Методическая разработка по формированию функциональной грамотности школьников
методическая разработка (6 класс)
Методическая разработка по формированию функциональной грамотности школьников, главным образом-читательской
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 675.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48 г.Улан-Удэ»
Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций
«Шестигранник успеха»
Задание по формированию «Читательской грамотности»
Возраст/класс «12 лет. 6 класс»
Автор:
Куйдина Любовь Юрьевна,
Учитель русского языка и литературы
2025
Пояснительная записка
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности учащихся. Предметом ее измерения является чтение. Как говорил Д.Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
В современном мире уровень чтения у школьников не только не растет по мере взросления, но и заметно снижается, поэтому очень важно приобщать ребенка к чтению. Предлагаемая методическая разработка заданий для оценки читательской грамотности шестиклассников опирается прежде всего на «Концепцию оценки образовательных достижений учащихся PISA -2018». Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми ученик может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.
Цель методической разработки – создание условий для обобщения и распространения педагогического опыта при разработке заданий по формированию читательской грамотности учащихся.
Задачи:- формирование навыков формулирования проблем исходного текста и выявления авторской позиции; - развитие аналитических умений учащихся при работе с текстом; - воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся посредством извлечения и интерпретации текстовой информации.
В данной методической разработке заданий для оценки читательской грамотности учащихся 6-х классов уделено особое внимание значимости умений, связанных с пониманием прочитанного текста и развитием способности применять полученную информацию в процессе чтения в различных ситуациях. Учащийся должен уметь находить и извлекать информацию из текста, понимать и анализировать ее, а также уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.
Каждому учителю хочется, чтобы знания, полученные учеником в школе, не лежали мертвым грузом в голове. Хаотичное нагромождение большого объема знаний, рассчитанного на запоминание, накапливается, как умственный жир, не имея перспектив превратиться в умственный мускул. Стоит согласиться, что сформированная читательская грамотность помогает школьникам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.
Ситуационные задания
Текст 1 «Весенние опасности»
Мы всегда ждем весну с нетерпением: увеличивается продолжительность светового дня, теплеет, улучшается настроение. Однако в весенние дни увеличивается количество травм среди детей. В этот период за счет перепада температур идет процесс образования сосулек, наледи, что может привести к получению травм. знание простых правил в этой ситуации позволит не стать жертвой упавшей сосульки- необходимо соблюдать дистанцию о крыш домов, не стоит заходить на территорию, огражденную ограничительными лентами.
Гуляя во дворе или по улицам города, двигаясь в школу, обращайте внимание на обледенение тротуаров. Надо хорошо знать, что при наличии или отсутствии ограждений около домов необходимо соблюдать осторожность. Помните, что, когда вы идете по тротуару и слышите наверху подозрительный шум, нельзя останавливаться и смотреть наверх. Бежать от здания тоже нельзя. Наоборот, нужно как можно ближе прижаться к стене.
В весенний период серьезную опасность представляют водоемы. Под лучами солнца лед становится рыхлым и теряет свою прочность. Ежегодно многие взрослые и дети пренебрегают этими мерами безопасности. Весенний лед на водоемах при плюсовой температуре воздуха меняет свой цвет, становится матовым или желтым. Прочность такого льда уменьшается с каждым днем.
В весенние дни нельзя верить светящему солнцу. Перепады температур днем и ночью способствуют простудным заболеваниям. Весна- период, который способствует тому, что наш организм испытывает авитаминоз и не может в полную силу бороться с микробами.
Еще одна опасность, подстерегающая нас в весенний период- энцефалитные клещи, укусы которых представляют серьезную опасность. Надо помнить: собираясь на прогулку в лес, обязательно наденьте одежду с длинным рукавом, брюки заправьте в носки.
Весна- чудесное время года! Чтобы избежать неприятностей мы должны использовать наши знания о правилах безопасности
(Из интернета)
.
Задача 1:
Составьте Памятку, используя предложения и слова из текста.
