Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tayna_plodorodiya.docx557.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий

по формированию функциональной грамотности школьников

Пояснительная записка

Цель методической разработки:  развитие естественнонаучной  грамотности учащихся Задачи:  

  1. развитие способности  формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
  2. совершенствовать способности  осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,  освоения новых знаний,  объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
  3. понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
  4. демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
  5. проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.

Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов,  происходящих в природе

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

Место реализации в образовательном процессе:

Задание: «Тайна плодородия», может быть использовано на уроках биологии  при изучении темы «Значение бактерий в природе и жизни человека» в 5 классе и темы  «Двудольные» в 6 классе, а также географии при изучении темы «Почва» в 6 классе.

Тайна плодородия

        Тысячелетия занимаются люди земледелием. Учёные, изучающие жизнь наших далёких предков, находили в земле грубые каменные орудия. Уже тогда люди пытались взрыхлить ими землю. Высевали зёрна и собирали урожаи. Земледелец обязан помнить о требованиях растения - четыре условия одновременно необходимы растению: свет, тепло, вода, пища. Одно другое не заменяет. В этом и есть тайна плодородия.

        Посыпали почву молотыми костями, искали в земле различные соли, повышающие плодородия почв. Это было правильно. Но это было ещё не всё, что требовалось растению.

Задача: Азот

Для жизни растений необходим азот.

        В одном лесничестве было подсчитано, что в еловом лесу растения ежегодно выкачивают из почвы 62 килограмма азота с 1 гектара. Из этого количества 37 килограммов ежегодно возвращается в почву. А сельскохозяйственные культуры потребляют азота ещё больше

1. За счёт чего ежегодно возвращается 37 кг. азота в почву?

        25 килограммов азота уже в почву не возвращается, а идёт на прирост деревьев. Эти 25 килограммов ежегодно должны откуда-то в почву поступать, иначе прекратился бы рост леса.

2.  Откуда поступает 25 килограммов?

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614574943_40-p-sad-na-belom-fone-56.png             http://visa-art.ru/attachments/d/7/d71dfca148c8f65813f8e21893bd7b07.jpg

   

Задача: Зелёные помощники в борьбе за урожай

        Человек всевозможными способами использует различным растения, получая из них необходимые продукты и изготавливая самые различные вещи. Использует человек и удивительное свойство  растений - помогать повышению урожая других растений. Он взял себе в помощь ряд растений для получения высоких и устойчивых урожаев полевых культур.

        У одного из этих растений тонкие пальчатосложные листья в виде тёмно-зелёного веера. Листочки на длинных черешках, как многопальчатые лапки, тянутся к свету, поворачиваясь к его лучам. Над листьями возвышается прямая крупная кисть синих, жёлтых, розовых или белых цветов.

        У другого растения тройчатые листочки. Узкие красные, розовые или белые цветочки собраны в круглые головки-соцветия.

       У каждого цветка этих растений, можно различить лепестки: парус, вёсла и лодочку, на дне которой запрятаны пестик и десять тычинок, сросшихся в трубочку.

  1. О каких растениях идёт речь?
  2. К какому семейству относятся эти растения?

http://56442047299727.xn---6--2ddnhoea2am.xn--p1ai/parse_fotos/5f316f4247413.jpg                         

Задача: Чудесные клубеньки

        Есть в почве такие виды бактерий, которые улавливают из атмосферы свободный  газообразный азот. Они захватывают из воздуха его атомы и превращают их в белковые вещества своих крохотных телец.

  1. Как азот попадает в почву?

        Среди бактерий, питающихся атмосферным азотом, есть такие, которые свободно живут в почве. Но часть их самостоятельно существовать не может,- они живут в  зелёных растений семейства бобовых.

  1. В каких органах можно встретить эти бактерии? Как образуются чудесные клубеньки?

        Длинные корни бобовых растений, накапливают при содействии азотных бактерий белки и достают из нижних слоёв почвы известь.

  1. Какова роль белка и извести в повышении плодородия почвы?

https://cdn.britannica.com/70/186470-138-2431369A/overview-nitrogen-fixation.jpg

Характеристика заданий и система оценивания

Задание: Тайна плодородия

Задача:  «Азот»

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные

знания для объяснения явления

Система оценивания

2

Дан ответ на 1 и 2 вопрос. Ежегодно возвращается в почву с опавшими листьями, веточками, кусочками коры.

25 кг. Поступает за счёт азотофиксирующих бактерий.

1

Дан ответ на 1 или 2 вопрос.

0

Ответ не дан.

Характеристика заданий

Задача: «Зелёные помощники в борьбе за урожай»

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: краткий ответ

Объект оценки: Применить соответствующие естественнонаучные знания для определения объекта

Система оценивания

2

Дан полный ответ.

Люпин и клевер.

Семейство бобовые

1

В ответе указано Семейство: бобовые и названо одно из растений

0

В ответе указано только семейство: Бобовые

Характеристика заданий

Задача: «Чудесные клубеньки»

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Система оценивания

2

Дан ответ и полное объяснение на 1,2 и 3 вопросы

  1. Когда почвенные бактерии умирают, их микроскопические останки остаются в земле и отдают свои отмёршие белки в общее количество растительных остатков. И тот азот, который был поглощён из атмосферы бактериями, остаётся в почве, увеличивая её плодородие.
  2. Бактерии живут на корнях бобовых растений в особых бугорках, похожих на маленькие клубеньки. Когда бактерии внедряются в корень растения, ткань корня начинает болезненно разрастаться, образуя клубеньки разного размера и формы.
  3. Известь и белки при перегнивании корней бобовых растений делают комочки почвы прочными, как бы проклеивают их. Такие прочные комочки почвы не размокают во время дождя, не рассыпаются при засухе. Таким образом бобовые восстанавливают структурность почв, тем самым содействуя лучшему питанию растений, их урожайности.

1

Дан ответ и полное объяснение на два вопроса

0

Ответ неполный  на один из трёх вопросов.

Список литературы

Хрестоматия по ботанике .  Составитель Е. А. Алешко.  Москва. 1960


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка “Задания по развитию функциональной грамотности”

В разработке представлен ряд заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся средней школы. Задания представлены в формате рабочего листа и могут быть применены как в урочно...

Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся

Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. «Выполнение эскиза трёхмерной модели интерьера помещения в графическом редакторе»

Предметная область «Труд.Технология»«Модели и моделирование. Инженерные профессии»Аннотация к методической разработке. Пояснительная запискаРоль и место информационных систем в...

Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...