Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии
методическая разработка

Калашников Андрей Константинович

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся

на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Особенности формирования функциональной грамотности учащихся

на уроках технологии»

                                                                                            Подготовил:

                                                                  учитель технологии

                                                                         Калашников А.К.

2021

Почему так важны навыки функциональной грамотности? Мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения. Рассмотрим более подробно причины для необходимых изменений.

Мир не стоит на месте: неопределенность, нестабильность, неординарность, сложность.

Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!

Отличительной чертой функциональной грамотности является направленность на решение бытовых проблем. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире. Учащийся из пассивного объекта обучения должен превратиться в активного, целеустремленного, самостоятельного субъекта образовательного процесса.

Основные формы функциональной грамотности — это компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, общественно-политическая грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, грамотность при овладении иностранными языками, умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии, способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения, способность учиться на протяжении всей жизни.

Многие люди думают, что уроки труда, технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.

 Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.

Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:

человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; 

умеющего нести ответственность за принятые решения; 

 способного быть ответственным за себя и своих близких; 

 умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;

 обладающего различными компетенциями в разных областях; 

 умеющего нестандартно решать задачи; 

 легко адаптирующегося в социуме;

 умеющего искать общие решения и компромиссы;

 хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

 владеющего современными информационными технологиями.

         Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, Зd технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. 

Школьному предмету «Технология» отводится одно из ведущих мест в формировании «умений для жизни»:

  • политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации;
  • развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач;
  • совершенствование практических умений и навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства;
  • формирование и развитие общих способов организации проектной деятельности и на этой основе — технологической культуры, являющейся частью созидательной преобразующей деятельности;
  • воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа;
  • подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.
  • результате изучения образовательной области «Технология» учащиеся овладевают опытом трудовой деятельности, инвариантным для всех направлений технологической подготовки в основной школе. построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Процесс формирования функциональной грамотности должен быть встроен в каждый урок, «вшит» как обязательная составляющая.

Чем задания на формирование и оценку функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач?

        Традиционная система задач на развитие академической грамотности, которая реализуется в рамках предметного содержания, направлена на вооружение обучающихся необходимым объемом знаний, умений и навыков и позволяет установить уровень усвоения предметного содержания.

 В контексте функциональной грамотности учебные задачи направлены на отработку тех умений обучающихся, которые способствуют их успешности и полной реализации себя как личности.

 Задания на функциональную грамотность позволяют определить уровень умений и навыков обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях (жизненные навыки).

Мною организовывается работа в группах и в парах, создаются условия для развития коммуникативной компетенции, формируются умения учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы. 

 Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, отмечаю, что, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.

Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)

Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...