Ответ:
ПАМЯТКА: «ВЕСЕННИЕ ОПАСНОСТИ» |
Задача 1. «Весенние опасности» (1из 4) | |
Характеристика задания:
| |
Система оценивания В правильном ответе ПАМЯТКА должна соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие предложения и слова: 1. Берегись сосулек! Соблюдай дистанцию от крыш и домов! 2. Не заходи на территорию, огражденную лентами! 3. Обращай внимание на обледенение тротуаров! 4. Водоемы весной- большая опасность! Не выходи на лед! 5. Не доверяй светящему солнцу! 6. Ешь больше витаминов! 7. Клещ- опасность в лесу! Правильно одевайся! Возможны иные формулировки ПАМЯТКИ, не искажающие сути основной идеи текста | |
3 Балла | Выделены основные смысловые фрагменты текста, слова и предложения, вынесенные в ПАМЯТКУ отражают основную идею каждого фрагмента текста |
2 Балл | Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, слова и предложения в ПАМЯТКЕ отражают основные идеи соответствующих частей текста. (ИЛИ)- Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все отражено в ПАМЯТКЕ. |
| Не все фрагменты текста отражены в ПАМЯТКЕ. ИЛИ - Названия выделенных пунктов ПАМЯТКИ не отражают основной идеи соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. |
0 Баллов | Ответ отсутствует |
Задача 2.
Как вы объясните фразу: «Организм испытывает авитаминоз»? Приведите своё собственное объяснение.
Ответ:
Собственное понимание: |
|
Задача 2. «Весенние опасности» (2из 4) | |
Характеристика задания:
| |
Система оценивания 1) Собственное объяснение, например: «в организме человека не хватает каких-то витаминов» (Может быть дано другое корректное объяснение.) | |
2 Балла | дано собственное уместное и правильное объяснение |
1 Балл | Приведён любой элемент ответа, не полностью соответствующий правильному значению слова «авитаминоз» |
0 Баллов | Ответ неправильный. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задача 3.
Выберите все утверждения, которые соответствуют содержанию текста, и запишите их номера
А. Весна- время гулять во дворе и по улицам города
Б. Весна- время, когда увеличивается количество травм
В. Гуляя по улицам, обращайте внимание на обледенение тротуаров
Г. Водоемы – всегда опасны, Не выходи на лед!
Д. Весенний лед на водоемах несет опасность, так как меняет свой цвет под лучами солнца
Е. Верить весеннему солнцу нельзя, можно простудиться
Ж. Серьезную опасность весной представляют энцефалитные клещи
Задача 3. «Весенние опасности» (3из 4) | |
Характеристика задания:
| |
Система оценивания Ответ: БВДЕЖ | |
2 Балла | Указаны все элементы верного ответа, и другие элементы не приведены |
1 Балл | Указаны три элемента верного ответа, и дополнительно приведено не более одного неверного элемента. ИЛИ Допущена одна ошибка в указании элементов ответа |
0 Баллов | Другие ответы или ответ отсутствует |
Задача 4.
Рассмотрите фотографии.
На основе фотографий и с опорой на содержание текста «Весенние опасности» продолжите заполнение пунктов ПАМЯТКИ своими личными примерами правил безопасности для детей в весенний период:. (Цитаты из текста не засчитываются в качестве верного ответа.)
Ответ:
1) |
2) |
3) |
|
Задача 4 «Весенние опасности» (4 из 4) | |
Характеристика задания:
| |
Система оценивания Ответ: Сформулированы три пункта правил для ПАМЯТКИ безопасного поведения детей в весенний период:
Могут быть использованы другие формулировки пунктов ПАМЯТКИ, не искажающие смысл представленных фотографий | |
3 Балла | Корректно сформулированы три пункта правил безопасного поведения в весенний период |
2 Балл | Корректно сформулировано два пункта правил безопасного поведения в весенний период |
1 Баллов | Корректно сформулирован только один пункт правил безопасного поведения в весенний период |
0 Баллов | Не правильно (ИЛИ) не корректно сформулированы пункты для ПАМЯТКИ ИЛИ – нет ответа |
Литература
1. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С.Ю. Гончарук и др.]. М.: Просвещение, 2019. 208 с.
2.. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев / науч. ред. И.Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. 160 с. (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
3. https://kimc.ms [ЭИ]. Сборник Читательской грамотности (5-9 классы). pdf
4. https://fipi.ru . Открытый банк заданий.
5. fg.resh.edu.ru Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии
В работе представлены примеры практического решения вопросов по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии
Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»
Задание по формированию функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка. Направление. Модуль «Робототехника» Тема. Формирование функциональной грамотности школьников при моделировании роботов Makeblock Ultimate 2.0
Модуль «Робототехника» в школе позволяет вовлекать учащихся в процесс, мотивировать их на учебную деятельность, включает в себя множество компетенций: проектирова...
Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...
Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...






