Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»
методическая разработка

Черняева Ирина Николаевна

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_-_chernyaeva_in_55_sosh.docx615.96 КБ

Предварительный просмотр:

     Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  «Средняя общеобразовательная школа №55 г.Улан-Удэ»

Республиканский конкурс методических разработок заданий

по формированию функциональной грамотности школьников

среди педагогов общеобразовательных организаций

«Шестигранник успеха»

Задание по формированию креативного мышления.

Возраст/ класс: 3 класс, 9 лет

         

                                                                                         Автор: Черняева Ирина Николаевна

                                                                                                     Учитель английского языка

        Улан-Удэ, 2024

Пояснительная записка

В современном обществе иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных, научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление;
  • читательская грамотность.

Остановимся подробнее на том, какую роль в развитии функциональной грамотности школьников играет креативное мышление.

Креативность у многих педагогов ассоциируется со словом творчество. Но на самом деле понятие «креативность» гораздо шире. Креативность –это применение знаний, умений в новой ситуации, для решения нестандартных проблем, в отличие от рутинного функционирования; способность генерировать совершенно новую, привлекательную и полезную мысль или идею; поиск и открытие новых комбинаций, связей для решений проблем.

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и нового знания, эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения. 

Особенности заданий на развитие креативного мышления:

  • Проблемность. Неопределённость в способах действий (ответ неочевиден, нет способа решения проблемы)
  • Допустимость и необходимость альтернативных решений
  • Оригинальность
  • Разнообразие
  • Количество

УМК «Английский в фокусе» в разделе Portfolio предлагает серию заданий для развития творческого потенциала учащихся: создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи и др.

          Проанализировав задания из учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) 2-4 классы, я нашла примеры, как можно сформировать креативное мышление в функциональной грамотности на уроках английского языка.

Тема урока: «Эмоции и чувства», 2 класс, Spotlight 2.

Цель: совершенствование иноязычной компетенции у изучающих иностранный язык и решение поставленных перед ними задач.

Задачи: планировать деятельность, находить пути достижения цели, сотрудничать, приходить к общему решению, формировать у учащихся умение нестандартно мыслить, поддерживать их стойкий интерес к изучению иностранного языка.

Для изучения новой лексики я использовала следующие задания:

1 задание перед уроком: «Приветствие» детей перед уроком по картинкам, расположенным на стене у входа (ребенок сам выбирает картинку, нажимает на нее и здоровается с учителем). Таким образом, с помощью этой проблемной ситуации, мы узнаем тему урока.

- объятия

- рукопожатие

- воздушный поцелуй

C:\Users\ok 1\Desktop\2024-02-20_13-05-53.png

2 задание в начале урока: Знакомство с новой лексикой (на экране написаны слова по теме эмоции и чувства): feeling, emotion, sad, tired, hungry, angry, bored, scared. Произнесите эти слова вслед за учителем и запишите в словарь.

3 задание в середине урока: «Кроссворд с картинками»

На доске написаны 2 новых слова. Нужно составить кроссворд, используя картинки вместо вопросов. Работа проходит в группах.

                             

F

E

M

O

T

I

O

N

E

L

I

N

G

Например, может получиться так:

C:\Users\ok 1\Desktop\2024-02-20_12-46-51.png

4 задание: «Дополни»

Произнеси фразу с выражением разных эмоций, добавляя определенное слово в конце предложения.

- When it is snowing, I am…. (sad, tired, hungry, angry, bored, scared)

5 задание в конце урока: «Составь слово»

В конце урока обратить внимание детей на выделенные буквы в новых словах. Узнать для чего их отметили другим цветом? Дети должны догадаться, что из букв другого цвета нужно составить слово. Это слово «smile» - улыбка.

Я хочу, чтобы вы были счастливы!       

I wish you happiness.

I want you to be happy.

C:\Users\ok 1\Desktop\2024-02-20_12-57-44.png

Характеристики заданий 

Задание

Характеристики

1

  1. Содержательная область оценки: позитивный настрой
  2. Контекст: личный
  3. Уровень сложности: низкий
  4. Формат ответа: ответная реакция

2

  1. Содержательная область оценки: познавательное знание
  2. Контекст: личный
  3. Уровень сложности: низкий
  4. Формат ответа: запись в словаре

3

  1. Содержательная область оценки: умственное мышление, знание лексики, креативное мышление
  2. Компетентностная область: понимание особенностей креативного мышления
  3. Контекст: групповой
  4. Уровень сложности: высокий
  5. Формат ответа: развернутый ответ
  6. Объект оценки: предлагать варианты для получения данного кроссворда

4

  1. Содержательная область оценки: креативное мышление
  2. Контекст: групповой
  3. Уровень сложности: средний
  4. Формат ответа: развернутый ответ
  5. Объект оценки: полученное предложение

5

  1. Содержательная область оценки: умственное мышление.
  2. Компетентностная область: понимание особенностей креативного мышления
  3. Контекст: групповой
  4. Уровень сложности: средний
  5. Формат ответа: развернутый ответ
  6. Объект оценки: итоговое слово

Система оценивания

2 балла

Быстрота и правильность ответа, дано объяснение.

1 балл

Есть неточности в ответе, медлительность.

0 баллов

Ответ отсутствует.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческий характер заданий, способствует лучшему запоминанию нового лексического материала, расширению словарного запаса, открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников. В итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.

 

 

Литература и источники

1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа с несложным  текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1

2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

В работе представлены примеры практического решения вопросов по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Итоги республиканского конкурса методических разработок по функциональной грамотности "Шестигранник успеха"

Итоги республиканского конкурса методических разработок по финансовой грамотности "Шестигранник успеха"...

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в основной школе

Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Республиканский конкурс методических разработок

Технологическая карта урока по предмету физическая-культура.Тема урока:Прыжок в высоту с прямого разбега.Класс:4вПровел:учитель физкультуры Белоногов С.М.РТ,г.Альметьевск МБОУ "СОШ №24"...