Профессиональный конкурс методических разработок педагогов в образовательной организации. 2021год
календарно-тематическое планирование

Цыбакова Анна Геннадьевна

Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dobryh_del_rabochaya_programma.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Приложение  

К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 2.6

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Школа добрых дел»

социальное  направление

2020 — 2021 учебный год


Социальное направление «Школа добрых дел»

Целью данной программы является формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Программа основана на постепенном и последовательном формировании у воспитанников 12 — 13 лет с ТМНР представлений обо всех сторонах общественной жизни. Программа рассчитана на 1 год. Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся в 4 раза в неделю, всего 136 часов в год. Темы занятий варьируются о  простого к сложному.

В каждом блоке программы разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы.


Пояснительная записка

- Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-Адаптированной основной общеобразовательной программой  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ГБОУ Школа № 108

- Учебным  планом ГБОУ Школа №108

Общая характеристика

Целью данной программы является формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Программа основана на постепенном и последовательном формировании у воспитанников представлений обо всех сторонах общественной жизни. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 4 раза в неделю, всего 136 часов в год. Темы занятий варьируются от простого к сложному..

В каждом блоке программы разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы.

Цель: формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи: 

1.Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.

2.Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.

3.Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

4.Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

Формы деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры; 

Виды деятельности

  • просмотр мультфильмов;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Распределение учебного времени

На реализацию программы внеурочной деятельности по социальному направлению отводится 4 часа в неделю, программа рассчитана на 1 год. Всего 136 часов (34 недели)

                                             Содержание программы

Количество часов в год.

  1. Школьный этикет 21 ч  (понятие об основных правилах поведения в школе).      

 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

2. Правила общения  28 ч (взаимоотношения с другими людьми)

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

3. О трудолюбии 24 часа

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки

учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Трудовой десант, общественно — полезный труд.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

4. Культура внешнего вида 6 часов

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

5. Внешкольный этикет 20 часов

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и др.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

6. Клуб любителей природы  23 часа (экскурсии, работа в живом уголке, беседы; просмотр фильмов; чтение художественной литературы)

7. Творческие мастерские 14 часов (поделки к праздникам, поделки из природного материала)

Содержание программы по четвертям.

I четверть

Мы — ученики. Мы пришли на урок.

Правила поведения в школе.

Правила поведения в школе.

Твоя школа, твой класс.: соблюдение чистоты и порядка.

Дисциплина в школе и классе.

Клуб любителей природы. Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.

Творческая мастерская. Поделки из природного материала.

Знание всех школьных помещений и их назначение.

Знание всех школьных помещений и их назначение.

Профессии людей, работающих в школе.

Зачем нужны перемены.

Ура! Перемена! Правила поведения и общения

Подвижные игры высокой и малой активности для школьных перемен.

Мы и наш учитель.

Мы в школьной столовой.

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

Школьная библиотека.

Берегите книгу! Книжкин Айболит.

В мире любимых сказок.

Повседневный этикет.

Наш класс. Правила общения.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Игры на сплочение коллектива.

Дежурные в классе.

Обязанности дежурных в столовой и на перемене.

II четверть

Творческая мастерская «Покормите птиц зимой» Изготовление кормушек.

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Взаимопомощь в школе и дома.

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность). Мои одноклассники: вежливое общение.

Думай о других: сочувствие, как его выразить.

Сопереживание, помощь друзьям.

Что такое коллективная работа. Учимся работать сообща.

Путешествие в мир добрых мыслей.

Подумай о других.

Беседа о дружбе и товариществе.

Добрым жить на белом свете радостно.

Добро творить — себя веселить.

Клуб любителей природы. Экскурсия в зимний лес.

Доброта каждому мила.

Трудности в отношениях с друзьями.

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

Когда люди радуются?

О хорошем и плохом.

Творческая мастерская. Новогодние игрушки.

Я желаю добра ребятам в классе.

Нам счастья не сулит обида чья-то...

Творческая мастерская . Новогодние игрушки.

Добро и зло в сказках.

Новогодняя сказка.

III четверть

Учусь все делать сам.

Что помогает учиться лучше?

Что такое лень? Как справляться с «немогучками»?

Делу- время, потехе-час.

В труде человек хорошеет.

Терпение и труд все перетрут. Как я помогаю дома.

Беречь результаты труда свои и других людей.

Как мы трудимся в школе и дома.

Трудовой десант. Общественно — полезный труд.

Труд — кормит, а лень — портит.

