Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии

Чередников Станислав Валерьевич

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_po_formirovaniyu_fg.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

План

  1. Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:

А) педагогические действия, которые приводят к формированию функциональной безграмотности (на примере конкретного предмета и фрагмента урока/внеурочного занятия).

Б) педагогические действия, которые способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся (на примере конкретного предмета и фрагмента урока/внеурочного занятия).

2.  Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной

     грамотности обучающихся:

А) технология конструирования образовательного маршрута «функциональная грамотность».

3. Универсальные методики формирования функциональной грамотности           обучающихся:

     А) Примеры применения конкретных универсальных методик формирования функциональной грамотности в рамках конкретного предмета.

Содержание

     1. Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:

А) педагогические действия, которые приводят к формированию функциональной безграмотности

Учебная ситуация

Действия учителя

Действия обучающихся

Разработка чертежа  для  изготовления изделия на токарном станке по дереву

По представленному плакату, выполните чертёж изделия в тетради

Выполняют чертёж предстоящей работы

Б) педагогические действия, которые способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся

Учебная ситуация

Действия учителя

Действия обучающихся

Разработка чертежа  для  изготовления изделия на токарном станке по дереву

Разработать несколько эскизов возможны вариантов выполнения работы. По лучшему из эскизов, построить чертёж изделия для точения древесины.

Представляют несколько вариантов изделия, аргументируют выбор одного из них и выполняют чертёж изделия для точения на токарном станке по дереву

2.  Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной

     грамотности обучающихся:

А) технология конструирования образовательного маршрута «функциональная грамотность»

Педагогические действия (шаги)

Результат действий

1 шаг. Определить ведущий вид(ы) функциональной грамотности, на которые ориентирован учебный предмет

Техническая грамотность

2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь»)

Требования учебной программы

Содержание ФГОС

Технология обработки конструкционных материалов

Ученик научится:

  • находить сведения для конструирования объекта;
  • читать эскизы, чертежи, схемы;
  • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности (человек; природа; город; текст/книга; прибор/модель; учреждение)

Читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная, техническая грамотность, компьютерная грамотность.

Предмет, класс

Сфера

ФГ

Учебное знание

Применение знаний

Технология  5класс

Природа- городу- человеку

Виды и свойства древесины

Использование разных пород деревьев в градостроительстве, изготовлении мебели.

Технология  6класс

Алгоритм

Правила и приёмы измерения размеров с помощью штангенциркуля

Измерение размеров деталей с высокой точностью ( 0,1-0,05мм)

Технология  7класс

Оценка- прогноз- действие

Настройка деревообрабатывающих инструментов

Использование разных настроек для различны видов обработки (черновая, чистовая)

Технология  8класс

Решаем вместе

Проект

Изготовление  практико - значи

мого изделия.

4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида(ов) функциональной грамотности

Тема учебной программы

Формируемый вид ФГ

Устройство токарно- винторезного станка

Читательская грамотность (чтение технического текста)

Машины, механизмы и детали машин

Техническая грамотность (общее устройство машин,  виды механизмов, стандартизация деталей)

5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида ФГ

Решение заданий может опираться на универсальные методики формирования функциональной грамотности (см. пункт ниже)

Вид ФГ

Задания

Читательская грамотность

Найдите в учебнике классификационные признаки токарных резцов

Математическая грамотность

Рассчитайте необходимое количество проволоки для изготовления кольца заданного диаметра

Техническая грамотность

Прочитайте кинематическую схему  сверлильного станка и назовите цепочку передачи главного движения

      6 шаг. Выбрать соответствующую методику(и) для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности):

1.Методика «Природа  – городу –  человеку».

2. Методика «Алгоритм».

3. Методика «Маршрут».

4.Методика «Оценка – прогноз –действие».

5.Методика «За» и «Против» (Выбор).

6.Методика «Решаем вместе»

Вид ФГ

Методика

Техническая грамотность

Природа-городу-человеку

Математическая грамотность

Алгоритм

Естественнонаучная грамотность

Оценка – прогноз - действие

Читательская грамотность

«За» и «Против»

     7 шаг. Подобрать диагностические ситуации-задания ― проверяется умение ученика пользоваться универсальными методиками

Проверяемые методики

Диагностические задания

Природа-городу-человеку

Выберете породы древесины наиболее подходящие для изготовление садовой беседки

Оценка – прогноз - действие

Выберите способ окончательной отделки изделия ( складной столик для пикника)

«За» и «Против»

Оцените  эффективность применения различных видов древесных материалов для изготовления кормушки для птиц

Решаем вместе

Обсудите в группе вопрос конструктивного решения задачи передачи и преобразования движения в модели.

3. Универсальные методики формирования функциональной грамотности           обучающихся:

     А) Примеры применения конкретных универсальных методик формирования функциональной грамотности в рамках конкретного предмета

Предмет

Тема урока

Конкретное учебное знание

Ситуация применения знаний

Методика формирования

Сфера проявления ФГ

1.Технология.

Тема урока: «Технологическая документация на изготовление изделия»

Разработать технологическую карту изготовления изделия

Составить технологическую карту изготовления изделия

«Алгоритм»

Человек, природа

2.Технология.

Тема урока: «Выжигание по дереву»

Алгоритм выполнения выжигания рисунка

Последовательность действий при выполнении работы по выжиганию рисунка на заготовке из фанеры

«Оценка – прогноз –действие»

Человек, прибор

3. Технология.

Тема урока: «Проект»

Выбор темы проекта

Проанализировать возможные варианты и выбрать тему проекта

«За» и «Против»

Человек, модель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Вопросы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии.

Одним из ключевых вопросов школьного образования рассматривается задача по формированию функциональной грамотности учащихся и отчасти учителей.  В данной работе я хотел рассмотреть вопрос формиро...

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

В работе представлены примеры практического решения вопросов по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в основной школе

Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности...

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...