представленный на выставке экспонат несёт в себе частицу души, любовь и трепет, с которыми его изготавливали. Именно на этих выставках ребенок может оценить себя в сравнении с другими, со стороны. И тут имеет место радость, иногда и разочарование. Но все вместе дисциплинирует, дает возможность самооценки, стимулирует активность и творческие способности. А заслуженно полученная грамота вселяет уверенность и побуждает к совершенствованию. Опыт выставочной деятельности учит не огорчаться при неудачах, а продолжать трудиться, наслаждаться творчеством, которое по душе.
Творчество бесспорно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, умеет выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения.
Большое место во внеурочных занятиях по труду занимает общественно полезная работа обучающихся. Общественно полезный труд обучающихся - составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся в условиях современного обучения. Его основными целями и задачами являются:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
В школах организовываются бригады по ремонту школьного здания, мебели, починке одежды и обуви, обслуживанию подсобного хозяйства, работа в теплице и на пришкольном участке, работа на клумбах, уход за комнатными растениями. Такая форма работы, помимо чисто практической выгоды, имеет исключительно важное воспитательное значение.
В нашей школе дети также привлекаются к общественно-полезному труду, работают сезонно на клумбах, на пришкольном участке, за каждой группой закреплён участок пришкольной территории, который они содержат в чистоте и порядке, мальчики совместно с учителем по трудовому обучению привлекаются к ремонту школьной мебели.
Следует отметить, что в последние годы со стороны творчески работающих руководителей школ, учителей и воспитателей заметно повысился интерес к внеурочным занятиям по труду. Изыскиваются новые формы внеурочной работы. В школах имеется интересный опыт работы по организации праздников труда, КВН по труду, «ситцевых балов» с демонстрацией моделей одежды, выполненных учащимися, перед родителями учеников и т. д.
В практике нашей школы также имеют место проведение тематической Недели Труда. В этом году 2023 педагоги трудового обучения провели Неделю труда под девизом «Трудом красив и славен человек», целью которой было: формирование мотивации интереса к обучению в школе, совершенствование и использование приобретенных трудовых навыков, апробация новых форм внеклассной работы в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Поставленные задачи по развитию личности детей: воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтность общения, решались на запланированных мероприятиях.
Педагогами был оформлен стенд с кроссвордами, загадками, пословицами, занимательными заданиями о рабочих профессиях, материалах, инструментах, используемых в работе.
Также, практикуется оформление рубрики «Мастера земли Инсарской», где обучающиеся могли прочитать об умельцах и мастерах Инсарского района, о их увлечениях и мастерстве плести корзинки из лозы, вышивать мордовские узоры, валять валенки, выпиливать кружевные узоры лобзиком и вязать носки, варежки. С помощью оформленного уголка, обучающиеся расширили своё мировоззрение о труде человека.
Мероприятия на Неделе Труда были распланированы так, чтобы все дети разных возрастов участвовали в них.
Учителями начальные классов было проведено внеклассное занятие Интерактивная игра "Город профессий"
- 5 – 6 классы приняли участие во внеклассном мероприятии «Швейные заморочки», «Весёлые мастера», Викторина «Безопасная кулинария»
- Для 7-8 классов Митрошина О.Г. учитель СБО провела Интерактивную игру «За здоровый образ жизни».
- Для старших классов были проведены такие мероприятия: Своя игра «Азбука кулинарии и здоровья», Внеклассное мероприятие «Поварских дел мастера» и «Традиции русской кухни»
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания обучающихся коррекционных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Желательно возможно чаще проводить такую работу в школах, расположенных вдали от городов и крупных промышленных центров. (К сожалению, в нашей школе мы такие экскурсии можем провести только дистанционно с помощью презентаций, видеофильмов).
Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники вспомогательных школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки обучающихся к участию в производительном труде общества, коррекции психофизических недостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качеств личности у детей.
Проводить внеурочные занятия по труду желательно в кабинете по трудовому обучению или в специально отведенном для этих занятий помещении — рабочей комнате. По некоторым видам труда можно организовать занятия и в обычной классной комнате. Для того чтобы привлечь большее количество обучающихся к занятиям, рекомендуется периодически устраивать выставки их работ, разрешать детям делать часть работ для себя и этим привлечь внимание родителей к внеурочным занятиям.
Несомненно, что с переходом специальных школ на работу по новому учебному плану, интерес этот будет возрастать и опыт работы по организации внеурочных занятий по труду в различных его формах будет все более обогащаться. Так как внеурочная деятельность даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды. Организация внеурочной деятельности позволяет использовать свободное время детей для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Ссылки на статьи:
https://urok.1sept.ru/articles/622350
http://www.solidpsyholog.ru/sops-568-2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования через нестандартные формы внеклассной работы
Данная презентация была подготовлена к августовской научно-практической конференции, секция биология.В ней было рассказано про квэстовые игры, которые очень нравяться детям, а следовательно повышают у...
Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....
Презентация к методическому семинару "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
Презентация к методическому семинару на конкурс "Учитель года "...

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".
Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...
Выступление на родительском собрании. «Познавательное развитие детей с недостатками слуха через экспериментальную деятельность»
Работа с родителями...

Выступление на семинаре по дефектологии «Развитие читательских интересов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»
Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным...

Доклад на семинаре по дефектологии "Личностное развитие детей через различные формы внеклассной деятельности"
Целью внеклассной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций...