Трудолюбие и лень в сказке «Мороз Иванович»

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

Собака — друг человека.

Забота о животных.

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

Бережливость. Каждой вещи свое место.

Бережное отношение к своей одежде.

Творческая мастерская. Поделки ко Дню Защитника Отечества»

Вот магазин, куда идем.

Дороги, транспорт, пеший путь.

Твое здоровье. Личная гигиена.

Что может носовой платок.

Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

Творческая мастерская. Поделки к Женскому дню 8 Марта.

Если песни петь, с ними веселей.

Уважай старших.

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

Моя семья, моя родословная»

Почему родители наказывают детей. Как доставить родителям радость.

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

Культура приветствия, обращения и знакомства.

Подарочный этикет

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

День птиц.

Земля — наш общий дом.

IV четверть

«Ты идешь в гости или принимаешь гостей»  Сюжетно-ролевая игра.

«Спасибо» и «пожалуйста».

Школа вежливости.

Клуб любителей природы. Экскурсия в весенний лес. Рассматривание веточек деревьев.

Культура речи.

Азбука народной мудрости. Пословицы и поговорки.

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения на транспорте.

80 - летие Великой Победы. Просмотр фильмов, чтение литературы.

Творческая мастерская. Поделки ко Дню Победы.

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

Бережное отношение к природе.

Береги лес от пожара.

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

На пороге лета. Правила поведения вблизи водоемов.

Правила поведения на улице, на транспорте, в лесу в летний период.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

Мониторинг сформированности личностных качеств проводится 2 раза в год (в начале  и в конце учебного года)

Мониторинг сформированности личностных результатов

Сформированность  личностных результатов. Вид деятельности.

Начало года

Конец года

Степень сформированности

Мотивация

Степень сформированности

Мотивация

0

1

2

3

да

нет

0

1

2

3

да

нет

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Владение  навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

ученика  _______ класса ________________________________________________________

Условные обозначения:

0 – отсутствие динамики.   1 – минимальная динамика.  2 – средняя динамика.   3 – значительная динамик

Тематическое планирование.

№№

Тема занятия

часы

Подпись педагога

1

Мы — ученики. Мы пришли на урок.

2

2

Правила поведения в школе.

1

3

Правила поведения в школе.

1

4

Твоя школа, твой класс.: соблюдение чистоты и порядка.

2

5

Дисциплина в школе и классе.

1

6

Клуб любителей природы. Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.

1

7

Творческая мастерская. Поделки из природного материала.

2

8

Знание всех школьных помещений и их назначение.

1

9

Знание всех школьных помещений и их назначение.

1

10

Профессии людей, работающих в школе.

2

11

Зачем нужны перемены.

1

12

Ура! Перемена! Правила поведения и общения

1

13

Подвижные игры высокой и малой активности для школьных перемен.

2

14

Мы и наш учитель.

1

15

Мы в школьной столовой.

1

16

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

2

17

Школьная библиотека.

1

18

Берегите книгу! Книжкин Айболит.

1

19

В мире любимых сказок.

2

20

Повседневный этикет.

1

21

Наш класс. Правила общения.

1

22

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Игры на сплочение коллектива.

2

23

Дежурные в классе.

1

24

Обязанности дежурных в столовой и на перемене.

1

25

Творческая мастерская «Покормите птиц зимой» Изготовление кормушек.

2

26

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

1

27

Взаимопомощь в школе и дома.

1

28

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность). Мои одноклассники: вежливое общение.

2

29

Думай о других: сочувствие, как его выразить.

1

30

Сопереживание, помощь друзьям.

1

31

Что такое коллективная работа. Учимся работать сообща.

2

32

Путешествие в мир добрых мыслей.

1

33

Подумай о других.

1

34

Беседа о дружбе и товариществе.

2

35

Добрым жить на белом свете радостно.

1

36

Добро творить — себя веселить.

1

37

Клуб любителей природы. Экскурсия в зимний лес.

2

38

Доброта каждому мила.

1

39

Трудности в отношениях с друзьями.

1

40

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

2

41

Когда люди радуются?

1

42

О хорошем и плохом.

1

43

Творческая мастерская. Новогодние игрушки.

2

44

Я желаю добра ребятам в классе.

1

45

Нам счастья не сулит обида чья-то...

1

46

Творческая мастерская . Новогодние игрушки.

2

47

Добро и зло в сказках.

1

48

Новогодняя сказка.

1

49

Учусь все делать сам.

1

50

Что помогает учиться лучше?

1

51

Что такое лень? Как справляться с «немогучками»?

