Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 557.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка заданий
по формированию функциональной грамотности школьников
Пояснительная записка
Цель методической разработки: развитие естественнонаучной грамотности учащихся Задачи:
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
- совершенствовать способности осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
- демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
- проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.
Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов, происходящих в природе
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
Место реализации в образовательном процессе:
Задание: «Тайна плодородия», может быть использовано на уроках биологии при изучении темы «Значение бактерий в природе и жизни человека» в 5 классе и темы «Двудольные» в 6 классе, а также географии при изучении темы «Почва» в 6 классе.
Тайна плодородия
Тысячелетия занимаются люди земледелием. Учёные, изучающие жизнь наших далёких предков, находили в земле грубые каменные орудия. Уже тогда люди пытались взрыхлить ими землю. Высевали зёрна и собирали урожаи. Земледелец обязан помнить о требованиях растения - четыре условия одновременно необходимы растению: свет, тепло, вода, пища. Одно другое не заменяет. В этом и есть тайна плодородия.
Посыпали почву молотыми костями, искали в земле различные соли, повышающие плодородия почв. Это было правильно. Но это было ещё не всё, что требовалось растению.
Задача: Азот
Для жизни растений необходим азот.
В одном лесничестве было подсчитано, что в еловом лесу растения ежегодно выкачивают из почвы 62 килограмма азота с 1 гектара. Из этого количества 37 килограммов ежегодно возвращается в почву. А сельскохозяйственные культуры потребляют азота ещё больше
1. За счёт чего ежегодно возвращается 37 кг. азота в почву?
25 килограммов азота уже в почву не возвращается, а идёт на прирост деревьев. Эти 25 килограммов ежегодно должны откуда-то в почву поступать, иначе прекратился бы рост леса.
2. Откуда поступает 25 килограммов?
Задача: Зелёные помощники в борьбе за урожай
Человек всевозможными способами использует различным растения, получая из них необходимые продукты и изготавливая самые различные вещи. Использует человек и удивительное свойство растений - помогать повышению урожая других растений. Он взял себе в помощь ряд растений для получения высоких и устойчивых урожаев полевых культур.
У одного из этих растений тонкие пальчатосложные листья в виде тёмно-зелёного веера. Листочки на длинных черешках, как многопальчатые лапки, тянутся к свету, поворачиваясь к его лучам. Над листьями возвышается прямая крупная кисть синих, жёлтых, розовых или белых цветов.
У другого растения тройчатые листочки. Узкие красные, розовые или белые цветочки собраны в круглые головки-соцветия.
У каждого цветка этих растений, можно различить лепестки: парус, вёсла и лодочку, на дне которой запрятаны пестик и десять тычинок, сросшихся в трубочку.
- О каких растениях идёт речь?
- К какому семейству относятся эти растения?
Задача: Чудесные клубеньки
Есть в почве такие виды бактерий, которые улавливают из атмосферы свободный газообразный азот. Они захватывают из воздуха его атомы и превращают их в белковые вещества своих крохотных телец.
- Как азот попадает в почву?
Среди бактерий, питающихся атмосферным азотом, есть такие, которые свободно живут в почве. Но часть их самостоятельно существовать не может,- они живут в зелёных растений семейства бобовых.
- В каких органах можно встретить эти бактерии? Как образуются чудесные клубеньки?
Длинные корни бобовых растений, накапливают при содействии азотных бактерий белки и достают из нижних слоёв почвы известь.
- Какова роль белка и извести в повышении плодородия почвы?
Характеристика заданий и система оценивания
Задание: Тайна плодородия
Задача: «Азот» | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений; Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления | |
Система оценивания | |
2 | Дан ответ на 1 и 2 вопрос. Ежегодно возвращается в почву с опавшими листьями, веточками, кусочками коры. 25 кг. Поступает за счёт азотофиксирующих бактерий. |
1 | Дан ответ на 1 или 2 вопрос. |
0 | Ответ не дан. |
Характеристика заданий | |
Задача: «Зелёные помощники в борьбе за урожай» | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов; Контекст: глобальный Уровень сложности: низкий Формат ответа: краткий ответ Объект оценки: Применить соответствующие естественнонаучные знания для определения объекта | |
Система оценивания | |
2 | Дан полный ответ. Люпин и клевер. Семейство бобовые |
1 | В ответе указано Семейство: бобовые и названо одно из растений |
0 | В ответе указано только семейство: Бобовые |
Характеристика заданий | |
Задача: «Чудесные клубеньки» | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений; Контекст: глобальный Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. | |
Система оценивания | |
2 | Дан ответ и полное объяснение на 1,2 и 3 вопросы
|
1 | Дан ответ и полное объяснение на два вопроса |
0 | Ответ неполный на один из трёх вопросов. |
Список литературы
Хрестоматия по ботанике . Составитель Е. А. Алешко. Москва. 1960
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка “Задания по развитию функциональной грамотности”
В разработке представлен ряд заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся средней школы. Задания представлены в формате рабочего листа и могут быть применены как в урочно...
Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся
Диагностическая работа основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»
Задание по формированию функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. «Выполнение эскиза трёхмерной модели интерьера помещения в графическом редакторе»
Предметная область «Труд.Технология»«Модели и моделирование. Инженерные профессии»Аннотация к методической разработке. Пояснительная запискаРоль и место информационных систем в...
Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...