2

52

Делу- время, потехе-час.

1

53

В труде человек хорошеет.

1

54

Терпение и труд все перетрут. Как я помогаю дома.

2

55

Беречь результаты труда свои и других людей.

1

56

Как мы трудимся в школе и дома.

1

57

Трудовой десант. Общественно — полезный труд.

2

58

Труд — кормит, а лень — портит.

1

59

Трудолюбие и лень в сказке «Мороз Иванович»

1

60

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

2

61

Собака — друг человека.

1

62

Забота о животных.

1

63

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

2

64

Бережливость. Каждой вещи свое место.

1

65

Бережное отношение к своей одежде.

1

66

Творческая мастерская. Поделки ко Дню Защитника Отечества»

2

67

Вот магазин, куда идем.

1

68

Дороги, транспорт, пеший путь.

1

69

Твое здоровье. Личная гигиена.

2

70

Что может носовой платок.

1

71

Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

1

72

Творческая мастерская. Поделки к Женскому дню 8 Марта.

2

73

Если песни петь, с ними веселей.

1

74

Уважай старших.

1

75

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

2

76

Моя семья, моя родословная»

1

77

Почему родители наказывают детей. Как доставить родителям радость.

1

78

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

2

79

Культура приветствия, обращения и знакомства.

1

80

Подарочный этикет

1

81

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

2

82

День птиц.

1

83

Земля — наш общий дом.

1

84

«Ты идешь в гости или принимаешь гостей»  Сюжетно-ролевая игра.

2

85

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

86

Школа вежливости.

1

87

Клуб любителей природы. Экскурсия в весенний лес. Рассматривание веточек деревьев.

2

88

Культура речи.

1

89

Азбука народной мудрости. Пословицы и поговорки.

1

90

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

2

91

Правила поведения в общественных местах.

1

92

Правила поведения на транспорте.

1

93

80 - летие Великой Победы. Просмотр фильмов, чтение литературы.

2

94

Творческая мастерская. Поделки ко Дню Победы.

2

95

Клуб любителей природы. Работа в школьном «Живом уголке»

2

96

Бережное отношение к природе.

1

97

Береги лес от пожара.

1

98

Трудовой десант. Общественно-полезный труд.

2

99

На пороге лета. Правила поведения вблизи водоемов.

1

100

Правила поведения на улице, на транспорте, в лесу в летний период.

1

Система оценки достижений обучающихся

Текущий контроль достижений по внеурочной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оценивание результатов внеурочной деятельности по выбранным направлениям происходит посредством педагогического наблюдения за обучающимися в процессе выполнения предложенных заданий.

балл

критерии

2 балла

Обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем, не принимает помощь учителя

3 балла

Обучающийся выполняет предложенное задание с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

4 балла

Обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в определенных условиях), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

5 баллов

Обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание, активно участвует в проводимых мероприятиях Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Мониторинг внеурочной деятельности по социальному направлению обучающихся ___________класса

ФИО обучающегося

показатели

Знания об этикете

Знание правил общения

Знание правил поведения

Уровень социальных знаний

Участие в школьных мероприятиях

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

Мониторинг освоения программ внеурочной деятельности осуществляется два раза в год: за первое и за второе полугодие.

Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Критерии оценки результатов промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Критерии оценки результатов промежуточной аттестации обучающихся

уровень

критерии

     Низкий уровень (1)

Обучающийся выполняет задания со значительной помощью учителя, допускает много ошибок, интереса к предложенным заданиям не проявляет.

Средний уровень (2)

Обучающийся выполняет задания с частичной помощью учителя, допускает незначительные ошибки, интерес к заданиям ситуативный.

Высокий уровень (3)

Обучающиеся выполняют задания самостоятельно, проявляют интерес к предложенным заданиям, активно участвуют в проводимых мероприятиях.

Результаты промежуточной аттестации заносятся в таблицы

ФИО обучающегося

Результаты ПА

Низкий (1)

Средний (2)

Высокий(3)

Материально- техническое обеспечение

Комплекты инструментов и материалов для изготовления поделок и росписей

Экран

Видеопроектор

Компьютер

Презентации

Видеозаписи

Наглядные демонстрационные пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»

Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»в рамках внеурочной деятельности младших школьниковАктуальность работы....

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации в 2020 году» Номинация «Социальная активность»

С 2019 года в нашей школе введена новая добрая  традиция – ежегодно проводить мероприятия, посвященные Всемирному Дню волонтера, на которых освящается деятельность  волонтерского движе...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...